От Минска хотят большего. Получение евразийских денег требует усиления программы реформ
Эксперты Евразийского банка развития, управляющего средствами Евразийского Фонда стабилизации и развития считают, что для получения Беларусью нового финансового кредита властям необходимо усилить предложенную программу «для обеспечения устойчивости результатов преобразований, в том числе, на основании уроков, полученных в ходе выполнения предыдущей Стабилизационной программы в 2011—2013 годах».
Как ранее сообщалось, речь идет о желании Беларуси получить 2-3 млрд долларов.
Основная цель программы правительства и Нацбанка — достижение макроэкономической стабилизации и «создание основ для долгосрочного устойчивого роста путем проведения жесткой денежно-кредитной и консервативной налогово-бюджетной политики, сбалансированной политики доходов населения, и реализации глубоких структурных реформ, нацеленных на снижение роли государства в экономике и активное развитие частного сектора».
В частности, программа предусматривает сокращение объемов финансирования новых госпрограмм, что, наряду с уменьшением субсидий на поддержку ЖКХ через повышение уровня окупаемости затрат тарифами, должно способствовать не только сбалансированному исполнению госбюджета, но и высвободит ресурсы для развития предпринимательства. Эффективность использования всех ресурсов экономики, включая финансовые ресурсы от сокращения госпрограмм, планируется повысить за счет либерализации цен и рынков, разгосударствления и коммерциализации предприятий. Для экономики это должно обеспечить повышение устойчивости платежного баланса, наращивание уровня международных резервов, замедлению инфляции, снижение процентных ставок и направление ресурсов экономики в наиболее рентабельные сектора.
Группа экспертов во главе с директором проектной группы Алишером Мирзоевым посещала Минск с 24 по 28 августа для продолжения консультаций с властями Беларуси по доработке Программы реформ, которая может быть поддержана новым финансовым кредитом ЕФСР. Эксперты встретились с первым вице-премьером Василием Матюшевским, министром финансов Владимиром Амариным, руководством и экспертами других министерств и ведомств и Нацбанка, а также представителями международных финансовых институтов.
Новые шоки требуют новых мер
В соответствии с поручением совета Фонда, консультации в ходе визита сосредоточились на разработке дополнительных механизмов, снижающих риски невыполнения новой программы. «Учитывая, что продолжение стимулирования внутреннего спроса на фоне сокращения внешних доходов было одним из ключевых факторов отступления от целей предыдущей программы, в рамках новой программы правительство и Национальный банк намерены придерживаться более осмотрительной политики внутреннего спроса», — отмечено в сообщении Фонда.
В случае возникновения новых шоков, усиливающих риски дестабилизации экономической ситуации, белорусская сторона рассматривает применение таких механизмов, как выход на положительное сальдо госбюджета в расширенном определении; использование мер денежно-кредитной политики по нивелированию влияния монетарных факторов инфляции на фоне планируемой либерализации цен и рынков; и предусматривает другие меры. «В ближайшее время властями РБ будет определена приоритетность этих корректировочных мер в зависимости от природы возможных рисков», — отмечено в сообщении.
Несмотря на относительную стабилизацию на валютном рынке, экономика страны находится в рецессии, на фоне аналогичного процесса в России, констатировали эксперты. За январь-июль 2015 г. сокращение ВВП составило 4% к соответствующему периоду 2014 г. Ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, включая негативные изменения в условиях торговли, и снижение конкурентоспособности несырьевого экспорта, преимущественно реализуемого в России, приводят к сокращению доходов от экспорта и притока иностранного капитала. В условиях ограниченных национальных сбережений и возможностей заимствования на внешнем и внутреннем рынках, это не позволяет финансировать и эффективно стимулировать экономический рост за счет внутреннего спроса.
При этом надо отметить, что, несмотря на сокращение реального ВВП и номинальных доходов от экспорта в долларовом выражении, физический объем экспорта вырос, констатировали в Фонде. Рост произошел за счет экспорта продовольствия и нефтепродуктов. Появление в 2014 г. новых ниш на продовольственных рынках России, образовавшихся из-за контрсанкций России в ответ на санкции Запада, повысило конкурентные преимущества Беларуси на этих рынках. Увеличение импорта нефти из России для ее переработки в нефтепродукты, на фоне падения цен на нефть, и снижение внутреннего потребления нефтепродуктов позволили Беларуси нарастить их экспорт. Ускорение темпов падения ВВП в июле во многом связано с более поздним началом уборочных работ в текущем году.
