Беларусь может замахнуться на высокое место рейтинга глобальной конкурентоспособности
Беларусь осталась одной из трех стран постсоветского пространства, пока не входящих в рейтинг глобальной конкурентоспособности (GCI), составляемый Всемирным экономическим форумом (ВЭФ). Исследователи CASE Belarus посчитали, на какое место могла бы претендовать Беларусь и как его можно было бы улучшить.
Индекс GCI составляется из 114 индикаторов, из которых 79 формируются по результатам опроса руководителей компаний (по оценочной шкале от 1 до 7 баллов, где 1 — наихудшая оценка, 7 — наилучшая оценка), а 35 индикаторов — на основе статистических данных международных организаций (далее — макроиндикаторы).
CASE Belarus провел исследование, желая определить место Беларуси в рейтинге GCI в докладах ВЭФ 2012/2013 и 2013/2014 годов, если бы Беларусь на тот момент в него входила. Для этого были использованы микро-данные опроса руководителей 121-й белорусской компании по анкете ВЭФ.
Согласно расчетам CASE Belarus, значение GCI для Беларуси за 2012/2013 гг. составило 4.29. Оно позволило бы Беларуси занять в рейтинге 61-е место, расположившись между Венгрией и Болгарией, и потеснив с 61-го места Перу.
Если сделать допущение, что в 2013 году фирмы оценили бы качество социально- экономической среды также как в 2012 г. (повторно опрос не проводился), обновив 35 макроэкономических индикаторов, то значение индекса глобальной конкурентоспособности для Беларуси в 2013/2014 годах составило бы 4,34. Оно позволило бы Беларуси претендовать на 55-е место, расположившись между Коста-Рикой и Бразилией. Из стран Европейского союза Беларусь опережала бы Болгарию, Румынию, Словакию, Венгрию, Кипр, Грецию и балканские страны. Из стран бывшего СССР занимала бы 6-е место, уступая странам Балтии, Азербайджану и Казахстану.
Для повышения конкурентоспособности Беларуси эксперты рекомендуют работать в нескольких направлениях. Во-первых, можно сосредоточиться на индикаторах с отрицательной динамикой или со значением ниже средненационального. Некоторые из «отстающих» субиндексов («инфраструктура», «технологическая готовность») можно повысить лишь вложив долгосрочные инвестиции, другие («инновационный потенциал», «конкурентоспособность компаний») — требуют значительных изменений институтов, в том числе на уровне ментальности, что также предполагает существенный временной интервал. «Однако есть три группы субиндексов, где кропотливая работа госорганов с соответствующими институтами может дать отдачу уже в кратко- и среднесрочной перспективе. Это макросреда, финансовый рынок и рынок труда. В отношении последнего следует отметить ухудшение позиции, что может говорить о снижении качества этого ключевого рынка и его институтов, которые вносят отрицательный вклад в динамику конкурентоспособности Беларуси. Это же касается институтов финансового рынка», — отмечают исследователи.
Во-вторых, можно руководствоваться сравнением уровня благоприятствования каждого конкретного индикатора конкурентоспособности страны по сравнению со среднемировым. По такому критерию в 2013/2014 гг. Беларусь обладала конкурентными преимуществами по 42-м из 114-ти индикаторов.
В исследовании отмечено, что по сравнению со среднемировыми оценками всех стран руководители белорусских компаний дали достаточно высокую оценку пяти факторам конкурентоспособности — состоянию развития институтов, инфраструктуры, сферы образования, здравоохранения и рынка труда. Ответы свидетельствуют практически об отсутствии в стране организованной преступности (5-е место в рейтинге и почти максимальная оценка — 6,7 баллов), терроризма (4), высокое доверие к действующим политикам (28), в том числе к органам правопорядка (38). Отмечается низкий уровень коррупции, в частности, взяточничества (23), перетока средств госбюджета к частным лицам через подставные компании (27), расточительности бюджетных расходов и направления их на проекты с низкой отдачей (31).
Если судить по ответам, то доверие бизнеса к власти достаточно велико. Даже независимость судебной власти, эффективность правовой системы в оспаривании действий властей, в разрешении хозяйственных споров, оцениваются хоть и незначительно, но выше среднего (57, 56, 62 места). Руководители белорусских предприятий достаточно высоко оценивают развитость инфраструктуры — транспорта, связи, электроэнергетики (30), автомобильных (40) и железных дорог (12), электроснабжения (39). Не вызывает нареканий качество среднего образования (32). Качество системы высшего образования оценивается чуть хуже (43), но в целом также положительно.
Барьерами для ведения бизнеса можно считать те факторы, по которым индикаторы по опросам руководителей компаний принимают значения ниже средних. На основе такого подхода можно выделить 30 основных барьеров для ведения бизнеса в Беларуси.
Беларусь в обоих докладах ВЭФ являлась бы мировым лидером по уровню инфляции. Помимо высокого инфляционного налога, бизнес в Беларуси обременен едва ли не самым высоким налоговым бременем в мире. Так, по уровню совокупной налоговой ставки Беларусь занимает 128-е место из 148-ми стран. Помимо этого, бизнес страдает в Беларуси от низкого качества школ менеджмента (93-е место) и маркетинга (96-е место), неразвитости кластеров (142-е место), чрезмерного государственного регулирования (102-е место) и неэффективности антимонопольной политики (102-е место).
Руководителям белорусских компаний было предложено выделить самую главную на их взгляд проблему из 16-ти предложенных на выбор. Инфляцию выбрало 19,3%, сложность налогового законодательства - 18,5%, ограниченный доступ к финансированию - 11,8%, неэффективность государственного аппарата - 11%, недостаточную способность к инновациям - 7,3%, нестабильность национальной валюты - 5,5% и высокий уровень налоговых ставок - 5,5%.
Авторы исследования рекомендуют правительству возобновить переговоры по включению Беларуси в рейтинг GCI, называя это еще одной возможностью активизировать интерес к Беларуси со стороны международного бизнес-сообщества, что может дать дополнительные инвестиции и рабочие места, новые технологии и производства, стать драйвером роста ВВП. Среди аргументов в пользу получения Беларусью рейтинга — наличие в GCI России, Казахстана, Армении и Кыргызстана, партнеров Беларуси по ЕАЭС.