Минторг поставил цены на профилактический учет
Несмотря на падение курса белорусского рубля, бизнес не спешит подымать цены на продукцию. Основной причиной такого поведения на потребительском рынке является снижение покупательской способности населения. Кроме того, Министерство торговли тщательно отслеживает и административно пресекает попытки увеличить цены.
Рост цен после девальвации национальной валюты — привычное для Беларуси явление. Как показывают расчеты экономистов, 1% прироста обменного курса трансформируется в 0,4-0,5% прироста потребительских цен.
Поскольку за август белорусский рубль обесценился на 15%, то цены в нашей стране должны вырасти на 6-7,5%. Однако снижение реальных доходов населения и, соответственно, снижение его покупательской способности удерживает бизнес от повышения цен на потребительские товары.
«Расходы у торгующих предпринимателей растут, но цены они не могут поднять в силу того, что покупательская способность населения серьезно упала», — отмечает председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин.
Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов также отмечает снижение покупательской способности белорусов: «У людей нет денег, вот и продаж меньше».
По его мнению, если бизнес решится на повышение цен, то рискует остаться без выручки. «Потребительский спрос очень жестоко сжимает цены», — подчеркивает Виктор Маргелов.
Помимо этого, «отдельные попытки необоснованно увеличить цены» отслеживаются и пресекаются Министерством торговли.
Так, например, после вмешательства Минторга в сети магазинов «5 элемент» (ЗАО «Патио») отменили решение об увеличении цен на бытовую технику — в течение одного дня цены, выросшие примерно на 20%, были возвращены к прежнему уровню.
За нарушение порядка ценообразования Минторг может и вовсе приостановить деятельность торгового объекта. Именно по этой причине с декабря 2014 года была приостановлена деятельность 35 торговых объектов.
«Контрольные мероприятия по недопущению роста цен проводятся как по непродовольственным, так и по продовольственным товарам, включая плодоовощную продукцию. Особое внимание уделяется рынкам страны», — заявляют в Министерстве торговли.
Бизнес расценивает действия торгового ведомства как своеобразные профилактические меры по недопущению роста цен.
Виктор Маргелов, в частности, напоминает о том, как перед девальвацией белорусского рубля в декабре прошлого года Минторг фактически наложил мораторий на рост цен.
«Еще полной девальвации не произошло, но, вполне возможно, что Минторг начинает новую волну по контролю за ценами. Представьте себе, если белорусский рубль опуститься еще на 30%, все равно тогда произойдет виток раскручивания инфляции», — говорит сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства.
Александр ЯРОШЕВИЧ