Опять 25 или кому влетит за провалы в деревообработке
В модернизацию деревообрабатывающей отрасли Беларуси вложены триллионы рублей, однако отрасль как была убыточной, так ею и остается. Власти то и дело возвращаются к проблемам, но снова отдаляются от их решения, предпочитая говорить о более насущном: ВВП, выборах или даже оппозиции. Меж тем, отрасль, в которую вложены баснословные средства из госбюджета, которая пережила массу проверок, увольнений и других потрясений, все еще находится в подвешенном состоянии.
Итак, модернизация деревообрабатывающей отрасли идет не один год (официально она стартовала в 2007 году, сумма, вложенная в нее, уже перевалила за миллиард долларов). Даже сами чиновники неоднократно говорили о том, что средства, вложенные в процесс, являются беспрецедентно большими для подорванной нескончаемым кризисом экономики страны.
«И что мы будем делать дальше?»
Такой вопрос задал сегодня на совещании по выполнению поручений главы государства по развитию базовых организаций деревообработки собственно президент страны. Александр Лукашенко, который в течение недели после выборов особенно громких заявлений не делал, проводит уже второе крупное совещание. На этот раз поднимается давно наболевшая тема, задаются уже неоднократно озвученные вопросы, ответы на которые, вероятнее всего, президента не порадуют. Уж слишком очевидны все провалы, допущенные в ходе модернизации.
Лукашенко даже выразил надежду, что сегодняшнее совещание по теме - последний разговор о деревообработке. Он напомнил, что в свое время модернизация деревообрабатывающих мощностей была одним из стратегических ориентиров развития госэкономики, при этом особо было отмечено, что имелось желание структурных реформ экономики (не этого ли требуют многочисленные западные экономисты, которые решают судьбы новых кредитов для Беларуси?). Президент также заметил, что модернизация должна была привести с снижению зависимости отрасли от иностранного сырья, тем более, что Беларусь не успевает переработать даже собственный лес.
Президент пояснил, почему при глобальной модернизации государство выбрало именно деревообработку и сельское хозяйство. Первая отрасль славилась еще во времена СССР, в Беларуси была хорошая школа, а после распада Союза новые власти стали работать над разрушенной экономикой, в том числе, и деревообработкой. Что касается сельского хозяйства, то ответ Лукашенко был прост: «это земля и наши люди».
В ходе совещания Лукашенко должен заслушать доклады чиновников об итогах модернизации деревообработки и о перспективах отрасли.
Чиновникам не страшно
Нельзя не отметить, что о деревообработке то и дело говорит кто-то из чиновников высшего ранга. Так, в июне на эту тему рассуждал премьер Кобяков, который, впрочем, ничего нового не сказал. Он заявил, что «результаты есть, но они пока не удовлетворяют». Предложения чиновников, к слову, тоже не могут удовлетворить. В частности, премьер предложил очевидные примеры решения застарелых проблем, которые предаются, но годами не реализовываются: улучшение качества продукции и менеджмента. Последнее - бич всех предприятий и фирм, находящихся в госсобственности. По советской привычке в Беларуси проще подключить административный ресурс и принуждение, чем начать работать теми способами, которые использует весь цивилизованный мир: качество, конкуренция, свободный рынок.
Можно говорить о том, что чиновникам сегодня не страшно за провалы государственного масштаба. Триллионы рублей, которые были пущены на закупку нового оборудования, выделял бюджет. Однако пока никаких результатов модернизации экономика не чувствует: отрасль хромает на все ноги, и даже те предприятия, которые в прошлом году благодаря ряду факторов сумели выйти в прибыль, в этом году ушли «в минус». При этом за все годы никто из ответственных за модернизацию, а значит и использование государственных триллионов, не был наказан (да, был уволен Андрей Тур, выговор получил Кобяков, который впоследствии и вовсе пошел на повышение). Скандал с Борисом Батурой - очередное подтверждение того, что чиновникам чаще всего все сходит с рук, а за их провалы отдуваются «стрелочники».
Показательной стала ситуация на «Борисовдреве». В конце 2013 года Лукашенко посетил предприятие, которое к тому моменту официально уже модернизировалось. Традиционно к приезду главы государства все прилегающие территории «вылизывают», чтобы показать хорошую картинку - это не является тайной и всем давно известно. Однако на «Борисовдреве» что-то пошло не так. Разразился скандал, Александр Лукашенко, инспектирующий все крупные предприятия от одного до нескольких раз в год, рвал и метал прямо перед камерами государственных телеканалов. В центре скандала оказался губернатор области Борис Батура и руководство предприятия.
«Батуру отстранить от занимаемой должности и направить сюда руководителем. Если через три дня не выйдет на работу, возбудить по нему уголовное дело», - заявил Лукашенко. А потом все стихло. И оказалось, что Борис Батура просто ушел на пенсию, тихо и вполне заслуженно (на тот момент ему уже было 66 лет). А в тюрьму через некоторое время отправился новый директор предприятия Владимир Мальцев.
Таким образом, чиновников привычно перемещают с места на место, экономика находится в упадке не один год подряд, реформы не проводятся (как бы на это ни намекали власти - реформы на словах это очень однобокий аутотренинг: возможно он помогает чиновникам спать спокойно, но на экономику он влияния не оказывает), курсовые разницы приводят к тому, что кредиты, выданные в валюте, в том числе и предприятиям деревообработки, превращают их нерентабельные и неспособные платить по счетам. Про прибыль речи не ведется.
Что сегодня расскажут президенту чиновники? Ограничатся новыми обещаниями, или признаются в собственном бессилии? И что, наконец, будет с отраслью, которая прошла огромные вливания, убытки, срывы сроков модернизации, «крепостной закон» и поломанные тюрьмой судьбы? Вопросы пока отсаются без ответов, и сегодняшнее совещание далеко не гарантия того, что ответы появятся.