Жестко - это хорошо
Жесткая денежно-кредитная политика и переход к более гибкому режиму обменного курса, включая использование механизма двойного аукциона с июня т.г., в ответ на ухудшение платежного баланса в 4 квартале 2014 г., позволили стабилизировать ситуацию на валютном рынке в первом полугодии 2015 г., и не допустили дестабилизации в августе в условиях нового всплеска девальвации российского рубля, считают эксперты.
Рецессия, снижение внешних цен, сдерживание роста тарифов на ЖКХ и высокие процентные ставки привели к замедлению темпов инфляции. В июле инфляция в годовом выражении была самой низкой начиная с 2011 г., хотя все еще остается двузначной на уровне 12,5%.
Снижение инфляции и сокращение внутреннего спроса способствовали увеличению профицита внешней торговли товарами и услугами по итогам первого полугодия 2015 г. до 4,2% ВВП, против 1,7% ВВП за аналогичный период 2014 г. Это, вместе с перечислением пошлин от экспорта нефтепродуктов в белорусский бюджет, ранее направлявшихся в бюджет России, позволило сократить дефицит счета текущих операций до 2% ВВП, против 7,1% ВВП за аналогичный период 2014 г. (предварительная оценка). Дефицит текущего счета сформирован, преимущественно, за счет начисления нерезидентам доходов от иностранных инвестиций (около 7,5% ВВП). Значительная часть этих доходов (4,1% ВВП) реинвестируются, и их влияние на состояние платежного баланса является нейтральным. Без учета этих операций, сальдо текущего счета в первом полугодии было положительным в размере 2,2% ВВП, что сформировало чистый приток иностранной валюты по операциям текущего счета. На фоне относительной стабильности на валютном рынке, началось восстановление валовых международных резервов. Однако этот процесс идет медленно, что объясняется необходимостью обслуживания внешних обязательств.
По итогам первого полугодия государственный бюджет был выполнен с профицитом 3,9% ВВП, против 0,1% ВВП годом ранее, чему также способствовало перечисление экспортных пошлин на нефтепродукты в бюджет Беларуси. Кроме того, значительную роль сыграло введение дополнительных сборов, в основном, на добычу природных ресурсов и на распределение газа, что стало возможным по причине сохранения тарифов на газ для внутреннего потребления промышленными предприятиями на уровне предыдущего года на фоне снижения цены на его импорт.
Фонд приветствует меры, предпринимаемые властями для макроэкономической стабилизации. «Несмотря на значительное ослабление белорусского рубля, жесткая денежно-кредитная и налогово-бюджетная политики не допустили очередного всплеска инфляции, как это было в предыдущие годы. Однако в условиях неопределенности на внешних рынках и прогнозируемого медленного восстановления экономики России, критически важным для Беларуси является изыскание внутренних резервов для повышения конкурентоспособности экономики как ключевого фактора стабилизации ситуации и устойчивого роста. Реализация планируемых структурных реформ, через снижение роли государства в экономике, коммерциализацию государственных предприятий и соответствующее сокращение их финансовой поддержки, сопровождаемые либерализацией цен и рынков, позволит использовать высвободившиеся финансовые и трудовые ресурсы в секторах с более высокой производительностью труда, усилит и раскроет потенциал наиболее конкурентоспособных и перспективных секторов экономики», — отмечено в сообщении.
Чрезвычайно важным для повышения конкурентоспособности эксперты называют продолжение сбалансированной политики доходов, наблюдаемой с середины 2014 г. и направленной на сокращение накопленного дисбаланса между ростом заработной платы и производительности труда, а также совершенствование политики рыночного курсообразования и механизмов таргетирования денежной массы, обеспечивающих и поддерживающих равновесный уровень обменного курса.
Управляющий планирует вынести доработанное заключение по заявке Беларуси на рассмотрение заседания Совета ЕФСР, планируемого на 4 квартал 2015 г.