Отказ от экспорта леса: куда девать 2 миллиона кубов древесины?
Виталий Чуясов, Sputnik.
Беларусь с 2016 года отказывается от экспорта балансовой древесины. Решение было продиктовано стремлением продавать за границу продукцию с большей глубиной обработки и, соответственно, с более высокой добавленной стоимостью.
К следующему году планировалось завершить основные инвестиционные проекты на предприятиях белорусского деревоперерабатывающего комплекса. Обновленные предприятия могли бы стать потребителями сырья, которое раньше за бесценок шло за рубеж, а потом возвращалось в Беларусь в виде строительных материалов, тканей, бумаги. Однако кризис и ухудшение конъюнктуры вносит в планы свои коррективы, и есть риск, что белорусская деревопереработка окажется не в состоянии одномоментно освоить дополнительно около двух миллионов кубометров древесины – свыше 15% прогнозного потребления на 2016 год.
Президент Беларуси Александр Лукашенко дал соответствующее поручение в августе 2014-го. За этот период ситуация в стране изменилась, включая общие подходы к работе предприятий, перед которыми перестали ставить задачи по валовому наращиванию объемов производства, а требуют прежде всего обеспечения устойчивого финансового положения. Это означает, что компании, в том числе государственной формы собственности, должны производить ровно столько, сколько в силах продать. Следовательно, они планируют закупки сырья не под свои производственные возможности, а исходя из коммерческого потенциала. Для лесозаготовительного комплекса это обстоятельство может сыграть негативную роль.
По прогнозным данным государственного концерна Беллесбумпром, на 2016 год общее потребление балансовой древесины в стране составит 13 миллионов кубометров. Концерн планирует использовать около 6 миллионов кубометров, остальное переработают независимые компании.
Как пояснила Sputnik пресс-секретарь Беллесбумпрома Ружена Новицкая, в следующем году повышения объемов потребления сырья в рамках предприятий концерна не планируется, поскольку основные модернизированные мощности деревоперерабатывающих компаний были введены в строй в 2015-м, а в 2016-м ожидается только начало пуско-наладочных работ Светлогорском ЦКК. Он действительно станет крупнейшим потребителем технологической щепы. После запуска на проектную мощность комбинат будет перерабатывать до 2,4 миллионов кубометров древесины. Но это явно не случится в следующем году с учетом сложности производства целлюлозы, необходимого времени для доведения и поддержания стабильного качества продукции.
В компании "Кроноспан", входящей в тройку крупнейших потребителей этого вида сырья и изготавливающей на его основе древесные плиты, Sputnik не смогли подтвердить изменение объемов потребления на следующий год.
По прогнозам участников рынка, "Кроноспан" в 2016-м возьмет 1,8 миллионов кубов. Другие переработчики освоят значительно меньшие объемы. Дополнительные миллионы не вписываются не в чьи прогнозы. Важно отметить, что речь идет не о ценном хвойном пиловочнике, а о тонкомерных балансах низкосортных пород, которые можно либо перемалывать для дальнейшей склейки в плиты, либо подвергать химической обработке.
На 2016 год в Беларуси запланировано заготовить 15,2 миллиона круглого леса, т.е. более чем на два миллиона больше прогнозного потребления.
"Планы по экспорту нам не доводятся, наша основная задача – обеспечить сырьем предприятия внутри республики", – пояснил Sputnik начальник отдела реализации продукции Минлесхоза Сергей Хамутовский.
В ведомстве отдают отчет в том, что деревоперерабатывающие предприятия обеспечат при экспорте своей продукции большую отдачу, чем лесхозы при продаже необработанной древесины. Но очевидно, что лесозаготовители будут вынуждены уменьшить объемы рубок, чтобы не потерять сырье на лесных складах в случае отсутствия внутреннего спроса.
Цена вопроса, если судить по статистике этого года, составит около 100 миллионов долларов экономических потерь в 2016 году (по последним доступным данным Белстата, за 5 месяцев было экспортировано 1,2 миллиона кубических метров необработанных лесоматериалов на 60,7 миллиона долларов). Недобор вследствие отказа от экспорта балансов ударит по всей цепочке – начиная от ухудшения экономического положения лесхозов и заканчивая банками и лизинговыми компаниями, принимавшими участие в финансировании закупки лесозаготовительных комплексов белорусского производства.