Беларусь хочет попасть в горячие объятия кредиторов
После выборов, как и ожидалось, Беларусь входит в период плотных контактов с кредиторами. В декабре заявку на получение кредита рассмотрит Евразийский фонд стабилизации и развития, а 9 ноября в Минске приступила к работе миссия Международного валютного фонда. По информации БелаПАН, власти по итогам переговоров с МВФ хотели бы выйти на документ, который станет основанием для получения Беларусью нового кредита.
Карты, деньги и реформы
Миссия МВФ будет работать в Минске с 9 по 19 ноября, ее возглавляет Питер Долман, сменивший в середине этого года по посту главы миссии Дэвида Хофмана. Мандат новой миссии охватывает широкий круг вопросов.
Эксперты, которые планируют встречаться с миссией фонда, рассказывают, что международного кредитора интересуют буквально все элементы социально-экономической политики Беларуси.
По итогам переговоров с миссией белорусские власти хотели бы выйти на документ, который станет основанием для получения Беларусью нового кредита МВФ.
«Белорусская сторона хотела бы выйти на письмо о намерениях с МВФ, оно подписывается высшими должностными лицами страны и предоставляется на рассмотрение Исполнительному совету МВФ», — сообщил БелаПАН собеседник, знакомый с ходом переговоров белорусских властей с МВФ.
В упомянутом письме о намерениях прописывается программа экономической политики властей, которая является основой для реализации кредитной программы с фондом.
Следует отметить, что в 2009-2010 годы Беларусь от МВФ получала кредит stand-by, а в этот раз речь идет о механизме расширенного кредитования. Если кредит stand-by выдается странам на срок до двух лет, то длительность кредитной программы в рамках механизма расширенного финансирования может составлять до трех, а в некоторых случаях и до четырех лет.
«Отличие от предыдущей программы состоит в том, что обсуждаемый сегодня механизм кредитования предполагает более длительную кредитную программу, которая предполагает структурные меры по реформированию экономики», — пояснил БелаПАН собеседник, знакомый с ходом переговорного процесса.
Он отметил, что в основу новой кредитной программы с МВФ Беларусь планирует положить дорожную карту по структурному реформированию экономики, которую белорусское правительство разрабатывало в 2015 году совместно с Всемирным банком.
К слову, кредитная программа с Евразийским фондом стабилизации и развития, которую сегодня завершает согласовывать официальный Минск, также предполагает карту реформ, но официально называется матрицей мер.
Вместе с тем, как признают сами кредиторы, перечень тех экономических реформ, которые они рекомендуют проводить белорусским властям, практически не отличается.
«Принципиальных расхождений между нами и МВФ по набору мер для Беларуси нет», — отметил в недавнем интервью БелаПАНДмитрий Панкин, председатель правления Евразийского банка развития, управляющего средствами Евразийского фонда стабилизации и развития.
Дорожная карта по структурному реформированию экономики, которая, по мнению властей, может стать основой для кредитной программы с МВФ, включает несколько элементов.
В частности, там идет речь о мерах по обеспечению макроэкономической стабильности, реформировании рынка труда, также предполагается трансформация сектора госпредприятий.
Между тем, по сведениям БелаПАН, МВФ в своих замечаниях к разработанной белорусскими властями дорожной карте ранее указывал на ряд проблемных вопросов. В частности, фонд настораживал тот факт, что в дорожной карте акцент сделан на формирование базы нормативных документов, дальше разработки которых, как показывали прошлые годы, дело по реформированию белорусской экономики не двигалось.
Вероятно, оценка готовности белорусских властей проводить реформы — одна из основных задач, которую будет ставить перед собой миссия МВФ во время работы в Минске.
Куда качнется маятник реформ?
Прогнозы экспертов относительно вероятности привлечения Беларусью новых заимствований можно разделить на две части. Что касается кредита Евразийского фонда стабилизации и развития, то белорусские экономисты ожидают, что эти ресурсы страна получит.
Наблюдатели полагают, что Россия, которая имеет ключевой голос в совете евразийского фонда, примет положительное решение о кредитовании Беларуси.
«Москва заинтересована в кредитовании Минска. Выделение средств связано с выставлением условий по реформированию белорусской экономики. Выдачи кредита — это канал, который позволяет России контролировать экономическую политику в Беларуси», — считает экономист Сергей Чалый.
С другой стороны, полагают эксперты, существуют и политические причины, по которым Россия, скорее всего, примет решение о предоставлении кредита Беларуси.
«Москва сегодня пытается поддерживать союзнические настроения на постсоветском пространстве, и с учетом этого вероятность предоставления нового кредита Беларуси можно оценить как высокую», — говорит научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Мария Акулова.
Что касается получения Беларусью нового кредита МВФ, то по этому вопросу в экспертных кругах отсутствует единство взглядов.
Потепление политических отношений Беларуси с Западом может способствовать тому, что Международный валютный фонд предоставит нашей стране новый кредит, считает Сергей Чалый.
Он ожидает, что в ответ на решение МВФ о выделении денег белорусские власти согласятся повысить тарифы на жилищно-коммунальные и транспортные услуги, а сокращение доли госсектора в экономике, рекомендуемое фондом, будет происходить само собой в случае продолжения жесткой денежно-кредитной политики.
Альтернативное мнение, которое высказывают белорусские аналитики, состоит в том, что МВФ не удовлетворится частичными реформами в Беларуси и только в случае готовности официального Минска идти на глубокую перестройку экономики примет решение выделить кредит.
«МВФ настаивает на системных, глубоких и достаточно быстрых экономических реформах в Беларуси. Если соответствующей готовности идти на эти шаги у белорусских властей не будет, наверное, получение кредита МВФ маловероятно», — предполагает эксперт BEROC Дмитрий Крук.
В органах власти существуют как противники, так и сторонники глубоких экономических реформ, отмечает Мария Акулова.
«Свидетельство этого, в частности, мы видим в том, что позиция одних государственных служащих по вопросу реформирования рынка труда не вяжется с заявлениями других», — констатирует экономист.
Наиболее вероятный в такой ситуации сценарий развития событий заключается в том, что белорусские реформы будут носить постепенный и неглубокий характер, считает Дмитрий Крук.
«С учетом дискуссий, которые мы видим на официальном уровне, маятник качается в ту сторону, где движение в направлении реформ будут медленными. Проблема состоит в том, половинчатые реформы не дают должного экономического эффекта и всегда чреваты откатом назад», — предупреждает Крук.
Дмитрий ЗАЯЦ