Ручное управление экономикой довело страну до ручки
Экономические провалы, которые переживала страна в последние годы, на официальном уровне часто объяснялись внешними факторами. Мол, в этом виноват мировой кризис. Однако в коридорах власти не все готовы делать хорошую мину при плохой игре. Доклад помощника президента по экономическим вопросам Кирилла Рудого на научной конференции в минувшую пятницу оголил угрозы, которые скрывает существующая модель управления экономикой.
1000-долларовая зарплата: научная фантастика
Во время экономической конференции, которая состоялась в минувшую пятницу в «Президент-Отеле», часто использовалась медицинская терминология — голландская болезнь, стерилизация денежной массы, шоковая терапия.
Доклад помощника президента по экономическим вопросам (который, кстати, является еще и доктором экономических наук) Кирилла Рудого также напоминал выступление врача: вначале было подробное описание болезни, которой страдает наша экономика; потом приводились осложнения, которые вызывает заболевание; и, наконец, в третьей части доктор экономических наук предложил возможное лечение.
Впрочем, не все представители госаппарата, выступавшие на международной экономической конференции в минувшую пятницу, были склонны разделить мнение о том, что экономику пора лечить.
Председатель президиума Национальной академии наук Владимир Гусаков постарался доказать, что «в Беларуси выстроена нормальная экономика, управляемая, хорошо сбалансированная». По его мнению, уже в ближайшие годы стране под силу выйти на 1000-долларовую зарплату в эквиваленте.
«На уровне 500 долларов нельзя оставаться. Надо в ближайшие годы и до 1000 долларов зарплату в стране увеличивать», — подчеркнул Гусаков.
Увеличить доходы населения реально за счет удвоения ВВП, считает глава НАН. Все возможности для этого существуют, убежден Гусаков.
По его словам, «полно внутренних резервов», которые позволяют ускорить темпы роста ВВП.
«Первый — повышение производительности труда в традиционном секторе экономики позволяет дать 2-2,5% роста ВВП. Стимулирование деловой активности и предпринимательства также позволяют увеличить ВВП еще на 2 процентных пункта», — считает Владимир Гусаков.
«По самым скромным расчетам» можно набрать внутренних резервов на 8-8,5% ВВП, подчеркнул Гусаков.
Выступление главы НАН у многих участников конференции, в том числе госслужащих, вызывало тяжело сдерживаемый смех. Уходящая пятилетка характеризовалась низкими темпами экономического роста в Беларуси, и на этом фоне рецепт Национальной академии наук об удвоении ВВП напоминает больше научную фантастику, нежели реальную программу действий.
«Если резервы экономического роста существуют, непонятно, почему мы их не использовали… Вообще, все эти размышления напоминают больше фантазии, серьезно сложно это комментировать», — поделилась своими впечатлениями эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Екатерина Борнукова.
Любая страна, констатирует эксперт BEROC, хотела бы стремиться к более высоким темпам экономического роста.
«Наша экономика, даже когда была благоприятная ситуация в мире, в 2012-2013 гг. не показывала заметного роста. Непонятно, за счет чего без изменения ее структуры мы сможет ускоренными темпами расти», — говорит Екатерина Борнукова.
Кстати, по прогнозу Минэкономики Беларуси, рост ВВП в 2016 году может составить 0,3%. Правда, как показывает 2015 год, даже скромные показатели роста стране даются тяжело. За январь-сентябрь ВВП Беларуси снизился на 3,7%, хотя прогнозировался рост этого показателя на 0,2-0,7%.
Пять признаков ручного управления белорусской экономикой
Существующая система планирования и доведение директивных показателей — один из пяти элементов ручного управления белорусской экономикой, констатировал помощник президента Кирилл Рудый.
«Два года назад я был на этой конференции. Тогда я говорил, что за пять лет у нас ни один план по ВВП не исполнился. Сейчас два года прошло — можно сказать, что за семь лет ни один план по ВВП не исполнился», — отметил Рудый.
Доведение директивных показателей, констатировал он, «может быть, какую-то роль и играет в рамках самоуспокоения, но результат не достигается».
Второй элемент системы ручного управления — это управление деньгами, а когда денег становится все меньше, наступает ручное управление долгами, объяснил помощник президента.
«Суть состоит в том, что предприятиям говорят: вы начинайте строить, а мы потом, как орган госуправления, вам где-то эти деньги найдем. Либо вы берите кредит, а мы потом со стороны госорганов постараемся помочь вам этот кредит вернуть. В результате, ручное управление долгами превращается в бюджетную компенсацию ставок по кредитам, отсрочки оплаты за сырье, энергетику, аренду», — констатировал Кирилл Рудый.
Третий элемент системы ручного управления экономикой — административный ресурс.
«Система административного ресурса требует определенной должностной иерархии, чтобы ресурс срабатывал. Но насколько он срабатывает?», — задался вопросом Рудый.
