"Я - счастливый человек!". Хозяйка магазинов duty free - о Лукашенко, Винниковой, семье и гимнастике
До ноября 2014 года Елена Скрипель была хорошо известной в узких кругах бизнесвумен. Она имеет отношение к созданию сети магазинов duty free в Беларуси и соседних странах. Директор компании «Хелена Валери» стала более известной осенью прошлого года, возглавив Белорусскую ассоциацию гимнастики (БАГ). В интервью TUT.BY Елена Скрипель поделилась спортивными планами, рассказала о своем бизнесе и приоткрыла занавес личной жизни.
«Наша задача сейчас — вернуть интерес к спортивной гимнастике»
— Как вам поступило предложение возглавить ассоциацию гимнастики?
— Предложение поступило от первого вице-президента Национального олимпийского комитета Максима Владимировича Рыженкова (он же помощник президента по спорту. — TUT.BY). Состоялся разговор о том, что [художественная] гимнастика — это красивый женский вид спорта и что было бы логичным, чтобы ассоциацию возглавила женщина. Предложение было неожиданным. Но долго не думала. Просто ответила согласием. А потом зашла на сайт ассоциации и увидела, что в нее, оказывается, входит не только художественная гимнастика, но еще прыжки на батуте, акробатика, спортивная гимнастика, аэробика. При встрече с Рыженковым говорю: «Максим Владимирович, так в ассоциации пять видов спорта!». Он: «Не страшно, поможем». Вот и вся история.
На самом деле я уже давно была связана с художественной гимнастикой, неплохо знаю этот мир. Поэтому можно сказать, что тут как-то все совпало. Кандидатуру одобрил, как я понимаю, президент НОКа [Александр Лукашенко]. В свое время глава государства уже доверял мне некоторые вопросы, связанные с поддержкой детской школы художественной гимнастики.
— Стартовали вы успешно. В мае хорошо провели в Минске чемпионат Европы по художественной гимнастике. «Художницы» регулярно привозят медали с разных международных соревнований.
— Безусловно, мне повезло — вид спорта в ассоциации достался и красивый, и медальный. Действительно, дела в нашей художественной гимнастике обстоят неплохо. На проходящем чемпионате мира в Штутгарте Беларусь завоевала две путевки на Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро. Чтобы было понятно: только две страны в мире теперь имеют по две путевки: мы и Россия. А ведь недавно это казалось невозможным. Но все равно нельзя почивать на лаврах. Фронт работы немалый.
— «Художницы» уже давно просят, чтобы им построили собственный дворец в Минске. Однако воз и ныне там.
— Первоначальный проект оказался очень дорогостоящим. Если я не ошибаюсь, около 80 млн долларов. Согласитесь, дороговато. Было принято решение удешевить его за счет оптимизации. Но возникла некоторая проволочка, и для того чтобы не затягивать процесс по подготовке нового эскизного решения, ассоциация даже заказала немецкому архитектурному бюро эту работу. В итоге смогли снизить стоимость до 30 млн долларов.
Отрадно, что уже есть проект указа президента, согласно которому строительство дворца будет поручено Мингорисполкому. Объект планируется сдать до конца 2017 года. Там будет 8 ковров, зал хореографии, бассейн, восстановительный центр, небольшое кафе, 8 двухместных комнат для проживания. В общем, все будет без излишеств, компактно.
— Со стороны кажется, что сейчас вы больше внимания уделяете спортивной гимнастике.
— Я действительно в данный момент уделяю немало времени спортивной гимнастике. Начну с того, что школа белорусской спортивной гимнастики имеет богатое наследие. Имена Корбут, Ким, Богинской, Щербо, Иванкова и многих других хорошо известны во всем мире. В СССР белорусская школа была одной из лучших. В 90-х у нас случился провал. Огромное количество гимнастов и тренеров уехали за рубеж. Как следствие результаты пошли на спад.
Стоит понимать, что спортивная гимнастика — это еще очень медальный вид спорта, популярный во всем мире. Плюс ко всему гимнастика — это основа, родитель всех видов спорта. Наша задача сейчас — вернуть интерес к спортивной гимнастике.
— Без высоких результатов и ярких личностей вернуть интерес будет сложно.
— Безусловно, личность в любом деле является чуть ли не определяющим фактором. Но чтобы появились результаты, нужны время, вера и терпение. К 2016 году к Олимпиаде в Рио-де-Жанейро сложно будет добиться больших успехов. Но кое-что мы уже делаем, пытаемся использовать любой шанс. Стратегически цель — 2020 год. Мы уже сейчас начинаем активно к этому готовиться.
— Можно дать белорусский паспорт именитому зарубежному гимнасту, и вопрос с медалями будет быстро решен.
— Натурализация широко практикуется во всем мире. В белорусском спорте она также дает свои плоды. В этом нет ничего зазорного. Мы работаем и в этом направлении. Не успели мы заговорить о наших планах реанимировать спортивную гимнастику в стране, как стали появляться предложения о переезде к нам спортсменов из других стран. Это касается и тренерского состава. Думаю, что в ближайшее время вы узнаете некоторые новости.
Но вы должны понимать, что именитых спортсменов ни одна страна не отдаст. А вот поискать гимнастов в тех странах, где спортивная гимнастика очень хорошо развита и скамейка запасных или способных результативных детей очень длинная, было бы целесообразным.
Беларусь рассматривает возможность импорта гимнасток из США для выступления за сборную
— Давайте вернемся к вопросу личности.
— Александр, это самое сложное. И я не хочу говорить, что их нет. Есть! Но нужен тот, кто еще сможет взять на себя ответственность. Понимаете?
Инициатива нашей ассоциации — есть, помощь спонсоров — тоже. Есть поддержка Минспорта и НОКа. Так что осталось дело за малым — чтобы появились те главные тренеры в женской и мужской спортивной гимнастике, которые будут отвечать всем качествам лидера.
Как пример, такой человек у нас есть в художественной гимнастике — Ирина Лепарская. Она уж точно знает, как сегодня должна развиваться художественная гимнастика в стране. Как результат — сегодня мы вторые в командном зачете на чемпионате мира в Штутгарте. И далось это второе место очень тяжело. Вы же понимаете, сегодня весь мир борется за 2 и 3 места, дышат друг другу в затылок.
Не могу не сказать о главном тренере мужской сборной Беларуси по спортивной гимнастике Викторе Викторовиче Дойлидове — опытнейший, талантливый и эмоциональный специалист. Он готов уступить свое место молодому, талантливому и амбициозному тренеру и стать рядом и помогать. Такое редко бывает в спорте.
— А Нелли Ким? Если я не ошибаюсь, вы встречались с ней?
— Безусловно, она — личность. Она как ртуть: все время в движении. Мозг — компьютер. За 2 дня работы с ней узнала много нужных и полезных вещей. И что главное — сразу приступили с ней к обсуждению поставленных задач. Это вопросы и открытия школ, которые бы носили имена наших прославленных атлетов. Планируем их сделать коммерческими. Там будут преподавать звезды гимнастики. Это и проведение семинаров академии Международной федерации гимнастики. Обсуждали возможность проведения чемпионата Европы по спортивной гимнастике в Минске. Так что планов много. Но самое главное, что они уже начинают постепенно реализовываться.
— «Молодой и амбициозный» — это случайно не прославленный гимнаст Иван Иванков, с которым вы вели переговоры относительно его возвращения в Беларусь из Америки?
— С ним произошла какая-то непонятная история. Велись переговоры, мы были готовы даже компенсировать досрочное расторжение контракта. Однако потом он как-то исчез. Возможно, оказался просто не готов возглавить национальную сборную. Так что пока он в Америке.
— Ваши условия оказались конкурентоспособными?
— Мы просто согласились с теми условиями, которые предложил Иван.
— Каким процентом от прибыли вы готовы ежегодно жертвовать на ассоциацию гимнастики?
— Я бы не хотела озвучивать сумму. Потому что для кого-то она покажется маленькой, для кого-то большой. Без спонсоров нам никак. Если есть возможность помогать, то будем помогать.
«У президента отличная память»
— У вас за спиной фотография, где вы рядом с Александром Лукашенко сидите в партере театра оперы и балета. Какой это год?
— Это 1996 год. Но я дорожу этой фотографией. Даже не помню, как она оказалась у меня. Видимо, какой-то фотограф случайно сделал этот снимок. Предыстория встречи такова. В 1994 года появилась мысль провести Рождественские встречи, где должны были присуждать премии в области духовного возрождения и культуры. В итоге провели его совместно с Министерством культуры. Очень успешно.
Спустя два года мероприятие посетил глава государства. Ему понравился проект. Пообщались, посмотрели вместе награждение, концерт, обсудили, как дальше проводить это мероприятие. А потом президент предложил свою помощь в проведении ежегодного такого праздника. Слово сдержал. Этому проекту уже более 20 лет. И это приятно. Я уже подумываю, что необходимо ему влить свежую кровь, обновить. Я даже представляю, как бы это могло быть.
— После той встречи вы еще бок о бок с Александром Лукашенко сидели?
— (Смеется.) Вы меня развеселили. Александр, с президентом я бок о бок не сидела. Но, думаю, чем я занята и какие социальные проекты поддерживаю, он знает. У нашего президента отличная память.
