Год после российского продуктового эмбарго. Получила ли Беларусь то, что хотела?
Год назад Владимир Путин наложил эмбарго на импорт западного продовольствия в ответ на экономически санкции против России. Беларусь потирала руки в надежде на миллионные прибыли на оголившемся российском рынке. Получила ли наша страна то, чего хотела?
Магазин белорусских продуктов в одном из российских городов. Фото: zovzakona.org
«Для нас это клондайк. Мы готовы заменить западные страны по многим позициям в части продовольствия», — заявлял в августе прошлого года первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Маринич, комментируя решение Москвы о вводе продуктового эмбарго.
В 2014 году Беларусь рассчитывала увеличить поставки сельхозпродукции и продуктов питания на 200-400 млн долларов по сравнению с 2013 годом. Однако по итогам минувшего года экспорт продовольствия в денежном выражении снизился на 3% до 5,606 млрд долларов.
Так, поставки молочных продуктов выросли на 1% до 2,3 млрд долларов. В частности, поставки сыров и творога увеличились на 23,2% до 800 млн долларов, сметаны — на 18,1% до 71 млн долларов, кефира — на 17,7% до 25 млн долларов.
В тоже время экспорт мясных продуктов снизился на 19,4% до 1,1 млрд долларов. В частности, поставки свинины упали на 55,9% до 57 млн долларов, готовых и консервированных изделий из мяса — на 40,5% до 77 млн долларов, колбасных изделий — на 32,3% до 177 млн долларов, говядины — на 15,6% до 531 млн долларов.
Основной причиной снижения поступления экспортной выручки стала девальвация российского рубля. Из-за нее организации Минсельхозпрода, по данным ведомства, потеряли свыше 360 млн долларов.
Кроме того, более 100 млн долларов экспортеры сельхозпродукции потеряли из-за санкций Россельхознадзора.
С осени прошлого года российское ведомство запретило поставки продукции более 20 белорусских мясомолочных предприятий из-за обнаружения в их продукции вредных микроорганизмов, антибиотиков и генома вируса африканской чумы свиней. К началу этого года большинство закрытых для российского рынка предприятий уже возобновили поставки продовольствия в Россию. Остается решить вопрос поставок на российский рынок сырой свинины.
На данный момент этот вид продукции могут экспортировать в Россию только четыре белорусских предприятия: Березовский мясокомбинат, Гродненский мясокомбинат, филиал «Мостовский кумпячок» ОАО «Агрокомбинат «Скидельский» и ООО «Велес-Мит».
«Сейчас рассматривается вопрос о поставках свинины в Россию еще с четырех белорусских предприятий. В принципе, идет работа над тем, чтобы постепенно открыть все предприятия», — говорит начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов.
Что касается экспорта продовольствия, то в этом году ситуация выглядит неоднозначно. Если в натуральном выражении поставки сельхозпродукции и продуктов питания бьют рекорды, то в денежном выражении Беларусь несет потери.
Так, за шесть месяцев этого года экспорт мясных продуктов снизился всего на 1,6% до 160,9 тыс. тонн, а экспорт молочных продуктов вырос на 21% до 1,8 млн тонн.
В частности, поставки творога увеличились на 4,9% до 19,2 тыс. тонн, говядины — на 6,9% до 74,5 тыс. тонн, мяса птицы — на 22,7% до 69 тыс. тонн, сыров — на 24% до 60,6 тыс. тонн, масла сливочного — на 40,3% до 39,1 тыс. тонн, сухого молока — на 48,5% до 56,7 тыс. тонн.
В то же время в денежном выражении экспорт продовольствия за первое полугодие снизился на 20% до 1,515 млрд долларов.
На снижения экспортных поставок повлияли девальвация российского рубля, падение покупательского спроса на российском рынке, а также снижение цен на продукцию.
«Падение мировых цен на продовольствие повлекло за собой снижение экспортных цен на нашу продукцию, ведь мы работаем в условиях жесткой конкуренции с мировыми производителями сельхозпродукции», — отмечает Алексей Богданов.
Так, к примеру, за шесть месяцев этого года цены на мясные продукты снизились на 30%, на молочные продукты — на 36%. В частности, цены на сухое молоко упали на 47%, колбасные изделия — на 38%, творог — 30%, говядину — 27%, мясо птицы — 26%, сыры — 23%.
«Поскольку основной рынок сбыта у нас российский, и торговля идет в российских рублях, то из-за девальвации российской валюты мы недобираем экспортную выручку в долларовом выражении. Так, за полугодие недополучено к уровню прошлого года 379,7 тысячи долларов», — говорит Алексей Богданов.
Получается, что российский рынок так и не стал для Беларуси продовольственным клондайком.
Сейчас во избежание потерь валютной выручки Минсельхозпрод активно работает над диверсификацией экспортных поставок, и уже есть первые результаты. Так, экспорт в страны Азии и Океании вырос в два раза — до 5,3 млн долларов, в Африку — в шесть раз, до 180 тысяч долларов.
Впервые начались поставки белорусской сельхозпродукции в Сирию, Саудовскую Аравию, Палестину, Индию, Израиль, Румынию, Великобританию, Болгарию и Австрию.
Всего за первое полугодие на новые перспективные рынки сбыта поставлено сельхозпродукции и продуктов питания на 362,5 тыс. долларов, что в 2,9 раза больше, чем в прошлом году.
«Несмотря на непростую ситуацию как на российском, так и на мировом рынке продовольствия, мы надеемся, что проделанная работа позволит по итогам года сохранить уровень экспорта в пределах 2014 года», — полагает Алексей Богданов.
Александр ЯРОШЕВИЧ