Чиновники надеются, а бизнес недоволен. Вступает в силу указ о льготах юго-востоку Могилевщины
01.07.2015 14:39
—
Новости Экономики
1 июля вступил в силу президентский указ № 235 "О социально-экономическом развитии юго-восточного региона Могилевской области". Документ сулит льготы как предпринимателям, так и работникам предприятий проблемных районов. Корреспонденты TUT.BY побывали накануне в Кричеве и Климовичах, чтобы узнать, что ожидают здесь от нового указа. Выяснилось, что местные бизнесмены отнюдь не считают его панацеей, а некоторые жители пока даже не в курсе, что он существует.
Напомним, документ затронул 7 юго-восточных регионов Могилевской области – Климовичский, Костюковичский, Краснопольский, Кричевский, Славгородский, Хотимский и Чериковский районы. Вновь созданные на этой территории после 1 июля предприятия получат преференции в виде построенной за счет республиканского и областного бюджетов инженерной инфраструктуры. Также им снизят размер обязательных страховых взносов – с 35% до 24%. Уменьшится на 3 процентных пункта подоходный налог для работников этих предприятий и производств. Кроме того, жители указанных районов смогут купить, построить или реконструировать жилье на этой территории, получив 1%-ный кредит на 20 лет при условии работы на местных предприятиях, в организациях не менее 10 лет с момента заключения кредитного договора.
В Климовичском райисполкоме нас встретила начальник отдела экономики Галина Зубарева. Она рассказала, что власти надеются на то, что и бизнесмены, и жители региона воспользуются президентскими преференциями. Особая надежда – на возможность построить жилье по льготному кредиту.
– У нас на очереди всегда стоят около тысячи человек. Что скрывать, люди уезжают из города в поисках лучшего. Особенно чувствуется отток молодежи. Возможно, фактор льготного строительства жилья будет решающим, чтобы люди остались. Сейчас у нас строится в основном коммерческое жилье. В этом году сдали два дома: 20-тиквартирный социальный и 60-тиквартирный коммерческий. Собеседница считает, что в Кличевском районе свободной пока остается ниша легпрома. Ее свободно могли бы занять небольшие производства по пошиву одежды, изготовлению обуви.
– Есть перспективы для малых предприятий, который смогут свободно лавировать в условиях рынка, потому что крупным производствам это дается тяжелее, – резюмирует Галина Зубарева.
– Прошлым летом, когда были свободные каникулы, ездила отдыхать в Румынию, еще раньше – в Украину. Здесь, в Климовичах, летом заняться нечем – нет даже кафе, – говорит Арина. – Остается только учиться и заниматься карьерой. В свободное время все сидят дома за компьютерами, иногда прогуляться выходят. Когда отучусь, жить сюда точно не приеду: здесь нет ни работы нормальной, ни развлечений. Из молодежи здесь остаются только те, кто поступил в техникум после 9 класса и получил распределение".
Молодая семья Поляковых ничего не слышала о президентском указе до беседы с корреспондентом TUT.BY. Надежда, мать и жена семейства, даже подумала, что 1%-ный кредит на 20 лет – это какой-то обман.
– У нас есть жилищная проблема, но решить ее не можем уже давно – не хватает доходов", – рассказала молодая женщина.
Поляковы живут в старом колхозном доме в агрогородке Тимоново Климовичского района с матерью и 10-летней сестрой Надежды. Отец собеседницы недавно умер. Бюджет на 5 человек в месяц в лучшем случае составляет 6,2 млн, в худшем – 4,4 млн рублей. Большую часть дохода в семью приносит муж Надежды – он работает пастухом на ферме. Мать собеседницы получает материальную помощь на несовершеннолетнюю дочь – 1,4 млн рублей. Женщина также подрабатывает, иногда отправляется на заработки в Россию. По словам Надежды, в основном, матери удается принести в общую копилку около 800 тыс. рублей.
Собеседница вынуждена быть домохозяйкой. Она бы и рада получить работу, но не позволяют проблемы со здоровьем. Рассказывает, что в детстве тяжело болела, из-за осложнений теперь сильно болит спина, причем с каждым годом все сильнее. Врач говорит, что "это небольшая проблема", выписывает лекарство, но справку на легкий труд не дает. Надежда до декретного отпуска не работала, после – хотела устроиться в колхоз, но там вся работа тяжелая. "Я дома еле ведро с водой поднимаю", – говорит она. К врачу молодая мать больше не ходит, лекарство не принимает – терпит боль.
