Москва не оставляет попыток заставить Минск продать МЗКТ
20.09.2015 13:37
—
Новости Экономики
Руководству Беларуси пока удается сохранять за собой не только сам Минский завод колесных тягачей (МЗКТ), но и российские заказы для него. Однако можно ожидать нового давления Москвы.
Фото Владимира Беляева
Оперативно-тактические комплексы (ОТРК) «Искандер» будут по-прежнему монтироваться на шасси МЗКТ. Об этом сообщил российский еженедельник «Военно-промышленный курьер» со ссылкой на анонимный источник в Минобороны России.
Итак, белорусские шасси остаются востребованными в России несмотря на то, что ОАО «КамАЗ» ведет разработку перспективного шасси семейства «Платформа».
Неназванный представитель российского военного ведомства подчеркнул, что перевод «Искандеров» с белорусских автомобилей на «Платформу» будет достаточно непростым делом:
«Ведь важно не только сделать само шасси. Самое главное — пересадить на него комплекс, разработать вспомогательные агрегаты, гидравлику, сделать систему вывешивания. А это не так уж и просто, надо открывать новые опытно-конструкторские работы, проводить испытания».
Более того, по словам источника, ныне рассматривается возможность расширить номенклатуру специализированных шасси, приобретаемых у МЗКТ.
Между тем не так давно в ряде российских печатных и электронных СМИ вновь появились сообщения о готовности КамАЗа в рамках импортозамещения наладить серийное производство специальных колесных шасси и тягачей (СКШТ), аналогичных продукции МЗКТ.
В соцсетях даже была опубликована фотография опытного седельного тягача колесной формулы 8×8 с защищенной кабиной, разработанного, по утверждению ряда блогеров, в рамках проекта «Платформа-О». Там же была вывешена фотокопия плаката с изображением всех перспективных машин этого проекта.
По информации специализированных изданий, научно-исследовательские работы «Платформа» и опытно-конструкторские работы «Платформа-О» по созданию «высокомобильной модульной платформы различного назначения трех типов» в соответствии с заданием Министерства обороны России ведутся ОАО «КамАЗ» с 2010 года.
Речь идет о разработке седельного тягача с колесной формулой 8×8 для буксирования прицепных систем массой 90-165 т и балластного тягача с колесной формулой 8×8 для буксирования прицепных систем массой до 75 т; платформы с колесной формулой 12×12 грузоподъемностью 50 т; платформы с колесной формулой 16×16 грузоподъемностью 85 т.
Однако хотя от начала разработки прошло пять лет и на нее ушли немалые средства, образца высокомобильной модульной платформы в металле никто из экспертов до сих пор не видел. И это отнюдь не случайно, отметил в своей публикации в том же «Военно-промышленном курьере» главный редактор «Автомобильного каталога», один из ведущих экспертов в области автотехники спецназначения Александр Привалов.
По его мнению, разработчики КамАЗа, определяя облик будущих СКШТ для российской армии и ракетных войск стратегического назначения (РВСН), допустили серьезные просчеты. И главный — в том, что вопреки успешному опыту МЗКТ ставка была сделана только на конструкцию с использованием мотор-колес. Но у этой схемы недостатков оказалось намного больше, чем преимуществ. Причем некоторые из минусов не могут быть устранены принципиально.
Очевидно, именно поэтому нигде в мире (включая США) не удалось создать работоспособные СКШТ с мотор-колесами. И тем не менее, начиная с 2009 года КамАЗ упорно проталкивает свои еще не существующие машины не только в РВСН, но и в другие виды и рода войск, а также разработчикам вооружения и военной техники (ВВТ).
Последние же не спешат менять шило на мыло и по старинке размещают свои разработки на шасси МЗКТ.
Это, в частности, относится и к ОТРК «Искандер». Используемое для его размещения шасси МЗКТ-7930 колесной формулы 8×8 разработано для монтажа вооружения и военной техники полной массой 22, 24 и 25 т, его транспортирования по всем видам дорог и местности и обеспечения боевого применения.
Помимо пусковой установки (ПУ) «Иcкандера», на МЗКТ-7930 сегодня монтируется и транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) этого комплекса; боевая и транспортная машины реактивной системы залпового огня «Ураган-1»; машина обеспечения боевого дежурства стратегического ракетного комплекса «Тополь-М»; радиолокационная станция зенитной ракетной системы (ЗРС) С-400; ПУ и ТЗМ противокорабельных береговых ракетных комплексов «Бал-Э», «Бастион», «Клаб-М»; мостоукладчик ТММ-6 «Гусеница-2» и другие машины.
Под монтаж пусковых установок и транспортных машин российских мобильных грунтовых ракетных комплексов стратегического назначения (ПГРК) «Тополь-М» и «Ярс», их транспортирования по всем видам дорог и разведанной местности и обеспечения боевого применения разработано шасси МЗКТ-79221 (16×16).
По мнению экспертов, одной из наиболее новаторских разработок МЗКТ являются шасси МЗКТ-69221, имеющее не рамную, а корпусную («вагонную») конструкцию. Своим появлением это колесное шасси обязано разработчикам ЗРС «Тор» c Ижевского электромеханического завода, задумавшим создать версию этой ЗРС с улучшенными характеристиками. К слову, именно ЗРС колесной версии «Тор-М2К» Россия поставила Беларуси.
ЗРК «Бук-М2» на шасси МЗКТ-69221-010
Высокие тактико-технические характеристики МЗКТ-69221 привлекли внимание других разработчиков вооружения. В частности, это же шасси было использовано российскими разработчиками при создании новой модификации ЗРК средней дальности «Бук»— «Бук-2М»/»Бук-2МЭ».
Тем временем уже на подходе к серийному производству первые образцы новейших российских ПГРК «Рубеж» (РС-26), в качестве носителя для которых выбрано шасси МЗКТ-79291 (12×12) мощностью 650 л.с. Оно впервые было представлено 3 июля 2013 года на параде в честь Дня независимости в Минске. Есть все основания полагать, что эти же шасси станут базой и для перспективной российской мобильной системы ПРО/ПВО С-500.
Для того чтобы «пересадить» все эти ВВТ на другую колесную базу, России потребуются огромные затраты времени и денег, которых ей ныне очень не хватает. Не менее важно и то, что вся инфраструктура, обеспечивающая функционирование стратегических ПГРК, c советских времен приспособлена под колесные шасси МЗКТ. В случае замены материальной части эту инфраструктуру придется серьезно адаптировать или даже перестраивать.
Тогда почему генерируются информационные волны насчет скорой замены белорусских СКШТ на российские?
Возможно, сам того не осознавая, предельно откровенно ответил на этот вопрос главный редактор российского журнала «Экспорт вооружений»Андрей Фролов. По его словам, такого рода «сливы» могут быть санкционированными сверху, в них могут быть «заинтересованы структуры повыше КамАЗа и «Ростеха» (владельца автозавода). Фролов допускает, что последний «слив» — «это черная метка белорусам: либо делаете, что надо, на наших условиях, либо будете все это в Китай и Северную Корею отправлять».
Итак, можно предположить, что здесь мы имеем дело с очередной попыткой информационного шантажа.
Первая была предпринята в 2011 году, когда в российских СМИ прошла серия публикаций о том, что Минобороны России намерено вскоре отказаться от использования белорусских СКШТ в качестве носителей новейших ПГРК. Сообщалось, что с 2014 года эти комплексы будут размещаться на шасси семейства «Платформа» Камского автозавода. В дальнейшем, как отмечалось, машины этого семейства должны будут поступить на вооружение всех видов и родов войск России, а МЗКТ лишится российских военных заказов.
Но 2014 год прошел, прогнозы не оправдались — и вот, похоже, была предпринята новая попытка психологического нажима на Минск. Цель прежняя: используя меры мягкого и твердого принуждения, взять под контроль МЗКТ, чтобы выполнение программы перевооружения вооруженных сил России не зависело от воли Александра Лукашенко.
Напомню, что принципиальное решение о создании белорусско-российского холдинга с участием МЗКТ было достигнуто еще 11 марта 2013 года на встрече вице-премьера правительства России Аркадия Дворковича и первого вице-премьера Беларуси Владимира Семашко. Позднее оно было подтверждено на уровне премьер-министров и президентов двух стран.
Но каждая из сторон стремилась выжать из этой сделки максимум выгод, и торг относительно условий создания СП принял достаточно жесткий, затяжной характер. Недовольный предложениями россиян Лукашенко 6 декабря 2013 года предпринял демарш, высказавшись против передачи им контрольного пакета акций МЗКТ.
После этого последовало несколько информационных атак на белорусскую сторону, которые не достигли результата. Во время последнего посещения МЗКТ в августе Лукашенко вновь категорически отказался сдавать россиянам столь ценный актив.
Впрочем, точка не поставлена. Не исключено, что, дождавшись благоприятного момента, Москва предпримет очередную попытку дожать союзника.
Александр АЛЕСИН