"Криница" выбралась из убытков и готова дать бой конкурентам по пивному рынку
Единственный оставшийся государственным крупный производитель пива, ОАО «Криница», закончил первое полугодие с чистой прибылью 1,3 млрд рублей против убытка в размере более 60 млрд рублей за аналогичный период прошлого года. Рентабельность продаж, которая в прошлом году была около 0%, достигла 8,6%, рассказал журналистам гендиректор предприятия Александр Кижук.
Но в прогнозах на год Кижук осторожен, и на вопрос о планируемом на год объеме прибыли отвечает: «Посмотрим, как будут дальше экономическая ситуация на рынке складываться. На финансовое состоянии „Криницы“ влияет много внешних факторов».
Как писал TUT.BY, закредитованной и убыточной «Кринице» сменили руководителя в апреле прошлого года. За прошедшее время была проведена, как рассказывал Кижук,
«основательная работа» по минимизации затрат, оптимизации численности персонала, повышении маржинальности продаж, отчуждению непрофильных активов. В частности, в ближайшее время планируется повторить попытку продажи филиала предприятия в Несвиже. Ожидается, что цена будет снижена примерно на 20%. «Сегодня мы хотим плотно специализироваться именно на пиве, — пояснил Кижук причину продажи актива. — Возможно, когда-то мы подойдем к массовому выпуску безалкогольных напитков, но сегодня создание такого производства требует больших инвестиций, что мы на сегодняшний день позволить не можем. Поэтому сегодня все силы уходят на то, чтобы поднять „Криницу“ на тот уровень, на котором она была в 2008 году».
За семь месяцев предприятие произвело 8,037 млн дал пива, что на 5% меньше аналогичного периода прошлого года. За год «Криница» планирует выпустить 15 млн дал пива. «Мы рассчитываем не снизить объем прошлого года. И хотя пока производство немного ниже, но реализация на внутреннем рынке идет с ростом порядка 2%. Объем производства во многом будет зависеть от экспорта», — отметил директор.
В настоящее время 35−40% от общего объема производства «Криница» отправляет на экспорт, в Россию, США, Канаду, Германию, страны Балтии, оставаясь крупнейшим экспортером пива в стране (60% экспорта).
«Когда белорусский рынок стал теснее и жестче, именно экспорт спас „Криницу“. Отказываться от экспорта мы не намерены. Он приносит положительную рентабельность», — отметил гендиректор. При этом из-за проблем на российском рынке, начавшихся с девальвацией российского рубля, предприятие стремится диверсифицировать поставки.
Улучшить позиции на российском рынке компания намерена в том числе за счет недавнего запуска линии розлива в пэт-кеги. «Первые партии пива в пэт-кегах уже ушли в Россию. Это делает проще оборот, нет возврата тары, что должно помочь вернуть объемы поставок разливного пива в Россию. Спрос есть и интерес есть», — рассказал Александр Кижук. Он отметил, что ценовая политика на разных экспортных рынках может существенно отличаться. «В Беларуси цена пива во многом определяется акцизом и НДС, уровень их разный в разных странах, и только за счет налоговой базы цены на внешнем рынке может быть ниже, чем в Беларуси», — добавил директор.
Руководитель «Криницы» признал, что проблема загрузки мощностей по банке и по стеклу пока не решена. «Мы ведем переговоры с определенными транснациональными компаниями, но важно не только загрузить мощности, но сделать это экономически выгодно для „Криницы“. Мы работаем не ради объема, нужно, чтобы он совпадал с интересами экономики предприятия», — отметил он.
При этом загрузка мощностей по розливу в банку уже выросла в два раза, растут продажи пива в жестебанке, поэтому линию в межсезонье планируется модернизировать. Но доля ПЭТ-тары по-прежнему доминирует, достигая 80−85%. Около 3% приходится на пиво в стекле, 5−6 — на банку, остальное — кеги.
«С 2008 года, когда первые иностранные компании зашли на белорусский рынок, „Криница“ свои позиции потеряла. Сегодня мы ставим задачу помешать планам транснациональных компаний, — подчеркнул Александр Кижук. — Не скажу, что нам легко — мы сегодня не имеем возможности привлечения капиталов материнских компаний. Но мы настроены активно, и, думаю, составим достойную конкуренцию, несмотря на наличие у них в портфелях транснациональных брендов, годами и веками известных на рынке. Мы готовы дать бой на белорусском рынке».
В настоящее время доля «Криницы» на белорусском рынке составляет около 26%, в том числе собственных брендов компании — 19%. Кижук признал, что вернуть прежнюю долю рынка в 50−60% невозможно. «Но увеличить свою долю за ближайшие пять лет мы должны», — заверил он.
Важной частью изменений «Криницы» на предприятии называют оптимизацию продуктовой линейки, считая нынешний портфель перегруженным. В будущем году линейку планируется сократить с 43 продуктов примерно до 30.
«Потребитель сегодня хочет чего-то нового. Менее прибыльные сорта будут выводиться, им на смену придут новинки. Но процентов 70 ассортимента останется. Есть локомотивы, от которых мы в любом случае не уйдем», — заверил Кижук.
На этой неделе «Криница» презентовала возрожденное темное пшеничное пиво Kult. Эта линейка уже пережила полный редизайн и предстала в новом черно-белом концепте.