Выкрики и коррупция. Участники рынка поспорили о концепции развития бизнес-образования
Утвержденная недавно правительством концепция развития бизнес-образования в Беларуси призвана принести много пользы белорусской экономике. Разработчики в лице Минэкономики назвали ее прорывной и революционной. Однако отдельные участники рынка увидели в концепции «сговор» ряда крупных игроков.
Как рассказал начальник управления науки и инновационной политики Министерства экономики Дмитрий Крупский, при разработке концепции развития бизнес-образования преследовались три ключевые задачи. Первая — повышение качества управления белорусскими предприятиями и ликвидация функциональной неграмотности руководителей этих компаний. «В условиях кризиса резко возрастает роль человеческого фактора. От компетентности менеджмента сегодня зависит выживание и развитие как отдельного коммерческого предприятия, так и экономики в целом», — отметил чиновник.
Вторая цель — обеспечение модернизации базовых социальных институтов, включая институт образования и институт предпринимательства. Ведущие бизнес-школы смогут выдавать дипломы государственного образца по специальности «деловое администрирование», что будет синонимом программы МВА. «Для нашей страны решение предоставить коммерческим организациям заниматься переподготовкой имеет революционное значение», — сказал Крупский. По его словам, «то, что мы в рамках концепции определили статус программы МВА как программы магистратуры и как программы переподготовки, позволит нам влиться в существующее международное образовательное пространство» и привлекать на обучение и иностранцев.
Третья цель утвержденной концепции — привлечение инвестиций в развитие бизнес-образования.
Впрочем, не у всех участников рынка положительные отзывы относительно принятого правительством документа. «Откровенная ангажированность концепции в пользу отдельных участников рынка» заставила ректора бизнес-школы EMAS Андрея Коляду «задуматься о коррупционной составляющей происходящего».
Коляда отмечает, что «сегодня белорусский рынок бизнес-образования является одним из самых сильных в странах бывшего СССР. Его небольшой объем и плотная конкуренция создали идеальные условия для выращивания как бизнес-тренеров, так и бизнес-школ, которые с успехом работают не только на родном, но и на сопредельных рынках». «Принятая концепция из-за создания искусственных ограничений в пользу отдельных участников рынка приведет к снижению конкуренции и, таким образом, ликвидирует условия, необходимые для поддержания и развития конкурентоспособности белорусского бизнес-образования. Это неминуемо повлечет за собой его деградацию, ударит по интересам каждого, кто заинтересован в получении качественных знаний. Пострадают и интересы государства — будет потерян механизм создания конкурентоспособного человеческого капитала», — заявил он.
При этом руководитель EMAS обвинил Бизнес-школу ИПМ, компании «Здесь и Сейчас» и XXI век-консалт в сговоре с Минэкономики с целью устранения конкурентов, в первую очередь мелких и средних игроков. «Она [концепция] принята в интересах крупных школ — тех, кто сможет себе позволить пройти очередной, вновь запускаемый круг различных лицензирований, государственных аккредитаций, сертификаций преподавателей и так далее. Все это, очевидно, потребует оплаты юристов, подготовки множества документов, прохождения проверок,
Его также возмутил тот факт, что в самом документе есть лестные отзывы только в адрес трех конкретных бизнес-школ. «Мы убеждены, что концепция должна быть обезличенной, справедливой и разумной. Она должна способствовать развитию всего рынка, а не играть на руку отдельным лицам. Также мы приведем доводы против каких-то искусственных аккредитаций и сертификаций. Рынок уже регулируется через более чем жесткое лицензирование — и этого более чем достаточно», — заключил Коляда.
Представитель Минэкономики Дмитрий Крупский, реагируя на критику EMAS, сказал, что «не знает такую организацию». Информацию о том, что концепция ограничивает конкуренцию, Крупский назвал «не соответствующей действительности». «Работа над концепцией велась уже давно. Участники рынка прекрасно знали об этом. Если эта организация оказалась вне работы по совершенствованию бизнес-образования — это только ее проблемы», — сказал он. При этом представитель Минэкономики отметил, что будет создан республиканский совет по развитию системы бизнес-образования, в который войдут представители Минэкономики, Минобразования, ассоциаций и бизнес-сообщества, и «они смогут вносить свои предложения».
В Ассоциации развития менеджмента (АРМ), которую создали представители вышеупомянутых бизнес-школ, заявили, что были приглашены Министерством экономики к разработке концепции в феврале 2014 года. «Многие наши предложения так и не были услышаны и, к сожалению, финальную версию мы увидели после опубликования», — сказали в АРМ.
Вместе с тем в Ассоциации развития менеджмента приветствуют «начало реальных действия по упрощению регулирования системы бизнес-образования и создания равных условий до участников рынка». В настоящее время «наличие аккредитации на образовательные услуги у государственных учреждений образования и сложность их получения для частных организаций создавало более выгодные условия для госструктур, услуги которых однозначно могут быть отнесены предприятием на затраты и не требуют уплаты дополнительных налогов».
В АРМ полагают, что создание республиканского совета — это начало построения «устойчивого диалога всех участников рынка для регулирования вопросов бизнес-образования». Однако предложение ассоциации заключалось в том, что совет будет заниматься и вопросами аккредитации бизнес-школ. В концепции совет только представляет предложение в Минобразования и оно уже выдает аккредитацию. «Это может опять привести к усложнению процесса аккредитации», — сказали в АРМ. Из обнародованной концепции АРМ неясны подходы по созданию трехуровневой системы бизнес-образования.
В Бизнес-школе ИПМ не стали комментировать «выкрики» своего бывшего сотрудника Андрея Коляды, осевшего в Нижнем Новгороде.