Без Муравьева, Рапоты и китайского кредита: как проект XXI века стал банкротом

Источник материала:
17.07.2015 10:00 — Новости Экономики

Один из проектов XXI века - строительство за 300 млн долларов содового завода под Мозырем - приказал долго жить. В отношении фирмы -«строителя» возбуждено дело о банкротстве. Временный управляющий недоумевает, почему это не было сделано раньше.

Без Муравьева, Рапоты и китайского кредита: как проект XXI века стал банкротомКонкурсное производство по делу о банкротстве в отношении ООО «Дирекция по строительству Мозырского  содового завода» было начато Экономическим судом Гомельской области в начале июня текущего года. Претензии кредиторов и заинтересованных лиц поручено принимать компании «Фосстис Консалт Групп», назначенной временным управляющим несостоятельного должника. Через три месяца, в первой декаде сентября, планируется провести еще одно заседание суда, на котором решится судьба этого предприятия.

В «Фосстис Консалт Групп», с которым  связался «Ежедневник», подтвердили плачевное финансовое положение дел предприятия, планировавшего построить завод за 300 млн долларов. Конкретную сумму долгов в управляющей компании не назвали, но заметили, что «она накопилась приличная».  При том, что завод так и не был построен, руководство компании почти пять лет начисляло себе зарплату, арендовало офис в Мозыре. Представители временного управляющего недоумевают, почему решение о банкротстве дирекции не было принято раньше.

Освоение Кустовницкого месторождения каменных солей, запасы которого оценены в свыше 300 млн тонн, и строительство на его базе содового завода могло стать проектом XXI века. Несмотря на возмущенные, но слабые голоса экологов, старт ему был дан в 2010 году. Тогда и было зарегистрировано ООО “Дирекция по строительству Мозырского содового завода”.  

Одним из инициаторов проекта называют уже бывшего стекольного короля страны, находящего сегодня под стражей бизнесмена Александра Муравьева. В начале 2010-х годов контролируемые им стекольные предприятия были заинтересованы в источнике собственного сырья – кальцинированной соде, которую планировали выпускать на Мозырском содовом заводе. Один из заводов Муравьева – «Стеклозавод «Елизово» - стал соучредителем «Дирекции по строительству Мозырского содового завода».  Но его доля в уставном фонде курирующей строительство компании составила всего 10%. Контрольный пакет (55%) в «Дирекции»  получил еще один крупный потребитель кальцинированной соды «Гомелстекло», еще 35% досталось  Гродненскому стеклозаводу.

В планах предполагалось создать не только импортозамещающее, но и экспортоориентированное производство. При внутренней потребности в кальцинированной соде в 140-170 тыс. тонн в год  мощности Мозырского содового завода должны были составить не менее 300 тыс. тонн продукции. При совокупной годовой потребности национальной экономики в пищевой соде в 7,5 тыс. тонн, под Мозырем создавалась база для выпуска не менее 20 тыс. тонн этого продукта. На реализацию проекта отводилось 37 месяцев, его расчетная окупаемость (в лучшем случае) должна была наступить через 13 лет.

Оставалось найти только 273 млн долларов, в которые были оценены инвестиции. Весомая их часть была еще до начала проекта обещана китайскими партнерами. Уже в ноябре 2010 года был подписан контракт между «Дирекцией по строительству Мозырского содового завода» и двумя китайскими подрядчиками - Китайской национальной химической инженерной корпорацией (China National Chemical Engineering Co., Ltd.) и Китайской Тяншенской инжиниринговой корпорацией (China Tianchen Engineering Corp.) Примерно через год, в сентябре 2011 года, правительство Беларуси и Экспортно-импортный банк  Китая заключили соглашение о предоставлении  кредита для финансирования строительства завода. В конце 2011 года Госсовет КНР одобрил кредитное соглашение на сумму 186,5 млн долларов, а в апреле 2012 года соглашение было подписано. Агентом по нему стал «АСБ Беларусбанк».

На этом динамика в развитии проекта закончилась, поскольку встал вопрос, кто инвестирует недостающую часть суммы. Вероятнее всего, по этой части был расчет на Муравьева. Но он к этому времени «влез» в «Мотовело» и лишился связей в России. Тогда начались переговоры с одним из крупнейших производителей кальцинированной соды в России – стерлиматакской компанией «Сода». Этот бизнес контролируют российские бизнесмены Сергей Черников и Виктор Исламов. Белорусская сторона вполне могла рассчитывать на благоприятный исход переговоров, поскольку наблюдательный совет «Соды» тогда же возглавил госсекретарь Союзного государства, частный гость в Минске, Григорий Рапота. Пресс-служба «Соды», комментируя назначение Рапоты на эту должность, сделала упор именно на перспективах сотрудничества с Беларусью.

 "Большой потенциал реализации ОАО "Башхим" и ОАО "Сода" проектов в сфере производства и торговли на территории Республики Беларусь обусловили привлечение в наблюдательный орган управления ОАО "Сода" Г.А. Рапоты. Его вовлеченность в процесс российско-белорусского сотрудничества помогут ОАО "Сода" максимально реализовать имеющиеся возможности и достичь нового уровня в развитии экономических связей с белорусскими партнерами", говорилось в сообщении по этому назначению.

Григорий Рапота и сегодня работает госсекретарем Союзного государства, и по-прежнему возглавляет наблюдательный совет Башкирской содовой компании (создана в 2013 году в результате объединения «Соды» и «Каустика»), которая производит 55% кальцинированной соды в России. Но проект XXI века в Беларуси с участием этого инвестора так и не стартовал. И вряд ли стартует в прежнем формате: по мнению представителя «Фосстис Консалт Групп», скорее всего, через несколько месяцев «Дирекция по строительству Мозырского содового завода» будет официально ликвидирована.

 
←Реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 5%

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика