Новый Декрет Лукашенко: что власти предложат инвесторам?
За последние дни президент подписал два важных Декрета. Один из них касается привлечения инвесторов в страну, которым обещают самые выгодные условия, вплоть до освобождения от штрафов за невыполнение пунктов инвестдоговора.
12 ноября Александр Лукашенко подписал Декрет №8, который вносит изменения в Декрет №10 от 2009 года «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь». Данный документ будет регулировать привлечение инвесторов в страну. Инвесторам готовы предложить преференции: например, привлекать в страну иностранную рабочую силу без оплаты госпошлины.
Главный посыл новой редакции документа состоит в том, что теперь инвестиционные договоры будут заключать исключительно в отношении приоритетных секторов экономики, которые будет определять правительство. Договор может быть заключен на основании решения республиканского органа госуправления или иной госорганизации, подчиненной правительству, Управделами президента, исполкомам, в случаях, когда инвестор не претендует на преференции. В ситуации, когда по инвестдоговору предполагаются льготы, его могут заключить только через Совмин после одобрения президентом.
Инвесторов зазывают преференциями
Согласно документу, для потенциальных инвесторов в Беларуси готовы создать все условия, включая предоставление им разного рода льгот и преференций. В их числе: право на освобождение от уплаты штрафов и пени за нарушение условий инвестиционного договора. Обещают власти пойти навстречу в вопросе уплаты неустойки: по ней предложат рассрочку или отсрочку исходя из степени готовности объекта и объема вложенных в него инвестиций.
Льготы также предлагаются подрядчикам и разработчикам проектной документации, определенных инвестором. Их готовы освободить от: уплаты госпошлины за разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Беларуси. Граждан, которые будут привлечены в качестве рабочей силы для реализации инвестдоговора, освободят от выплаты пошлины за выдачу или продление срока действия разрешения на временное пребывание в стране.
Оговаривается в документе и отбор инвесторов в случаях, когда на реализацию инвестиционного договора на определенном земельном участке есть несколько претендентов. В таких ситуациях будет проводится конкурс, обеспечивающий оптимальное использование земельных ресурсов. Что касается земли, то он этот вопрос также прописан в президентском Декрете. Так, земли под инвестиционные договоры без проведения аукциона будут выделять только из перечня участков, предназначенных для последующего предоставления инвесторам.
Власти также намерены дать инвесторам право на определение подрядчиков или разработчиков проектной документации, поставщиков товаров и исполнителей услуг для строительства или реконструкции без проведения процедур, установленных законодательством.
Также инвесторов освобождают от платы за право заключения договора аренды земельного участка, который предоставляет в аренду по инвестдоговору, земельного налога за земельные участки, которые находятся в госсобственности.
Отдельно в документе говорится о том, что в случае прекращения инвестдоговора по причине невыполнения его условий, инвестор будет обязан возместить Беларуси суммы полученных льгот и преференций. При этом, требования о возмещении ущерба не могут быть предъявлены инвестору в случае, если договор не был выполнен по вине должностных лиц госорганов Беларуси. В случае, если инвестор виноват в срыве договоренностей, у него могут изъять земельный участок и недостроенные объекты, которые впоследствии могут быть проданы через аукцион.
Сам Декрет вступает в силу следующим образом: пункт 2 после официального опубликования, остальные положения - через полгода. При этом действие документа не распространяется на инвестдоговоры, заключенные до его подписания и вступления в силу (за исключением случаев, которые отдельно прописаны в документе). Отмечается также, что Декрет №8 - временный.
Инвесторы рискуют
Как бы не был написан новый Декрет, для инвесторов, приходящих в Беларусь, всегда есть риски. Особенно это касается инвесторов из стран дальнего зарубежья. Для них полным шоком может стать белорусская система, когда регистрация предприятия занимает два дня, но начало его работы может откладываться месяцами из-за формальностей и административных барьеров.
Свою роль играет плановая система, когда до предприятий всех форм собственности доводят планы, налогообложение, ценообразование, правовое поле и жесткое вмешательство государства во все процессы. Говорить же о том, что тотальный госконтроль будет ослаблен - нельзя. Власти по-прежнему не хотят реформировать свой подход к экономике в целом и бизнесу в частности.
При этом многие эксперты отмечают и достаточное количество плюсов, которыми обладает Беларусь в глазах инвесторов, но при этом многие факторы их отпугивают: гарантии полной безопасности бизнеса власти обеспечить не могут. Громкие аресты, проверки, штрафы, - все это играет не в пользу инвестиционного климата.
Отметим также, что инвестиции в экономику Беларуси в этом году сокращаются. По официальным данным статистики, за девять месяцев 2015 года иностранные инвесторы вложили в реальный сектор экономики 8,7 млрд долларов, что почти на четверть меньше показателя за аналогичный период прошлого года. Поступление прямых иностранных инвестиций составило 5,5 млрд долларов. При этом основным инвестором для Беларуси остается Россия, на чью долю приходится 41,7% от всех поступивших инвестиций.