"Главным предпринимателем является государство". "Большой начальник" Рудый перевел стрелки на правительство
Помощник президента по экономическим вопросам Кирилл Рудый, приятно удививший бизнес своими яркими доинаугурационными выступлениями (1, 2), сегодня на Форуме предпринимательства предпочел «не лезть поперед батьки в пекло» и переадресовал большую часть злободневных вопросов в правительство. Это вызвало у участников форума, с одной стороны, улыбку, а с другой — сочувствие.
Единственная сентенция Рудого, с которой можно было легко согласиться, состояла в том, что «главным предпринимателем в Беларуси является государство». «Государство владеет основными средствами производства, государство формирует в основном добавленную стоимость и определяет место расположения бизнеса. Вслед за государством как предпринимателем выстраиваются шлейфом малые, средние предприятия, частные и иностранные. Так или иначе они идут вслед за государственными предприятиями», — констатировал советник Александра Лукашенко.
Отдельно Рудый остановился на индивидуальных предпринимателях (ИП), которых, по официальной статистике, на 1 января было зарегистрировано 256 тысяч человек, с рабочими по найму — 287 тысяч. С учетом представителей так называемой категории самозанятых, например, ведущих домашнее хозяйство, зарегистрированных безработными, работающих за границей (605 тысяч) — их насчитывается около 892 тысячи человек, работающих «на свету или в тени». Как раз «теневая проблематика» больше всего беспокоит помощника президента. Кирилл Рудый, рисуя портрет белорусского ипэшника на основе данных статистики, сказал, что ИП — это, скорее всего, мужчина, занимающийся торговлей импортными товарами, скорее всего, официально не зарегистрированный, и, скорее всего, налоги не платит, если и платит, то немного. Что это дает государству? «За девять месяцев 2015 года ИП заплатили в бюджет 3 триллиона рублей — 2% всех налоговых поступлений. В среднем в месяц ИП платит чуть более 1 миллиона налогов. Если сравнить, сколько государство вкладывает в образование и здравоохранение, — в 600 раз больше, чем дает ИП в бюджет», — сказал Рудый.
Отвечая на вопрос журналистов, как в Администрации президента относятся к предпринимателям, которые торгуют на рынках, должны ли они развиваться или сходить на нет, Рудый сказал: «Если они платят налоги, то пусть развиваются». По его мнению, ипэшники в основном занимаются торговлей, потому что для производственного предпринимательства нужны инновации. «Это не внезапный прыжок, а обдуманная работа, которая потом дает результат», — отметил чиновник.
Лидер общественного объединения ипэшников «Перспектива» Анатолий Шумченко призвал власти «не мешать работать, а дать возможность пережить этот кризисный период». «Без малого бизнеса не будет среднего и крупного», — сказал Шумченко, упрекнув государство в том, что «не создало лифтов, чтобы мы по ним ездили».
По его словам, 32% ИП видят угрозу для своего бизнеса в президенте Беларуси, 49% — в правительстве, 15% — в Таможенном союзе. Лидер «Перспективы» вновь напомнил, что с 1 января 2016 года торговля товарами легпрома на рынках будет возможна только при наличии документов, подтверждающих происхождение товара. В связи с этим, по прогнозам Шумченко, с нового года государство может недосчитаться налоговых поступлений, потому что «торговые центры и рынки будут пустыми». «Кто понесет ответственность за это?» — вопрошал главный ипэшник страны.
Рудый посоветовал переадресовать этот вопрос Министерству экономики. «Если вы не наладили с ним диалог, значит, это не только вина Министерства экономики. Там много здравомыслящих людей, начиная от министра и заканчивая рядовыми специалистами. Они все работают ради предпринимателей», — заверил советник президента.
Заместитель директора Департамента по предпринимательству Минэкономики Петр Арушаньянц напомнил, что на решение проблемы сертификатов на товары легпрома было затрачено много времени. Но все предложения бизнеса сводятся к тому, что «надо вернуться в 90-е годы». «Но уже не вернешься туда. У нас настолько выросла конкуренция, что все стало очень серьезно. Границы сегодня открыты, и нас просто проглотят. Мы идем по другому пути. Нам надо планку [качества] повышать, а не понижать», — заявил он.
Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин сказал, что, «согласно индексу делового оптимизма, 86% опрошенных предпринимателей не удовлетворены диалогом бизнеса и власти». «Пора прекращать формалистику», — сказал он. Его поддержал глава еще одной бизнес-ассоциации (БНПА) Александр Швец, обозначивший ключевую проблему, которую никак не удается решить, — «это сращивание государства как собственника, и государства как регулятора». «Мы знаем, что в футбол играют 11 на 11, плюс судья бегает по полю в отличной от футболистов форме. В нашей стране тоже играют 22 футболиста, но из них три играют в одной команде, остальные — в другой. Плюс судья в команде этих 19 человек. Но такой футбол никому не нужен. Даже команде из 19 человек. Это пиррова победа», — образно обозначил проблематику Швец. По его словам, эта проблема «признана даже на уровне правительства», но «реального ее решения нет». С призывом к равноправию форм собственности и предложением по адвокатированию частного бизнеса Швец также обратился к Кириллу Рудому, поскольку, на его взгляд, «идеология экономических отношений исходит из Администрации президента».
Но помощник Лукашенко сказал, что «каждый должен заниматься своим делом в рамках своих полномочий, тогда и результат будет эффективный». По его словам, все запросы бизнес-союзов, которые направляют в Администрацию президента, переадресовываются «должностным людям, которые должны за это отвечать». Одной из таковых структур в правительстве является комиссия по развитию предпринимательства, которую возглавляет первый вице-премьер Василий Матюшевский. «Наша задача намекнуть и указать этим людям, что они, находясь на этих местах, должны помогать [бизнесу], но никак не выполнять чужую работу», — сказал советник. «[Что касается адвокатирования, то] все правовые решения у нас решаются в судебном порядке. Давайте развивать эту систему. Так будет более правильно», — добавил он.
Бизнесмен Амид Набизада обратился к Кириллу Рудому «как к большому начальнику» и предложил делегировать больше полномочий мэрам городов и довести KPI (ключевые показатели эффективности), например, по налогам. «Этим вопросам занимается правительство. В Совмине есть понимание, что такой показатель надо доводить», — ответил Рудый.
Перевод стрелок на правительство вызвал у участников форума только улыбку. Все прекрасно понимают, что инициативы Совмина нередко зарубаются вышестоящей инстанцией. Такую реакцию Рудого его знакомые связывают с нагоняем от руководства, который советник президента получил из-за высказываний о необходимости реформ в экономике.
О чем промолчал Рудый, или Почему власть боится реформ
Помощник Лукашенко выступил против ручного управления экономикой
Помощник президента назвал 5 причин, почему реформы не получатся