Это не сработает. Массовые увольнения без эффекта и попытки силовиков латать финансовые дыры
В очередном выпуске «Экономики на пальцах», до президентских выборов перешедшей на текстовый формат, аналитик Сергей Чалый объясняет, как в Беларуси система окончательно потеряла интерес к тому, что будет дальше и почему правильные на первый взгляд шаги не приводят к ожидаемым результатам, а авторитарные модернизации — проваливаются.
Показательно совещание
Продолжая рассуждать о причинах сбоев в работе белорусской экономической модели, Сергей Чалый проанализировал прошедшее на прошлой неделе внезапное совещание у главы государства с участием силовиков и руководства промышленных грандов. Один из них, глава МТЗ Федора Домотенко, пожаловался президенту на бесконечные проверки силовиков. Проблему эту с разной степенью успешности пытаются решать уже более пяти лет. В этот раз реакция последовала моментально.
«О характере совещания можно судить по составу его участников. Присутствие в зале „силовиков“ — руководителей КГБ, МВД, Генеральной прокуратуры и Комитета госконтроля — признак того, что речь будет идти не столько об успехах и достижениях, сколько о проблемах. Поводом для встречи стало письмо на имя президента от директора Минского тракторного завода Федора Домотенко, бывшего помощника президента, главного инспектора по Минску. Коротко суть написанного звучит так — череда проверок со стороны людей в погонах мешает предприятию работать. Не прошло и суток, как Александр Лукашенко собрал всех, чьи ведомства фигурируют в обращении», — говорится в сюжете телеканала ОНТ.
«Посыл понятен: необходимо ослабить хватку на горле бизнеса, — комментирует Чалый. — Если даже бывший помощник президента, то есть ближе к власти — некуда, сигнализирует о том, что достали до невозможности, значит, проблема действительно есть, и весьма острая».
Проблема дебиторской задолженности сейчас на слуху, но прорыва на совещании не случилось.
«В этот раз совещание сенсаций не принесло. Итог двухчасового разговора — проверки Минского тракторного завода обоснованы, инспекторы вскрыли теневые схемы поставок техники и выявили множество нарушений. Александр Лукашенко поручил контролирующим структурам наладить более тесное взаимодействие между собой и с руководством предприятия», — сообщает ОНТ.
При этом «у директора МТЗ Федора Домотенко высокий лимит доверия остается», хотя ему необходимо вернуть сотни миллионов долларов за уже поставленные тракторы.
«Действия тут аналогичные последним инцидентам с силовиками и инвалидами, — сразу сообщается, что все сделано по закону. То есть система настроена на доение бизнеса, и даже президент ей не указ. Можно сколько угодно доказывать, что проверки надо убрать, что это мешает работать, но система стала автономной. Кстати, в конце сюжета выясняется, что же „нарыли“ проверяющие: оказывается, проблемы старые, еще прошлого руководства. Не очень понятно, почему в таком случае продолжают так навязчиво проверять новое», — отметил Чалый.
Там же на этом совещании президент подчеркнул: «Если это внутренняя задолженность, то мы быстро разберемся с данными проблемами, но самое опасное, что дебиторская задолженность — внешняя». «По поводу внутренней и «быстро разберемся» — это, как я понимаю, снова звучат идеи Анфимова о том, что эти цепочки можно быстро развязать, — отмечает аналитик. — Очевидно, что против векселей в этом случае моментально будет Нацбанк, ведь это автоматически обозначает превращение каждого предприятия в мини-Нацбанк, который печатает свои деньги. Но сам посыл — решать проблемы улучшения финансового состояния предприятия, подключая прокуратуру, это ситуация из разряда «пчелы против меда».
Исторический спад
В настоящее время в Беларуси разрабатывается прогноз социально-экономического развития страны на будущий год, который может стать беспрецедентным. При нынешних ценах на нефть, курсе российского рубля и других условиях, получается, что на следующий год нужно планировать спад ВВП примерно на 1,5%, отмечает Чалый. «Запланировать в директивной экономике спад — это вызвать когнитивный диссонанс и разрыв мозга исполнителей», — говорит он. Прежде в Беларуси никогда снижения темпов роста в Беларуси не планировалось.
В принципе, запланировать можно все. К примеру, эксперта удивляет постановление правительства № 802, согласно которому доля новых перспективных рынков в объеме экспорта основных экспортеров должна быть не менее 10%. БЕЛТА отмечает, что республиканским органам госуправления и иным госорганизациям, подчиненным правительству, облисполкомам и Мингорисполкому, необходимо обеспечить долю новых перспективных рынков в объеме экспорта основных экспортеров на уровне не менее 10%. Причем в документе приведен исчерпывающий перечень «новых и перспективных рынков», в число которых попали, к примеру, Ангола, Боливия, Гамбия, Зимбабве, Ирландия, Кот-д'Ивуар, Мальта и другие.
«Это стандартная реакция системы — есть хорошая задача, но она превращается в бумажные вещи. Причем интересно, что отвечает за исполнение и производственная вертикаль, и вертикаль советская, облисполкомы и Мингорисполком», — отмечает Сергей Чалый.
Возвращаясь к теме спада экономики, эксперт обращает внимание на то, что в России неоднократно пытались посчитать нагрузку на экономику избыточного административного регулирования. По самой скромной оценке, данным Высшей школы экономики, эта нагрузка — 1,7% ВВП (есть и более жесткие — до 7 процентов ВВП). «То есть отмена этого регулирования, снятие руки с горла бизнеса, без всяких дополнительных структурных изменений способно спад следующего года превратить в рост, пускай и небольшой», — уточняет Чалый.
Но Беларусь продолжает идти более тернистым путем. В частности, в вопросах господдержки. На прошлой неделе президент посетил БМЗ, оказавшийся во втором квартале в десятке самых убыточных предприятий по итогам полугодия. В ходе визита выяснилось, что подготовлен проект указа президента об отсрочке части выплат по кредитам БМЗ путем выпуска предприятием облигаций и размещения их в госбанках, пишет БЕЛТА.
Причем президент поставил ряд условий. Одно из них, чтобы проценты по размещаемым облигациям были предусмотрены на минимально возможном уровне. «Для нас главное, чтобы было производство. Прежде, чем я подпишу указ, вы (чиновники) мне это на стол все положите: гарантии, что мы не потеряем предприятие, что банки не смогут эти облигации продать кому-то на сторону. Мне нужна безопасность и гарантии, — заявил Александр Лукашенко. — Главное — маржа, которая увеличивается к проценту по кредитам. Это мне надо знать, чтобы деньгами не разбрасываться. Банки на них наживаться не должны».
По оценке Сергея Чалого, государству важно лишить банки возможности продать эти облигации третьим лицам, так как они при неблагоприятном развитии ситуации могут инициировать дело о банкротстве. «А банки — государственные, и это делать им запрещено. То есть один плохой долг заменяется еще более плохим долгом, причем под меньшие проценты. Это решение — аналогично принятым недавно в Китае, когда фактически заставляли банки продолжать кредитовать государственных промышленных гигантов, и так обремененных долгами», — констатирует он.
Ситуация, предупреждает эксперт, еще хуже, чем с директивным кредитованием под инвестпроекты, часть из которых все-таки оказывалась успешной.
Бесполезно уволенные
В последнее время большинство экспертов сходится в том, что для повышения эффективности экономики нужны структурные реформы, в результате которых сократится избыточная численность предприятий, а неэффективные субъекты хозяйствования — обанкротятся. Уже сейчас мы наблюдаем, что идут сокращения, в том числе — на самых крупных предприятиях. За год 30 крупных белорусских нанимателей уволили свыше 17 тысяч работников, пишет БелаПАН.
По статистике за первое полугодие, речь идет о сокращениях на 15−16%, причем этот процент примерно одинаков на многих предприятиях. При этом есть масса судов по банкротствам, где фигурируют и крупные предприятия, а в должники перед МНС попали крупные компании, пишет «Ежедневник».
«Возникает простой вопрос: почему мы не видим результатов этих увольнений в виде улучшения производительности. Вот же симптомы тех структурных изменений, о которых все говорят, а результата нет. А ответ прост. Экономика — наука о стимулах. Если результат неверен, значит система стимулов неверна. Значит критерии, по которым идет отбор, нерыночные», — аргументирует Чалый.
Следует провести инвентаризацию, выяснить, где люди друг друга дублируют, где нагрузка минимальная — и именно их убирать, продолжает он. «А у нас люди высвобождаются так, чтобы, главное, обойтись без выплат им положенных при увольнении компенсаций и, по возможности, без жестких конфликтов. То есть это увольнения пенсионеров и непродление контрактов. А какие шансы на то, что контракты закончатся в нужное время именно у тех людей, которые неэффективны? Крайне низкая!» — отмечает эксперт.
Он уверен, что есть несколько вариантов объяснения примерно одинакового процента сокращений. Первый, маловероятный, — у всех была одинаковая избыточная численность. Второй, у всех была примерно одинаковая доля пенсионеров, от которых поспешили избавиться. Еще один вариант — на определенные сокращения дали добро власти, и все поспешили им воспользоваться, но при этом численность по-прежнему может оставаться далекой от оптимальной.
«В любом случае, шансов на то, что сокращения идут именно из экономических соображений, минимальны», — подчеркивает собеседник.
Резюмируя проблемы белорусской экономики, Сергей Чалый процитировал недавнее исследование авторов из Высшей школы экономики Андрей Мельвиля и Михаила Миронюка Bad Enough Governance о том, почему проваливаются структурные реформы в постсоветских странах. «Самая большая проблема в том, что реформировать приходится смешанную рыночно-феодальную модель. Раньше считалось, что реформы останавливаются из-за политического протеста первых проигравших, но авторы выяснили, что проблема не в них, а в ранних победителях», — отмечает эксперт. Хороший пример — Россия, где тот, кто рисовал правила реформ, стали первыми ими воспользовавшимися. В частности Чалый обращает внимание на кейс первого вице-премьера Владимира Потанина, который оказался хозяином «Норильского никеля». «Никакого Сингапура здесь не получится, если не менять политэкономическую систему. Без политической либерализации экономической либерализации в постсоветских странах не получится», — уверяет аналитик.
«Мы наблюдаем реакцию полуфеодальной системы контроля над потоками над сокращением потоков. Идет очевидное превращение ее участников во временщиков. Самое яркое решение из серии „здесь и сейчас“ — по алкоголю. Выгоды мы получаем сейчас, и ради них готовы пожертвовать будущими потерями в виде роста временной нетрудоспособности, травматизма, заболеваний, сокращения продолжительности жизни. Подсчеты такие — 2,5% ВВП приносят продажи, 4,5% ВВП тратится на борьбу с последствиями. Но эти расходы будут потом, и они растянуты во времени», — резюмирует он.
Мнение автора программы может не совпадать с мнением редакции портала.