Современная установка на Лукомльской ГРЭС за год сэкономила более 31 млн долларов

Источник материала:  
06.10.2015 10:48 — Новости Экономики

Корреспондент «СБ Беларусь Сегодня» побывала на Лукомльской ГРЭС и увидела, как работает новая современная установка, позволяющая значительно экономить ресурсы.


Первые сваи под будущий энергоблок на берегу Лукомльского озера забили около 4 лет назад. И вряд ли кто-то из горожан, кроме самих энергетиков и проектировщиков, представлял тогда, что на этом месте вырастет, можно сказать, вторая ГРЭС.

Главная точка на энергетической карте Беларуси: запредельные мощности, высокие энергии и 500 китайцев на стройке

Огромная площадка, где обосновалась современная парогазовая установка (ПГУ), занимает около 5 гектаров. Масштабы немаленькие, использованные здесь узлы и агрегаты — тоже. 300-тонный генератор, изготовленный в Германии, прибыл в Беларусь по водному пути — из порта Роттердам в Херсон, оттуда на специальной барже по Черному морю в Днепр, затем по Березине в Борисов. Потом — автопоездом длиной 50 метров.

Все это оборудование уже работает внутри необычного по своей архитектуре бело-голубого корпуса, который похож на большой корабль, заглянувший в уютный порт.

Прорабатывая будущий проект, энергетики очень тщательно подошли к выбору оборудования для современного блока. Проанализировав последние достижения мировых компаний-изготовителей, просчитав все «за» и «против», остановились на следующем составе ПГУ: газотурбинная установка и генератор производства Siemens, паровая турбина, генератор и котел-утилизатор производства КНР. Мощность парогазового энергоблока — 427 мегаватт.

А теперь отойдем от профессиональной терминологии. Сделать это поможет начальник котлотурбинного цеха Владимир Бурак. Он показывает на сверкающую белым металлом огромную конструкцию в центре:

— Вот оно, сердце ПГУ — газовая турбина. Она и выдает основную электроэнергию. А образующийся при этом пар поступает на паросиловую турбину. В итоге за счет использования одного и того же количества топлива электроэнергия вырабатывается дважды. Так что наличие двух турбин, неразрывно связанных технологически, — главное достоинство нового энергоблока.

Экономия ресурсов очень важна, ведь в себестоимости электричества львиную долю всех расходов занимает именно топливо. Сокращая объемы потребления горючего, мы снижаем затраты и себестоимость.

По проектным расчетам в условиях Беларуси ПГУ может экономить в год свыше 170 тысяч тонн условного топлива на сумму более 30 миллионов долларов. Первые месяцы ее работы показали, что это реальная задача.


Александр Базыленко

Директор Лукомльской ГРЭС Александр Базыленко называет цифры:

— За первый год сэкономлено 180 тысяч тонн топлива на 31 миллион долларов. При том, что общая стоимость грандиозного проекта — 368 миллионов долларов. Преимущество новой установки — высокий КПД парогазового цикла. Он составляет 57 процентов, в то время как у действующих сейчас на Лукомльской ГРЭС модернизированных блоков этот показатель всего 39 процентов. Плюс ко всему новый энергоблок отличается большей экологической чистотой, так как использует меньше воды, дает небольшое количество выбросов и имеет низкую концентрацию в них вредных веществ.

Сейчас новый энергоблок берет на себя четверть мощностей всей электростанции, функционирует на треть экономичнее и может обеспечить электричеством половину Витебской области. Если ранее на выработку одного киловатт-часа в целом по электростанции тратилось 313 граммов условного топлива, то ПГУ расходует всего 225 граммов. Поэтому новый энергоблок задействуем в полную силу. Сегодня у нас есть возможность мобильности в проведении плановых ремонтов старого оборудования.

Теперь на электростанции то и дело принимают экскурсии. Ветераны отрасли с большим интересом знакомятся с новыми технологиями и восхищаются сделанным. А руководство предприятия уверено, что и после того как в Беларуси запустят атомную электростанцию, важность Лукомльской ГРЭС ничуть не уменьшится. Она сможет обеспечить надежный запас мощностей именно благодаря проведенной здесь модернизации.

Сегодня в структуре всей белорусской энергосистемы Лукомльская ГРЭС несет треть общей нагрузки, в летние месяцы — еще больше. Так что строительство нового энергоблока — важный государственный проект, который в целом помог укрепить энергетическую безопасность страны.

Возведение ПГУ-400 было включено в государственную программу развития белорусской энергетической системы. Кроме китайских генподрядчиков, на стройплощадке трудились свыше 250 предприятий и организаций нашей страны. И первую электроэнергию новый энергоблок дал ровно в установленный проектом срок.

Под будущую парогазовую установку на территории Лукомльской ГРЭС было забито свыше 2,5 тысячи свай. Она может выдержать землетрясение силой 6 баллов. Ее обслуживанием занимаются 8 человек в смену. На центральном пульте управления в режиме реального времени отображаются даже малейшие колебания в системе ее работы.

В случае ЧП этот сложнейший электронный организм, обладающий уникальной системой самозащиты, сможет справиться с проблемой без участия человека и с минимальным ущербом для оборудования. Например, возгорание газовой турбины предупредит специальный защитный «скафандр». С помощью автоматически подаваемого под его кожух углекислого газа в считанные секунды будет побежден огонь и снята повышенная температура. Тонкие электронные механизмы при этом не пострадают.

— Наша электростанция по праву считается одной из самых надежных и экономичных конденсационных электростанций Беларуси и России. Ей исполнилось 46 лет. Когда-то специалисты утверждали: срок службы оборудования рассчитан примерно на три десятилетия. В начале 2000-х после приезда на Лукомльскую ГРЭС президента была разработана масштабная программа модернизации предприятия.

Поэтапная реализация этой программы позволила продлить срок службы ЛГРЭС еще на несколько десятилетий и значительно повысить эффективность ее работы. После ввода в строй парогазовой установки на электростанции начался совершенно иной этап развития — инновационных решений, новых технологий, экологической безопасности, повышенной надежности и топливной экономичности, — подытоживает Александр Базыленко.

←Топ-7 богатейших белорусов Питера

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика