Частному бизнесу очертили его перспективы после выборов
Изменения и дополнения в директиву № 4, нацеленную на развитие предпринимательской инициативы, будут внесены с помощью указа. Об этом TUT.BY сообщили в Белорусской торгово-промышленной палате.
На минувшей неделе проект документа был направлен для рассмотрения в бизнес-ассоциации. На осмысление было дано 4−5 дней. 28 сентября — дедлайн для внесения предложений и замечаний. Впрочем, по ряду позиций проект указа совпадает с теми предложениями, которые весной были вынесены на общественное обсуждение. Но есть и ряд важных корректировок.
В преамбуле иначе расставлены акценты по поводу развития бизнеса. Ранее говорилось о том, что «традиционные стимулы развития экономики исчерпали себя», Беларусь «не может опираться на массовые инвестиции, стимулируемые государством». Поэтому «требуется поиск новых источников экономического роста». Сейчас этого нет. Но вместе с тем признается, что частный сектор «имеет больший потенциал для роста» только по сравнению не «с крупными государственными предприятиями», а просто «с государственными организациями». Подкорректирован и еще один пассаж: «Государственные органы должны видеть в предпринимателях не конкурента, а партнера — налогоплательщика, работодателя, инвестора, новатора». В финальной версии конструкция «не конкурента, а» удалена.
Приоритетным направлением видится развитие производственного предпринимательства. Для этого «обеспечат на конкурсной основе возможность участия малого и среднего бизнеса в распределении квотированных сырьевых ресурсов». Будет также выработана система мер по стимулированию развития субконтрактации между крупными и мелкими предприятиями. В проекте новой директивы нашла отражение давняя проблема выкупа имущества и помещений, в течение долгого времени арендуемых предпринимателями у государства. Сейчас предлагается предоставить возможность «выкупа в заявительном порядке субъектами производственного предпринимательства объектов, арендуемых ими в течение трех и более лет, в рассрочку на 3−5 лет». При этом будет установлен «исчерпывающий перечень оснований», при наличии которых бизнесменам может быть отказано в приобретении.
Новый документ нацелен на развитие частной собственности и призван обеспечить ее защиту. Предлагается «ввести запрет на прекращение имущественных прав субъектов предпринимательской деятельности и принудительное списание денежных средств (за исключением взыскания налогов и платежей в бюджет, в том числе в соответствии с международными договорами Беларуси) при отсутствии вступившего в законную силу решения суда». Только по решению суда может быть принято решение о приостановке деятельности компаний, за исключением «случаев, когда такая деятельность приостанавливается в целях защиты жизни, здоровья и безопасности граждан». Кроме того, предлагается «внести изменения в законодательство, предусматривающее, что срок исковой давности по сделке по приватизации госимущества и о применении последствий ее недействительности может быть установлен в течение трех лет со дня ее исполнения».
Ликвидация административных барьеров предусматривает среди прочего расширение сферы применения электронного документооборота.
Осталось в силе предложение «обеспечить защиту права руководителей субъектов предпринимательской деятельности на деловой риск». Правда, предлагается «уточнить критерии признания делового риска обоснованным».
Предпринимателям обещают мораторий (сроком на три года) «на внесение в налоговое законодательство изменений, направленных на увеличение количества и (или) ставок налоговых и неналоговых платежей, а также усложняющих порядок расчетов». При этом предлагается не предоставлять индивидуальных налоговых льгот. Однако необходимо «разработать исчерпывающий перечень случаев предоставления льгот категориального характера».
Что касается вопросов ценообразования, то в новой директиве власти подтверждают курс на свободные цены. Причем не делают сноски «на форс-мажорные обстоятельства», как это было весной. Осуществлять государственное регулирование цен предлагается «в отношении товаров организаций-монополистов, социально значимые товары (работы, услуги), определяющие жизненный уровень населения, а также в случаях, установленных международными договорами Республики Беларусь».
Изначально предлагалось, что контролировать вопросы ценообразования будет «единый независимый антимонопольный орган». В финальном проекте эта инициатива не нашла поддержки. Вероятно, в Администрации президента полагают, что куцый действующий антимонопольный департамент при Минэкономики вполне со своими функциями справляется.
Стоит сказать, что не только это предложение не нашло отражения в проекте новой инициативы. Возможно, фундаментальные вещи (например, «законодательно закрепить разделение функций государства как регулятора и как собственника») найдут свое отражение в программе структурных реформ на 2016−2020 годы, которые власти обещают обнародовать в октябре.
Ранее в бизнес-союзах констатировали, что «проект новой директивы фактически целиком состоит из нерешенных вопросов директивы № 4, принятой в 2010 году». Сейчас ее решили облечь в указ прямого действия, как это и предлагало сделать деловое сообщество.
Скепсиса добавляет тот факт, что обсуждение и принятие новой директивы по предпринимательству по времени совпадает с избирательной кампанией — так же, как это было и с директивой № 4, которую подписали вскоре после президентских выборов в декабре 2010 года. Бизнес видит в этом больше политического пиара, чем реальных действий.
В подготовке проекта указа о внесении изменений и дополнений в директиву № 4 принимали участие 9 человек: три представителя Администрации президента (Виталий Гришкевич, Владимир Коваленко, Петр Караваев), по одному — от Минэкономики (Роман Бродов) и Совета министров (Светлана Иванова), советник Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства Татьяна Быкова, зампред Могилевского облисполкома Виктор Красовский, председатель совета директоров Бизнес-школы ИПМ Дмитрий Дичковский и коммерческий директор «Эвипак Индастриз» Виталий Патлис.