Большая часть семейного бюджета уходит на еду и ремонт – в доме плохие полы. "Начальник мужа сказал, что помочь с жильем не может – нет возможности дать дом или комнату в общежитии. А мне все равно что получить – лишь бы жить своей семьей отдельно от родителей, чтобы были вода и туалет. Сейчас все удобства на улице", – говорит Надежда.
В агрогородке все есть для нормальной жизни, считает собеседница. Семья готова здесь остаться, Надежда охотно возьмется за любую работу, которая будет ей по силам, лишь бы был свой угол. Однако хватит ли желания Поляковых, чтобы получить льготы по президентскому указу?
По словам заместителя председателя комитета экономики, начальника управления предпринимательства и внешнеэкономической деятельности Могилевского облисполкома Виктора Красовского, сложно прогнозировать, как сработает указ №235. Иногда даже большие деньги не могут решить вопросы, которые копились десятилетиями, считает он.
Напомним, документ затронул 7 юго-восточных регионов Могилевской области – Климовичский, Костюковичский, Краснопольский, Кричевский, Славгородский, Хотимский и Чериковский районы. Вновь созданные на этой территории после 1 июля предприятия получат преференции в виде построенной за счет республиканского и областного бюджетов инженерной инфраструктуры. Также им снизят размер обязательных страховых взносов – с 35% до 24%. Уменьшится на 3 процентных пункта подоходный налог для работников этих предприятий и производств. Кроме того, жители указанных районов смогут купить, построить или реконструировать жилье на этой территории, получив 1%-ный кредит на 20 лет при условии работы на местных предприятиях, в организациях не менее 10 лет с момента заключения кредитного договора.
Полный текст указа опубликован на национальном правовом интернет-портале.
Программа нужная, но денег на нее пока нет
Для начала за разъяснениями положений указа мы обратились к заместителю председателя комитета экономики, начальнику управления предпринимательства и внешнеэкономической деятельности Могилевского облисполкома Виктору Красовскому.
– Это очень нужная программа. Ее, может, хотелось бы и раньше принять, – говорит Виктор Михайлович. – И мы надеемся, что она все-таки даст определенный толчок в развитии этих регионов. Кроме того, у нас действует декрет №6 – о стимулировании предпринимательской деятельности в средних и малых городах и на селе. Думаю, оба документа помогут добиться хорошего результата в социально-экономическом развитии районов. Однако очень многое зависит от работы местных органов власти. Инвестор не должен быть сам по себе – ему нужна поддержка, рука.
По словам собеседника, выбор именно этих семи регионов не случаен – экономическая ситуация там складывается не очень хорошо даже при том, что "уже были большие вложения". Кто-то улучшил свое положение, но некоторым не помогли ни деньги, ни льготы.
– Самые бедные из этих районов – Краснопольский и Хотимский. Они сильнее остальных пострадали от радиации, там практически нет промышленности. Хорошо, что в Костюковичах есть цементный завод, в Климовичах – ликеро-водочный и хлебопродуктов. Это основа. Теперь нужно наполнить экономическую сферу мелкими предприятиями, – говорит Виктор Красовский. – Подготовка Указа шла более года. Ни одного замечания или недовольства со стороны руководства других районов, не получивших преференции, я, например, не слышал. У всех есть четкое понимание, что юго-восточным регионам нужно помогать. А, например, в Осиповичах, Быхове есть, где работать, хорошие зарплаты.
Льготы и преференции юго-восточные регионы будут получать за счет республиканского и областного бюджетов, которые станут участвовать в финансировании в равных долях. По словам Красовского, сейчас денег на реализацию указа нет.
– Давайте так: бюджет уже сформирован, и перекроить его очень дорогого стоит. Вариант второй: наполнить бюджет и перевыполнить его, но для этого предприятиям необходимо нарастить объемы производства. Лучший выход – предусмотреть финансирование на следующий бюджетный год. К этому времени райисполкомы проведут работу с потенциальными инвесторами, предпринимателями, которые будут закладывать новые проекты, и определят, сколько денег необходимо, – говорит собеседник.
– Скажем, если человеку начисляют зарплату в размере 10 млн рублей, то из них сейчас 1,3 млн идет на подоходный налог, плюс 1%, т. е. 100 тыс. рублей, – в пенсионный фонд. В итоге на руки работник получает 8,6 млн рублей. По указу, при 10-тимиллионном начислении подоходный налог составит 1,1 млн рублей с пенсионным. И так – на протяжении семи лет, пока действует указ, – приводит пример собеседник.