А если серьезно, то спорту и детям мы финансово помогаем уже давно. Давайте я не буду перечислять всю нашу помощь. Мы реально помогаем, и люди об этом знают. И наши сотрудники об этом знают. Сейчас, кстати, готовим интересный и красивый благотворительный проект на Старый Новый год.
«Мой нынешний муж занимается таким же бизнесом, что и я»
— А как вы пришли в бизнес?
— Скажу так: по наследству мне ничего не досталось, супруга состоятельного не было. А вот что жизнь заставила — такое было.
Сначала все было банально, работала в банковском секторе. Но в 1992 году ушла из Беларусбанка, будучи начальником валютного управления. Точнее сказать, что вынуждена была расстаться с тогдашним руководителем банка Тамарой Дмитриевной Винниковой.
— Получается, это было до ее скандального задержания и исчезновения?
— Конечно. Еще даже до ее прихода в Нацбанк.
— Так, а в чем взгляды разошлись?
— Разошлись и в профессиональном плане, и в человеческом. Давайте я не буду рассказывать все подробности.
— Покинув банк, вы решили заняться собственным бизнесом?
— Да ничего я не решала. Я же говорю — жизнь заставила!
— Давно хотел спросить про название компании Helen&Valery. Helen — это, я так понимаю, вы. А кто такой Valery?
— При регистрации компании произошла забавная история. Отец моего сына отправил секретаря регистрировать компанию. Но там произошла какая-то заминка с планируемым названием. Я ждала сына, знала, как назовем. Вот секретарь и написала — Helen&Valery.
— Чем сейчас занимается Валерий?
— Сын учится в экономическом университете. Летом проходил практику в наших магазинах в аэропорту. Как будет дальше — время покажет. Если спросить меня, то я хотела бы, чтобы он поработал в госструктуре: поднабрался опыта, укрепил дисциплину, все же каждый день в 9 утра надо быть на службе… Но он сам будет решать. А то сын и так считает, что я его очень опекаю.
— Вы говорили, что ваш нынешний супруг Александр Бережной ведет бизнес в России.
— Да, он занимается таким же бизнесом, что и я. Он работает с одной крупной немецкой компанией в Санкт-Петербурге. Живем на две страны. Благо, что между городами 4 раза в день летает самолет. Но когда встречаемся, тем для обсуждения масса.
«Доходило до того, что мы белорусскую водку закупали в Латвии»
— Например, обсуждаете инициативу по размещению магазинов беспошлинной торговли в зонах прибытия аэропортов и на въезде на погранпереходах?
— Супруг действительно активно занимается этим вопросом. Российская ассоциация беспошлинной торговли — драйвер этого вопроса. Я также вовлечена в этот процесс. Недавно направила свои предложения в белорусское правительство. Процесс осознания необходимости такой инициативы идет пока медленно. Но поверьте, этот вопрос решится положительно. Потому что это экономически выгодно для страны. А если для страны — значит, и для людей.
— Зато недавно белорусские власти освободили магазины duty free от уплаты акцизов, чтобы, в частности, простимулировать объемы реализации отечественных алкогольных напитков.
— Указ-то приняли, но до производителей на местах технология действия документа не была доведена. В итоге мы немного зависли. Но уже радует, что нет раздражения среди чиновников по этому вопросу. Ведь одно время нам говорили: неужели вы не можете уплатить этот акциз? Мы-то можем. Но товар становился неконкурентоспособным. Доходило до того, что мы белорусскую водку закупали в Латвии и везли сюда. Смешно, да?
Сейчас этот вопрос сдвинулся с мертвой точки. Мне нравится подход Министерства торговли. Они этим вопросом активно занимаются. Мы смогли их убедить, что нам не надо навязывать, чем торговать. Рынок сам должен показать потребность в том или ином товаре.
— Сколько в процентах сейчас белорусской продукции в ваших магазинах?
— В общем объеме белорусская продукция занимает где-то 20%. Но и эта цифра достигнута скорее вопреки. Как ни покажется вам странным, мы сталкивались в последнее время с противоречием. С одной стороны, декларируется необходимость продавать отечественный товар, а с другой — мы его просто не можем получить на производстве в нужном объеме. Мы задаем вопросы. А мне в ответ: «Хорошо, мы вам дадим, но только возьмите еще и вот это». Но нам не нужен другой товар. Я могу поставить на полку этот товар, но не смогу залезть в карман покупателю и заставить его купить. Друзья, не надо производить тот товар, который не хочет брать торговля, не надо иметь такой широкий ассортимент продукции, необходимо брендировать продукцию, работать над ее продвижением на рынок, а не навязывать торговле.
Ничего, все уже постепенно налаживается. Производители определяют конкурентов среди импортных брендов. Затем начнется наша совместная работа по импортозамещению. А так — огульно — увеличьте продажи… Нет, так не получится. Это, как и в спорте, терпение и работа.
