Проблему долгов села предлагают решать по-новому
Проблему долгов и в целом платежеспособности сельхозпредприятий предлагают решать по-новому. Минсельхозпрод подготовил уточнения в прошлогодние указы по поддержке АПК, а также другие меры в виде смягчения условий рассрочки исполненных гарантий Минфина и облисполкомов, возможность реструктуризации не только долгов, но и процентов по ним, сообщает Аgriculture.by по итогам прошедшего в четверг в Горках совещания под руководством министра сельского хозяйства и продовольствия Леонида Зайца с участием депутатов Палаты представителей, ученых и преподавателей Белорусской сельхозакадемии.
Предполагается также поэтапно отменить регулирование цен на социально-значимые товары и заменить эту меру внутренней продовольственной помощью социально незащищенным слоям населения, формируется база для закупочных интервенций, что позволить применять меры рыночного регулирования и перейти на рыночное ценообразование на продукцию АПК.
Кроме того, уже принят указ президента № 406 от 2 октября 2015 года, который предусматривает направление 4,6 трлн рублей на приобретение горюче-смазочных материалов и удобрений под 3% годовых. Необходимо изыскать дополнительно 10 трлн рублей, пишет издание.
Принятие неотложных мер потребовалось в связи с тем, что в 2011−15 года сельское хозяйство привлекло 331 трлн рублей кредитных ресурсов, из которых 74% - на общих основаниях, под 36−45% годовых. На погашение кредитов уже направлено в этом году 24% выручки.
В прошлом году в Беларуси работала Межведомственная группа по решению проблемных вопросов в АПК под руководством премьер-министра страны. Результатом ее деятельности стали четыре указа президента, которые должны были облегчить финансовое положение сельхозорганизаций. Указами в частности был введен механизм компенсации диспаритета цен на сельхозпродукцию и ресурсы для ее производства, предусматривались меры по реструктуризации задолженности сельхозорганизаций. Экономический эффект от указов в 2014 году составил 4,8 трлн рублей, в этом году он ожидается на уровне 3,9 трлн рублей. Но в полном объеме все декларированные направления не были реализованы из-за неблагоприятных макроэкономических условий.
В частности, не удалось запустить льготное кредитование текущей деятельности, для которого планировалось создать фонд в размере не менее 10% от стоимости сельскохозяйственной продукции. Эти ресурсы должны были предоставляться хозяйствам под 2−3% и решить проблему нехватки оборотных средств. Требуется и полноценная компенсация диспаритета цен, которая предусматривалась прошлогодними указами.
Эксперты отмечают, что одним из главных направлений долгосрочных преобразований должно стать формирование эффективного собственника на селе. Речь идет, как о создании благоприятных условий для привлечения инвесторов, так и о механизмах, которые бы позволили руководителям и специалистам сельхозорганизаций сформировать свою долю собственности в открытых акционерных обществах.
— Нам необходимо найти эффективного собственника, дать возможность ему себя реализовать. Мотивацией для руководителя успешно развивающего в течение не менее чем трех лет хозяйства может стать продажа ему государством части акций этого же хозяйства. Таким образом появится настоящий хозяин на земле. Возможны различные механизмы формирования собственника, например, через выкуп акций за счет участия в прибыли предприятия
Планируется активнее прибегать к процедурам санации и банкротства для решения проблем неплатежеспособных организаций. Пилотный «проект» уже стартовал в Витебской области.