Надежды правительства разбились о нефтяную быль
Нынешний год доказал, что ситуация в белорусской экономике зависит от уровня мировых цен на нефть. Еще в августе правительство Беларуси рассчитывало, что стоимость углеводородного сырья в 2015 году заметно вырастет и экономика благодаря этому году воспрянет духом. По информации БелаПАН, новые прогнозы по ценам на нефть, которые закладывают власти на следующий год, не позволяют рассчитывать на экономический рост.
Еще два месяца назад, когда проект официального прогноза рассматривался в правительстве, в качестве базового был выбран сценарий, который предполагал рост в будущем году средней цены нефти марки Urals до 70 долларов за баррель. При таком сценарии, как ожидало правительство, белорусский экспорт в 2016 году мог бы вырасти на 24% по сравнению с 2015-м, и благодаря этому стране удалось бы выйти из рецессии.
Однако падение мировых цен на нефть в третьей декаде августа и последовавшая вслед за этим девальвация национальных валют Беларуси и России, видимо, поубавила оптимизм членов белорусского правительства. Поэтому после очередного рассмотрения макроэкономических параметров в сентябре в Совмине было принято решение переписать прогнозные материалы на 2016 год.
По информации БелаПАН, новый проект официального прогноза предусматривает два сценария возможного развития событий в 2016 году. При благоприятном сценарии нефть может подорожать до 57 долларов за баррель, при неблагоприятном — подешеветь до 45 долларов за баррель. К слову, на этой неделе стоимость нефти марки Urals находилась в районе 50 долларов за баррель.
Прогноз Минэкономразвития России, внесенный в российское правительство в сентябре, предполагает, что средняя стоимость нефти в 2016 году составит 50 долларов за баррель, то есть будет примерно сохраняться на нынешнем уровне.
Таким образом, новый прогноз белорусских властей на будущий год, если взять среднюю величину между благоприятным и неблагоприятным сценарием, близок к оценкам Минэкономразвития России.
В экспертных кругах в целом разделяют прогнозы официальных властей по этому вопросу.
К слову, цены на углеводородное сырье являются сегодня одной из тем, которая широко обсуждается на форекс-рынке, участники которого зарабатывают на изменении стоимости активов, в том числе нефти.
«Цены на нефть достигли определенного равновесия, вряд ли стоит ожидать их значительное снижение (скажем, до 25 долларов за баррель), но и не предвидится их стремительный рост (до уровня 70 долларов и выше за баррель). Цены будут до конца года оставаться в коридоре 45−55 долларов за баррель», — прогнозирует старший аналитик форекс-брокера «Альпари» Вадим Иосуб.
Схожего мнения придерживается эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук. По его словам, существует несколько предпосылок для сохранения мировых цен на нефть на относительно низком уровне.
«Основной фактор, который оказал влияние на мировые цены — высокие объемы добычи сланцевой нефти в США. Вторая причина низких цен на нефть — сильный доллар. Основная валюта, в которой производятся расчеты за нефть — доллар США. Соответственно, чем дороже доллар, тем ниже цена нефти», — объясняет Дмитрий Крук.
По мнению эксперта, основной фактор, который ведет к усилению позиций доллара в мире — растущая экономика США.
(Без)альтернативный путь белорусской экономики
Средняя цена нефти марки Urals в январе-сентябре 2015 года составила 55,4 доллара. Для сравнения: в аналогичный период прошлого года углеводородного сырье стоило 105,1 доллара за баррель. Таким образом, за последний год нефть подешевела почти в два раза.
Резкое падение мировых цен на черное золото привело к тому, что экономика Беларуси в 2015 году оказалась в рецессии (ВВП снизился на 3,5% за январь-август), хотя в прошлом году в стране наблюдался небольшой, но экономический рост (+1,6%).
По мнению аналитиков, сохранение мировых цен на нефть является крайне неблагоприятным сценарием развития событий для сегодняшней белорусской экономики.
«Для белорусской экономики важна маржинальность нефтепереработки, а на фоне низких цен на нефть она будет объективно невысокой. С другой стороны, от нефтяного фактора зависит экономическая активность в России. При относительно низких ценах на нефть спрос на белорусские инвестиционные товары на российском рынке будет низким», — считает Вадим Иосуб.
Альтернативных нефтепереработке и калийным удобрениям точек экономического роста в Беларуси не возникает, добавляет аналитик. Прорывов в направлении диверсификации белорусского экспорта пока также не наблюдается, поэтому экономического роста в 2016 году ожидать не стоит, полагает аналитик «Альпари».
«Российская экономика будет в 2016 году падать или, в лучшем случае, стагнировать, и на Беларусь эта ситуация зеркальным образом отразится», — прогнозирует Вадим Иосуб.
К слову, последний вариант прогноза Минэкономразвития России предполагает рост ВВП на 0,7% в 2016 году. Учитывая неблагоприятную внешнюю конъюнктуру, рост ВВП Беларуси в будущем году также может оказаться в районе нуля, а возможно и продолжение рецессии, предполагают эксперты.
Так, МВФ в новом отчете World Economic Outlook прогнозирует, что ВВП Беларуси в 2016 году снизится на 2,2%.
С таким положением дел страна не должна мириться, убежден Дмитрий Крук.
«Сохранять зависимость развития страны от конъюнктуры на нефтяном рынке неправильно. Действительно, сегодня это так, но из нынешней ситуации должно следовать, что ее нужно менять», — подчеркивает экономист BEROC.
Соответственно, добавляет он, нужно искать альтернативные пути экономического роста, которые не подвержены конъюнктурным колебаниям. Пока, правда, не совсем понятно, как далеко в поисках альтернатив существующей экономической модели готовы зайти власти. Избавление от любой зависимости — всегда тяжелый процесс. Особенно, когда речь идет о нефтяной зависимости.