TUT.BY подсчитал, что если размер начисленной зарплаты существенно ниже, например, 2,8 млн рублей, то за вычетом подоходного налога и пенсионного отчисления работник сейчас получает 2,502 млн рублей чистыми. При сохранении размера начисленной зарплаты и учитывая условия указа, работник будет получать 2,565 млн рублей. То есть при таком же уровне зарплаты за 7 лет льгота принесет работнику дополнительно 5,292 млн рублей.
– Следующий пункт, снижение размера обязательных страховых взносов, очень важен для нанимателя, – Виктор Михайлович переходит к следующему абзацу, выделенному маркером. – Сейчас в Фонд соцзащиты с зарплаты предприятия отчисляют 34% – это очень много. Часто говорят о том, что из-за размера взноса предприниматели "грешат" зарплатами в конвертах – конечно, с согласия работника. Тот считает, что низкая официальная зарплата – мелочь, лучше получить деньги сегодня, потому что "когда та пенсия – может, не доживу". А по указу отчисления падают на треть – до 24%.
Снова берем в руки калькулятор. На одном работнике, получающим "чистыми" те же 2,5 млн рублей, наниматель "сэкономит" 280 тыс. в месяц, 3,36 млн рублей в год, 23,25 млн за 7 лет.
– Один из важнейших пунктов, конечно, – создание инженерной инфраструктуры для вновь созданных предприятий, – продолжает Виктор Михайлович. – Например, кто-то хочет построить пилораму. Предприниматель обращается в райисполком, ему определяют место для строительства производства. В идеале, предлагают готовую площадку, но, например, на подходящем участке нет никаких коммуникаций. Раньше все затраты на то, чтобы провести водопровод, электричество, брал на себя сам предприниматель. Для этого необходима проектно-сметная документация, а ее разработка иногда достигает 30% стоимости объекта. Кроме этого, придется обежать массу чиновничьего персонала для согласования, получения справок, заключений. На это уходит – поверьте, я знаю, работаю уже долгое время – около года. Это при том, что мы уже уменьшили разрешительные процедуры. Так вот, по указу все эти хлопоты и стоимость проведения коммуникаций берет на себя местная власть. Предпринимателю остается построить здание, поставить пилораму и подключиться к инженерным коммуникациям.
Виктор Красовский считает, что строительство, покупка или реконструкция жилья под 1%-ный кредит сроком на 20 лет поможет удержать в регионе и молодых, и опытных специалистов. "Это западно-европейский вариант получения жилья", – говорит он. Выдавать кредиты будет Банк развития, в том числе через другие банки.
По мнению Виктора Михайловича, самая большая проблема в районах, получивших преференции, – серьезное снижение людского ресурсного потенциала. Молодежь, в основном, уезжает в более крупные города: если не в Минск, то в Могилев.
– Нам бы удержать хотя бы тех, кто остался, – считает собеседник. – Возвратить даже 50% тех, кто разъехался, практически невозможно. Специалисты останутся, если у них будут работа, хорошая зарплата, жилье и машина. Транспорт нужен, чтобы можно было ездить в города за большими развлечениями и впечатлениями. У нас дороги хорошие, на машине доехать не проблема, а жилье в полутора часах езды от крупного города по европейским меркам – роскошь, доступная не каждому.
Около 12.00 в центре Кричева – многолюдно, снуют машины, дети играют на площадке под присмотром матерей. С первого взгляда город производит впечатление крепкого райцентра. Однако пустующий магазин на главной улице с ходу его развеял.
Встретиться с нами согласились предприниматели, занимающиеся производством, торговлей, услугами и сельским хозяйством. Сбор назначили в офисе одного из них. Мужчины состоялись в жизни, имеют семьи, привыкли работать без выходных и праздников, чтобы обеспечить настоящее и будущее своих близких. Они знают, что происходит в их городе и ближайших районах, в Беларуси и соседней стране, с легкостью оперируют фактами, которые выстраивают в простые логические цепочки.
– Этот указ не для бизнеса, – с порога начали они. – Мы не против поддержки, но она должна быть настоящей, а не бутафорской. Все, что написано можно расценить, как, скажем, акция на предвыборную кампанию, не более того. Это просто пиар.
По очереди, дополняя, иногда перебивая друг друга, бизнесмены рассказали, почему они считают указ №235 нерабочим, далеким и от теории, и от практики. По просьбе собеседников публикуем их мнение без купюр:
– Начнем с того, что поддержку получили очень маленькие города, которые находятся в плачевном, умирающем состоянии. За 20 лет из Кричева уехали 20 тыс. человек – почти половина города. На 1989 год во всем районе было 49 тыс. человек, а сейчас – хорошо, если 30 тысяч.
Допустим, молодой человек с 200 долларами в кармане захотел начать свой бизнес и создать предприятие, чтобы работать самому и создать рабочие места. Он взял кредит, купил оборудование, нанял людей, выпускает продукцию. Первое, с чем он столкнется, – некому покупать. У людей есть деньги лишь на самое необходимое, у многих в Кричеве нет работы. Крупные государственные предприятия, заводы, где работала большая часть населения, сократили штат. Люди, не найдя здесь достойного заработка, уехали.
Вот пример: воинская часть дала объявление о свободной вакансии – на одно это место пришли 200 человек. Недавно открывался мебельный магазин: необходимо было 2 сотрудника, а пришли 20 соискателей. Второе – это конкуренция с теми, кто пока еще держится на плаву. И вот вопрос: как ему заработать? Как платить зарплату людям? Как они будут брать пусть даже 1%-ный кредит на 20 лет, если у них зарплаты толком нет? Все эти льготы вроде прокладки коммуникаций, снижения подоходного налога и отчислений в фонд соцзащиты – мизер, который ни на что не повлияет. Не более логичным ли в итоге станет поддержка существующих производств, у которых уже есть наработанная база?
Бизнесмены подчеркивают, что идея хорошая, но ее реализация – неудачная. Они предполагают, что, возможно, это потому, что при подготовке указа документ не выносился на обсуждение бизнес-сообщества.
– Не нужно ехать в Кричев и спрашивать, нравится ли нам указ. Есть Минский столичный союз предпринимателей и работодателей, другие союзы предпринимателей. Документ можно обсудить с Маргеловым, с Карягиным. Они ведь все это знают и работают на этом уровне. Чтобы решить проблему, нужен диалог, а это – монолог. Мы сейчас комментируем достаточно лояльно – можно и жестче. Но кто нас услышит?
По его словам, для развития бизнеса в приграничных районах необходимо как минимум создать равные условия с Россией. Грубо говоря, взять их законодательство и, заменив название страны, применить у нас. Если и писать указ, то он должен быть глобальным. Если помогать, то отталкиваться от налоговой базы: например, ввести "плоский" налог – то есть один, но фиксированный.
– Умирающего от инсульта человека – а райцентры, которым посулили преференции, умирают – не лечат запахом валерьянки. Ему нужно мощное средство. Таким может быть, например, снижение тарифов на энергию, чтобы уменьшить себестоимость продукции, чего так хотят в правительстве, – подхватывает коллегу бизнесмен. – Посмотрите, к чему привели все эти экономические манипуляции. Госпредприятия закрываются! У нас в Кричеве многие задают "неудобные" вопросы: почему закрылся маслозавод, если мы едим масло каждый день? Почему мясокомбинат закрылся, когда мы колбасу тоннами употребляем? Кто готов взять на себя ответственность за это? И поможет ли им теперь указ?
Солидарен со своими коллегами и бизнесмен из Климовичей – этот райцентр также получит президентские преференции с 1 июля. После оживленного Кричева Климовичский район показался средней школой летом: чисто, тихо и безлюдно. Лишь около парка и райисполкома мы заметили несколько мам с колясками, пару пенсионеров.
В магазине стройматериалов в Климовичах пусто. Одинокий покупатель тщательно выбирает монтажную пену: консультируется у продавца, спрашивает, какая из дешевых – лучшая. По наблюдениям руководителя магазина Юрия, спрос на стройматериалы упал наполовину: у людей нет денег. Если человек берет товар на крупную сумму и рассчитывается наличными, можно с 90%-ной уверенностью сказать, что он работает не в Беларуси, считает бизнесмен.
– Я слышал об указе и считаю, что такой подход неправильный, – сразу высказывает свою позицию предприниматель. – Должна быть поддержка и существующих организаций: мы 6 лет работаем, исправно платим налоги, тоже страдаем из-за российской девальвации. Нам, например местные предприятия остались должны 500 млн рублей с прошлого года: брали у нас краску, шпаклевку, грунтовку, кисти под честное слово. Когда открывался наш магазин, регистрировались другие предприниматели, никаких преференций не было. Мы жаловаться не привыкли, но это некрасиво. Уже ходят слухи, что кто-то будет перерегистрировать фирму, чтобы получить эти льготы. Может, и я так сделаю. У меня на зарплату сотрудникам каждый месяц уходит 30 млн рублей. За счет льгот сэкономлю 4 млн рублей – это существенная сумма.