По словам помощника президента, сегодня поставщиками продукции для белорусских госпредприятий выступают сотни частных и иностранных компаний, которые в лучшем случае закладывают административный ресурс в стоимость сделки, а в худшем — отказываются иметь дело с подведомственными предприятиями.
«У Минского тракторного завода 595 поставщиков, 267 иностранных, 145 частных. Как ручным управлением проследить каждую поставку, осуществить контроль, повлиять на иностранного или частного поставщика?» — задал риторический вопрос Кирилл Рудый.
Четвертый элемент ручной системы управления экономикой доктор наук видит в закреплении должностных лиц за предприятиями.
«За 8 месяцев запасы к среднемесячному объему производства предприятий Минпрома, за которыми закреплены должностные лица, не только не снизились, но и увеличились. Если ранее было 188% к среднемесячному объему производства, то на 1 сентября стало 201%. Маловероятно, что распоряжение о закреплении должностных лиц за предприятиями дает ожидаемый эффект», — констатировал Кирилл Рудый.
Наконец, пятый элемент ручного управления экономикой помощник президента видит в наличии массы контрольных мероприятий за бизнесом.
«В целом контрольный нажим ведет к тому, что вся предпринимательская энергия идет на внутреннюю борьбу. Боремся со своими контрольными органами вместо того, чтобы бороться на внешних рынках, с конкурентами, идти дальше в своем экономическом развитии», — считает Кирилл Рудый.
Система ручного управления экономикой, существующая на протяжении многих лет в Беларуси, привела к возникновению ряда негативных последствий.
«Временная господдержка становится постоянной, и тогда стимулом для предприятия является не удовлетворение потребностей своих покупателей, а главное — выбить деньги», — обратил внимание на сложившуюся практику Кирилл Рудый.
По его мнению, постоянный доступ предприятий к господдержке позволяет скрывать управленческие ошибки. «Соответственно, сложно сделать вывод, удался проект или нет, используются ли ресурсы эффективно или нет», — констатировал помощник президента.
Мало этого, добавил он, смешение финансов государства и государственных предприятий привело к тому, что на господдержку стали уходить огромные деньги.
«Размер господдержки по отдельным хроническим нерентабельным отраслям сопоставим с годовыми местными бюджетами областей, годовыми расходами на здравоохранение и образование», — подчеркнул Кирилл Рудый.
Доктор рекомендует неотложное лечение
Белорусские экономисты полностью поддерживают предложения помощника президента, главное из которых состоит в том, что необходимо уйти от ручной системы управления экономикой.
«Диагноз поставлен правильно, вызовы названы верно, решения предложены адекватные, а именно — необходимо уйти от ручной системы управления экономикой. Нужно определить рамки вмешательства государства в экономику, начать укреплять институты частной собственность, перестать раздавать кредитные ресурсы госсектору по льготным ставкам, а всей остальной экономике — в разы дороже», — поддерживает предложения помощника президента директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
По мнению эксперта, без пересмотра системы управления белорусская экономика не сможет справиться с внешними вызовами. На один из таких вызовов во время пятничной конференции обратил внимание председатель Совета Республики Михаил Мясникович. По его словам, основными конкурентами белорусских предприятий сегодня выступают российские компании.
«Это очень важный момент, свидетельствующий о наличии серьезных вызовов для наших предприятий. Управление белорусскими предприятиями в ручном режиме не справляется с этим вызовом, его нужно менять», — убежден Александр Чубрик.
На что можно поменять систему ручного управления экономикой?
«Можно пытаться придумать очередной суррогат, но человеческая цивилизация доказала, какая система управления в долгосрочном периоде является наиболее устойчивой и эффективной — это институциональное управление. Оно подразумевает защиту прав собственности, судебную систему, разделение властей, конкуренцию — элементы, которые срабатывают и работают в долгосрочном периоде», — полагает Кирилл Рудый.
По его мнению, трансформация ручного управления в институциональное потребует реализации комплекса мер. В частности, необходимо разделить финансы государства и финансы госпредприятий.
«Национальная безопасность, социальная сфера, естественные монополии — три направления, которые можно отнести к финансам государства. Всё, что находится за этими приоритетами, можно отправить в режим свободного плавания», — полагает Кирилл Рудый.
Повышение финансовой самостоятельности госпредприятий, считает он, приведет к тому, что часть из них, которые окажутся нежизнеспособны без господдержки, видимо, придется санировать, ликвидировать.
«Где-то придется пойти на управляемую санацию предприятий, где-то на ликвидацию, где-то, где мы видим, что сами не охватим, может быть, и на приватизацию», — предполагает Рудый.
В общем, доктор (в данном случае — экономических наук) рекомендует провести комплексное лечение национальной экономики.
«В начале 1990-х ручная система охватывала все сферы деятельности и управляла всей системой. Сегодня у нас половина экономики — частная, присутствуют иностранные компании, существуют другие элементы рыночной экономикой, система начинает выходить из-под ручного управления. Кроме как к институциональной экономике здесь ни к чему не перейти», — резюмировал Кирилл Рудый.
Дмитрий ЗАЯЦ