— Какие у вас взаимоотношения с мировым оператором duty free Heinemаn? Он собирался открыть здесь магазины несколько лет назад.
— Эта компания наш ключевой поставщик. Компания Гебрудер Хайнеманн заинтересована усиливать свои позиции в Беларуси. Они и сейчас вышли с хорошими инвестпредложениями по развитию системы беспошлинной торговли в стране. А взаимоотношения давние — мы работаем вместе 20 лет. Это компания семейная, ей более 100 лет. Отношения строятся на доверии. Они очень помогают в развитии. Это очень важно. В то же время они не ограничиваются только работой.
Супругой хозяина компании Heinemаn является немецкий композитор Глория Бруни. Выше я говорила о красивом проекте, который мы готовим к Новому году. Так вот — мы готовим его совместно с супругами Хайнеманн. Проект будет связан с благотворительностью.
«В планах открытие 22 магазинов на погранпереходах с УДП»
— Какие у вас дальнейшие планы по развитию сети магазинов?
— Планов много. Строим, реконструируем магазины, расширяем ассортимент, работаем с белорусскими производителями. 2 года назад мы создали совместную компанию с Управлением делами президента. В планах значится открытие 22 магазинов на погранпереходах.
— Кто будет финансировать строительство — вы или УДП?
— Совместно. Это будут собственные средства и привлеченные. У нас же совместный проект — частно-государственное партнерство.
— За какое время планируете их открыть?
— Тут многое зависит не от нас. Строительство магазинов на погранпереходах процесс довольно длительный из-за согласования. Но думаю, что за 2−3 года.
— Сейчас в Беларуси работает около 40 магазинов беспошлинной торговли. Работает несколько операторов. Со всеми поддерживаете хорошие отношения?
— У нас со всеми хорошие, конструктивные отношения. Важно сохранять уважение друг к другу, не демпинговать. Мы пытаемся договориться. Даже если договориться бывает сложно. В демпинговой войне победителей не бывает.
— Намекаете на российского бизнесмена Александра Потемкина и его компанию «Бела трейдинг дьюти фри», которой принадлежит больше всего магазинов беспошлинной торговли?
— Александр Петрович был первопроходцем в этом бизнесе в Беларуси. Сейчас его компания тоже работает совместно с Управделами президента. Да, у них больше магазинов. Но мы находимся бок о бок и стараемся не отставать.
— Как оцениваете объем рынка беспошлинной торговли?
— Мы проводили его оценку по факту закрытия магазинов на КПП в 2007 году. Тогда объем рынка оценивался в 65 млн долларов. Это был гиперактивный рынок. В 2014 году мы не смогли выйти на такие показатели. Есть те, кто заявляет о более амбициозных планах — 130 млн. Но у меня не такой оптимистический прогноз. Сегодня изменился рынок. Много факторов на него повлияли. Так что, давайте попытаемся достигнуть уровня 2007 года.
— Что вы чувствовали, когда 8 лет назад государство решило прикрыть магазины беспошлинной торговли на погранпереходах?
— Их не прикрыли. Их закрыли! Я много писала и говорила по этому поводу. Конечно, был нанесен существенный урон. Никто не был за это наказан даже. Вот если бы наши чиновники несли бы ответственность перед законом за те предложения, которые они иногда делают главе государства, нанося тем самым экономический ущерб, то я думаю, что магазины бы никогда не закрыли. Есть система ограничения работы нерадивых операторов — она прописана в указе. А вот так, всех под одну гребенку к закрытию, — это не могут позволить себе даже самые богатые страны. Ничего — смогли разобраться, посчитать и снова открыть. Так что наши труды остались не напрасными. (Улыбается.)
— Но одно из главных условий открытия новых магазинов — ежеквартальное отчисление в госбюджет 10% с выручки оператора.
— Да. Это было отчасти и мое предложение. Так называемая компенсация государству за возможность работать в льготном секторе торговли.
— И последний вопрос. Сложно ли женщине работать в бизнес-среде, в которой большинство владельцев компаний — мужчины?
— Нелегко. В Беларуси консервативное мужское общество. Были сложные периоды. Более того, были ситуации, когда мне казалось, что я больше не вернусь в бизнес. Но мне очень везет на людей. Всегда рядом оказывались те, кто помогал. Это очень важно. И мне приятно, что теперь и я могу кому-то помогать. Это благо. Это большое благо.
— Так вы, получается, счастливый человек.
— Да, Александр, я — счастливый человек! У меня есть семья, есть друзья, есть любимая работа. У меня есть возможность помогать! Ну и, конечно, у меня есть теперь ассоциация гимнастики, и мне очень нравится моя новая работа. И я благодарна Богу за эти возможности.