– Чтобы помочь, нужно не мешать, а желание работать и зарабатывать у людей есть, – продолжает собеседник и начинает сыпать аллегориями: – Читал, что бизнес в Беларуси сравнивают с трассой Москва-Минск: если через каждые 20 км поставить ограничение скорости 40 км/ч, то все будут нарушать. Нужно правильно ставить знаки. Вот пример: налоговая проводила проверку, все было хорошо, но за выдвижным ящиком в кассе нашли 200 рублей. Мне за них дали штраф – 20 базовых. Корову нужно доить, чтобы она пользу регулярно приносила, а у нас ее сразу режут.
По словам собеседника, выбор именно этих семи регионов не случаен – экономическая ситуация там складывается не очень хорошо даже при том, что "уже были большие вложения". Кто-то улучшил свое положение, но некоторым не помогли ни деньги, ни льготы.
– Самые бедные из этих районов – Краснопольский и Хотимский. Они сильнее остальных пострадали от радиации, там практически нет промышленности. Хорошо, что в Костюковичах есть цементный завод, в Климовичах – ликеро-водочный и хлебопродуктов. Это основа. Теперь нужно наполнить экономическую сферу мелкими предприятиями, – говорит Виктор Красовский. – Подготовка Указа шла более года. Ни одного замечания или недовольства со стороны руководства других районов, не получивших преференции, я, например, не слышал. У всех есть четкое понимание, что юго-восточным регионам нужно помогать. А, например, в Осиповичах, Быхове есть, где работать, хорошие зарплаты.
Льготы и преференции юго-восточные регионы будут получать за счет республиканского и областного бюджетов, которые станут участвовать в финансировании в равных долях. По словам Красовского, сейчас денег на реализацию указа нет.
– Давайте так: бюджет уже сформирован, и перекроить его очень дорогого стоит. Вариант второй: наполнить бюджет и перевыполнить его, но для этого предприятиям необходимо нарастить объемы производства. Лучший выход – предусмотреть финансирование на следующий бюджетный год. К этому времени райисполкомы проведут работу с потенциальными инвесторами, предпринимателями, которые будут закладывать новые проекты, и определят, сколько денег необходимо, – говорит собеседник.
11 июня в Могилевском облисполкоме провели расширенное заседание Совета по развитию предпринимательства, посвященное указу №235. Глава области Владимир Доманевский предложил представителям бизнеса сделать ставку на создание инновационных конкурентоспособных производств с использованием местных сырьевых ресурсов. Представители Банка развития рассказали, как получить кредиты, в том числе, если необходимо, китайские.
"Нам бы удержать тех, кто остался"
С Виктором Михайловичем мы прошлись по пунктам указа. Документ направлен на поддержку как бизнеса, так и людей, простых работников, резюмировал зампред комитета экономики. Например, за счет снижения подоходного налога увеличится заработок.– Скажем, если человеку начисляют зарплату в размере 10 млн рублей, то из них сейчас 1,3 млн идет на подоходный налог, плюс 1%, т. е. 100 тыс. рублей, – в пенсионный фонд. В итоге на руки работник получает 8,6 млн рублей. По указу, при 10-тимиллионном начислении подоходный налог составит 1,1 млн рублей с пенсионным. И так – на протяжении семи лет, пока действует указ, – приводит пример собеседник.
TUT.BY подсчитал, что если размер начисленной зарплаты существенно ниже, например, 2,8 млн рублей, то за вычетом подоходного налога и пенсионного отчисления работник сейчас получает 2,502 млн рублей чистыми. При сохранении размера начисленной зарплаты и учитывая условия указа, работник будет получать 2,565 млн рублей. То есть при таком же уровне зарплаты за 7 лет льгота принесет работнику дополнительно 5,292 млн рублей.
– Следующий пункт, снижение размера обязательных страховых взносов, очень важен для нанимателя, – Виктор Михайлович переходит к следующему абзацу, выделенному маркером. – Сейчас в Фонд соцзащиты с зарплаты предприятия отчисляют 34% – это очень много. Часто говорят о том, что из-за размера взноса предприниматели "грешат" зарплатами в конвертах – конечно, с согласия работника. Тот считает, что низкая официальная зарплата – мелочь, лучше получить деньги сегодня, потому что "когда та пенсия – может, не доживу". А по указу отчисления падают на треть – до 24%.
Снова берем в руки калькулятор. На одном работнике, получающим "чистыми" те же 2,5 млн рублей, наниматель "сэкономит" 280 тыс. в месяц, 3,36 млн рублей в год, 23,25 млн за 7 лет.
– Один из важнейших пунктов, конечно, – создание инженерной инфраструктуры для вновь созданных предприятий, – продолжает Виктор Михайлович. – Например, кто-то хочет построить пилораму. Предприниматель обращается в райисполком, ему определяют место для строительства производства. В идеале, предлагают готовую площадку, но, например, на подходящем участке нет никаких коммуникаций. Раньше все затраты на то, чтобы провести водопровод, электричество, брал на себя сам предприниматель. Для этого необходима проектно-сметная документация, а ее разработка иногда достигает 30% стоимости объекта. Кроме этого, придется обежать массу чиновничьего персонала для согласования, получения справок, заключений. На это уходит – поверьте, я знаю, работаю уже долгое время – около года. Это при том, что мы уже уменьшили разрешительные процедуры. Так вот, по указу все эти хлопоты и стоимость проведения коммуникаций берет на себя местная власть. Предпринимателю остается построить здание, поставить пилораму и подключиться к инженерным коммуникациям.
Виктор Красовский считает, что строительство, покупка или реконструкция жилья под 1%-ный кредит сроком на 20 лет поможет удержать в регионе и молодых, и опытных специалистов. "Это западно-европейский вариант получения жилья", – говорит он. Выдавать кредиты будет Банк развития, в том числе через другие банки.
По мнению Виктора Михайловича, самая большая проблема в районах, получивших преференции, – серьезное снижение людского ресурсного потенциала. Молодежь, в основном, уезжает в более крупные города: если не в Минск, то в Могилев.
– Нам бы удержать хотя бы тех, кто остался, – считает собеседник. – Возвратить даже 50% тех, кто разъехался, практически невозможно. Специалисты останутся, если у них будут работа, хорошая зарплата, жилье и машина. Транспорт нужен, чтобы можно было ездить в города за большими развлечениями и впечатлениями. У нас дороги хорошие, на машине доехать не проблема, а жилье в полутора часах езды от крупного города по европейским меркам – роскошь, доступная не каждому.
Маленькие хитрости, не запрещенные законом
Собеседник заверил, что руководство области будет оказывать поддержку и существующим предприятиям: например, в виде освобождения от каких-то видов местных налогов или их снижения, уменьшения тарифов на энергоносители. Кто-то из уже существующих юрлиц может схитрить, чтобы получить льготы по указу.
– У нас иногда закрадываются мысли, а не начнут ли предприятия закрываться, чтобы открыться снова после 1 июля, – смеется Виктор Красовский. – Были такие единичные случаи по ранее вышедшим декретам №№1, 6 и 9. Понятно, что предприятия крепкие, брендовые на это не пойдут. Закрыть фирму большого труда не составит, а чтобы открыть новую, нужно постараться. Это ведь затраты и денежные, и временные. Однако закон это не запрещает – я разговаривал с налоговой. Если предприниматель посчитает, что так ему будет выгоднее, возможно, он этим воспользуется.
Чтобы указ заработал в полную силу, необходимо четко определить схему действия, считает собеседник. Для этого должны выйти разъяснения Совмина. Пока есть много вопросов по исчислениям, страховым взносам.
– Мы видим общее направление, но шероховатости есть. Их нужно отрабатывать и шлифовать, как это было, например, с выходом декрета №6 "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности. Предприятия, которые смогли грамотно воспользоваться этим документом, завезли хорошее импортное оборудование и успешно работают, – сказал зампред комитета экономики облисполкома.
Чтобы указ заработал в полную силу, необходимо четко определить схему действия, считает собеседник. Для этого должны выйти разъяснения Совмина. Пока есть много вопросов по исчислениям, страховым взносам.
– Мы видим общее направление, но шероховатости есть. Их нужно отрабатывать и шлифовать, как это было, например, с выходом декрета №6 "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности. Предприятия, которые смогли грамотно воспользоваться этим документом, завезли хорошее импортное оборудование и успешно работают, – сказал зампред комитета экономики облисполкома.
"Мы не против поддержки, но настоящей"
Корреспонденты TUT.BY отправились в Кричев, чтобы узнать у местных предпринимателей, как они оценивают указ №235 и поможет ли он, на их взгляд, развить экономику в регионах. Договариваясь о встрече по телефону, мы сразу поняли: хорошего отзыва не услышим.Около 12.00 в центре Кричева – многолюдно, снуют машины, дети играют на площадке под присмотром матерей. С первого взгляда город производит впечатление крепкого райцентра. Однако пустующий магазин на главной улице с ходу его развеял.
Встретиться с нами согласились предприниматели, занимающиеся производством, торговлей, услугами и сельским хозяйством. Сбор назначили в офисе одного из них. Мужчины состоялись в жизни, имеют семьи, привыкли работать без выходных и праздников, чтобы обеспечить настоящее и будущее своих близких. Они знают, что происходит в их городе и ближайших районах, в Беларуси и соседней стране, с легкостью оперируют фактами, которые выстраивают в простые логические цепочки.
– Этот указ не для бизнеса, – с порога начали они. – Мы не против поддержки, но она должна быть настоящей, а не бутафорской. Все, что написано можно расценить, как, скажем, акция на предвыборную кампанию, не более того. Это просто пиар.
По очереди, дополняя, иногда перебивая друг друга, бизнесмены рассказали, почему они считают указ №235 нерабочим, далеким и от теории, и от практики. По просьбе собеседников публикуем их мнение без купюр:
– Начнем с того, что поддержку получили очень маленькие города, которые находятся в плачевном, умирающем состоянии. За 20 лет из Кричева уехали 20 тыс. человек – почти половина города. На 1989 год во всем районе было 49 тыс. человек, а сейчас – хорошо, если 30 тысяч.
Допустим, молодой человек с 200 долларами в кармане захотел начать свой бизнес и создать предприятие, чтобы работать самому и создать рабочие места. Он взял кредит, купил оборудование, нанял людей, выпускает продукцию. Первое, с чем он столкнется, – некому покупать. У людей есть деньги лишь на самое необходимое, у многих в Кричеве нет работы. Крупные государственные предприятия, заводы, где работала большая часть населения, сократили штат. Люди, не найдя здесь достойного заработка, уехали.
Вот пример: воинская часть дала объявление о свободной вакансии – на одно это место пришли 200 человек. Недавно открывался мебельный магазин: необходимо было 2 сотрудника, а пришли 20 соискателей. Второе – это конкуренция с теми, кто пока еще держится на плаву. И вот вопрос: как ему заработать? Как платить зарплату людям? Как они будут брать пусть даже 1%-ный кредит на 20 лет, если у них зарплаты толком нет? Все эти льготы вроде прокладки коммуникаций, снижения подоходного налога и отчислений в фонд соцзащиты – мизер, который ни на что не повлияет. Не более логичным ли в итоге станет поддержка существующих производств, у которых уже есть наработанная база?
Бизнесмены подчеркивают, что идея хорошая, но ее реализация – неудачная. Они предполагают, что, возможно, это потому, что при подготовке указа документ не выносился на обсуждение бизнес-сообщества.
– Не нужно ехать в Кричев и спрашивать, нравится ли нам указ. Есть Минский столичный союз предпринимателей и работодателей, другие союзы предпринимателей. Документ можно обсудить с Маргеловым, с Карягиным. Они ведь все это знают и работают на этом уровне. Чтобы решить проблему, нужен диалог, а это – монолог. Мы сейчас комментируем достаточно лояльно – можно и жестче. Но кто нас услышит?
"Инсульт и запах валерьянки"
– Упадок в предпринимательстве объясняется очень просто, особенно в районах, граничащих с Россией, – открытием Таможенного союза,– продолжает развивать мысль коллег один из участников встречи. – Объявили о свободном перемещении товаров, работ, услуг, капиталов, но этого нет. Например, после девальвации в России Казахстан ввел ограничения на ввоз различной продукции. В 40 км от Кричева, на территории России, дешевле ресурсы, электричество, проще административное регулирование. Если мы, белорусы, работаем в разных условиях – а наши заметно хуже, – то о каком развитии бизнеса в граничащих с Россией регионах можно говорить, будь то Могилевская или Витебская области? Недавно обсуждали открытие инновационного, необходимого в Беларуси производства, которого и в России немного, и пришли к выводу, что в Смоленске открыть его проще.
