Уволить нельзя, оставить - дорого. Как белорусский и российский автопром теряет кадры
Российский и белорусский автопром уже год живут в условиях резкого сокращения спроса, падения объемов производства, зарплат, и, что самое болезненное, увольнений персонала. И в России, и в Беларуси, власти заверяют, что массовых сокращений не будет. Но большинство предприятий автопрома и смежных отраслей все равно постепенно прощается с «лишними» людьми. Более того, российское правительство уже серьезно раскошелилось: сохранение коллектива «Камаза» обошлось с апреля в 13,5 млн долларов, пишут «Ведомости».
В программе, которая началась на «Камазе» в апреле и завершится в конце сентября, участвует до 17 тысяч сотрудников группы: когда конвейер не работает, государство платит им по 800 российских рублей в день. Если бы не эта поддержка, компании пришлось бы сократить около 8,5 тысяч человек. Как рассказал «Ведомостям» представитель завода Олег Афанасьев, «Камаз» не планирует массовых сокращений и после завершения госпрограммы, несмотря на которую с весны число работников группы снизилось на 2500 человек, которые уходили в основном по собственному желанию, в том числе — из-за снижения зарплаты.
Рынок тяжелых грузовиков в первом полугодии сократился на 64%, продажи «Камаза» — на 53%. При текущих заказах в 2500—3500 грузовиков в месяц численность персонала (35 148 человек на 30 июня) компанию устраивает, но в перспективе «легкая» оптимизация продолжится, говорят на предприятии.
Новую волну оптимизации ожидают в 2016 году на «АвтоВАЗе», не исключил в недавнем интервью изданию «Газета.ру» президент компании Бу Андерссон. В январе — июле рынок в России сократился на 35,3%, а продажи Lada упали на 27%, по оценке АЕБ. В 2014 г. штат «АвтоВАЗа» сократился примерно на 20% до 52 тысяч человек. Сейчас на «АвтоВАЗе» трудится около 50 тысяч человек.
В целом число сотрудников на основных предприятиях российского автопрома с мая 2014 г. по май 2015 г. сократилось на 10,5%, по оценке «АСМ-холдинга». Однако эксперты ожидают, что рынок снова начнет расти в конце 2016 года, поэтому сенрьезных сокращений в отрасли не будет.
В Беларуси в январе-июле производство грузовых автомобилей снизилось на 59,2% до 2040 штук, самосвалов для эксплуатации в условиях бездорожья — на 55,5% до 1039 штук, автобусов — на 57,7% до 376 штук, двигателей внутреннего сгорания — на 36,7% до 27,7 тысяч штук, подшипников — на 57,3% до 601 тысячи штук, тракторов — на 35,3 до 21,6 тысяч штук.
Несмотря на очевидный процесс сокращения сотрудников, официальной отмашки на приведение численности работников в соответствие с реальными потребностями предприятий не дано. Наоборот, президент Александр Лукашенко назвал главной задачей сегодня — сохранить трудовые коллективы. При этом без оптимизации обойтись не удается. В топе предприятий, больше всего сокративших численность сотрудников в первом квартале (более поздние данные пока не опубликованы), лидировали белорусские автомобильные гиганты. По данным Минфина, не лучше вкладывалась ситуация и на более мелких предприятиях.
Тему «настроений в трудовых коллективах» нынешним летом неоднократно затрагивал президент, посетив несколько предприятий отрасли, в частности Минский тракторный завод и Минский завод колесных тягачей, где пообещал «не давать народ в обиду». Александр Лукашенко уверен, что в 2016-м году ситуация начнет улучшаться. Но пока поводы для беспокойства есть.
В первом квартале 2015 года убыточными были 695 ОАО общей численностью 285,9 тысячи трудящихся. Год назад ситуация выглядела более оптимистично — 596 ОАО сработали в минус, работали на этих предприятиях 278 тысяч человек.
Самая главная задача, по словам президента, сохранить трудовые коллективы. «Кризисы когда-либо закончатся, рано или поздно, мы уже эти кризисы переживали не единожды, но когда выходишь из кризиса и на твою продукцию есть спрос, а нет рабочего люду, нет рабочего класса, который производит эту продукцию, тогда беда. Поэтому любыми способами и средствами нужно сохранить трудовые коллективы, нужно сделать все для того, чтобы люди работали. И не на склад», — подчеркнул Лукашенко.