Власти рассказали, на что готовы, чтобы обуздать инфляцию
Правительство и Нацбанк совместным постановлением № 733 от 31 августа утвердили Антиинфляционную программу, реализация которой в 2015—2016-м годах должна обеспечить снижение инфляции с 2017 года до однозначного числа.
Нацбанк обещает поддерживать положительными в реальном выражении ставки денежного рынка, проводить денежно-кредитную политику в режиме монетарного таргетирования и гибкую курсовую политику.
Из непопулярных у населения мер: повышение уровня возмещения гражданами стоимости жилищно-коммунальных и транспортных услуг. Но эти шаги разработчики обещают увязывать с ростом их доходов. График изменения цен должен быть готов до конца года. Кроме того, планируется поработать над оптимизацией затрат на оказание жилищно-коммунальных и транспортных услуг и проработать вопрос о возможности введения планово-расчетных цен на пассажирские перевозки городским транспортом и пригородным автотранспортом для определения величины бюджетного субсидирования. Тарифы ЖКХ также хотят дифференцировать в увязке с объемами потребления услуг.
При этом тарифы на электроэнергию и цены на природный газ планируется сохранить на уровне 2015 года, но «с учетом изменения обменного курса белорусского рубля». В 2016-м году пользователей ждет введение дифференцированных тарифов на тепловую энергию в зависимости от видов и параметров теплоносителя (хотя отдельным неуказанным категориям обещают сохранить действующие подходы).
Программой предусмотрено сохранение ставок акцизов на бензин и дизтопливо на уровне 2015 года, а также поэтапная индексация ставок акцизов на газ, используемый в качестве автомобильного топлива, и масло для автомобилей в пределах прогнозируемого параметра инфляции (в целом на 12% с разбивкой по полугодиям).
Ради обуздания инфляции правительство и Нацбанк намерены усилить контроль за экономической концентрацией на товарных рынках, чтобы бороться с монополистами. Для стабилизации цен обещают также «закупочные и товарные интервенции» на рынке потребительских товаров.
Для профилактики роста цен на селе крупные магазины и торговые сети решено привлечь к организации выездного обслуживания населения в малых населенных пунктах.
Согласно документу на мероприятия программы в 2015 году планируется потратить не более 44,2 трлн рублей, в 2016 году — не более 42 трлн.