По его словам, для развития бизнеса в приграничных районах необходимо как минимум создать равные условия с Россией. Грубо говоря, взять их законодательство и, заменив название страны, применить у нас. Если и писать указ, то он должен быть глобальным. Если помогать, то отталкиваться от налоговой базы: например, ввести "плоский" налог – то есть один, но фиксированный.
– Умирающего от инсульта человека – а райцентры, которым посулили преференции, умирают – не лечат запахом валерьянки. Ему нужно мощное средство. Таким может быть, например, снижение тарифов на энергию, чтобы уменьшить себестоимость продукции, чего так хотят в правительстве, – подхватывает коллегу бизнесмен. – Посмотрите, к чему привели все эти экономические манипуляции. Госпредприятия закрываются! У нас в Кричеве многие задают "неудобные" вопросы: почему закрылся маслозавод, если мы едим масло каждый день? Почему мясокомбинат закрылся, когда мы колбасу тоннами употребляем? Кто готов взять на себя ответственность за это? И поможет ли им теперь указ?
"Желание работать и зарабатывать у людей есть"
Солидарен со своими коллегами и бизнесмен из Климовичей – этот райцентр также получит президентские преференции с 1 июля. После оживленного Кричева Климовичский район показался средней школой летом: чисто, тихо и безлюдно. Лишь около парка и райисполкома мы заметили несколько мам с колясками, пару пенсионеров.
В магазине стройматериалов в Климовичах пусто. Одинокий покупатель тщательно выбирает монтажную пену: консультируется у продавца, спрашивает, какая из дешевых – лучшая. По наблюдениям руководителя магазина Юрия, спрос на стройматериалы упал наполовину: у людей нет денег. Если человек берет товар на крупную сумму и рассчитывается наличными, можно с 90%-ной уверенностью сказать, что он работает не в Беларуси, считает бизнесмен.
– Я слышал об указе и считаю, что такой подход неправильный, – сразу высказывает свою позицию предприниматель. – Должна быть поддержка и существующих организаций: мы 6 лет работаем, исправно платим налоги, тоже страдаем из-за российской девальвации. Нам, например местные предприятия остались должны 500 млн рублей с прошлого года: брали у нас краску, шпаклевку, грунтовку, кисти под честное слово. Когда открывался наш магазин, регистрировались другие предприниматели, никаких преференций не было. Мы жаловаться не привыкли, но это некрасиво. Уже ходят слухи, что кто-то будет перерегистрировать фирму, чтобы получить эти льготы. Может, и я так сделаю. У меня на зарплату сотрудникам каждый месяц уходит 30 млн рублей. За счет льгот сэкономлю 4 млн рублей – это существенная сумма.
– Чтобы помочь, нужно не мешать, а желание работать и зарабатывать у людей есть, – продолжает собеседник и начинает сыпать аллегориями: – Читал, что бизнес в Беларуси сравнивают с трассой Москва-Минск: если через каждые 20 км поставить ограничение скорости 40 км/ч, то все будут нарушать. Нужно правильно ставить знаки. Вот пример: налоговая проводила проверку, все было хорошо, но за выдвижным ящиком в кассе нашли 200 рублей. Мне за них дали штраф – 20 базовых. Корову нужно доить, чтобы она пользу регулярно приносила, а у нас ее сразу режут.
Инвесторы ждали день вступления указа в силу
В Климовичском райисполкоме нас встретила начальник отдела экономики Галина Зубарева. Она рассказала, что власти надеются на то, что и бизнесмены, и жители региона воспользуются президентскими преференциями. Особая надежда – на возможность построить жилье по льготному кредиту.
– У нас на очереди всегда стоят около тысячи человек. Что скрывать, люди уезжают из города в поисках лучшего. Особенно чувствуется отток молодежи. Возможно, фактор льготного строительства жилья будет решающим, чтобы люди остались. Сейчас у нас строится в основном коммерческое жилье. В этом году сдали два дома: 20-тиквартирный социальный и 60-тиквартирный коммерческий.
Инвесторам в Климовичах готовы уже предложить 3 площадки, в том числе в черте города. К ним уже проявляли интерес польские и литовские бизнесмены. И ждали, когда наступит 1 июля.
– Например, есть взлетно-посадочная площадка бывшего аэродрома в деревне Барсуки недалеко от райцентра. Там очень большие площади – можно не одно предприятие строить. Находится инвестплощадка на трассе Москва – Ивацевичи, что удобно с точки зрения логистики. Есть там и железнодорожные пути, – рассказывает Галина Анатольевна.
– Например, есть взлетно-посадочная площадка бывшего аэродрома в деревне Барсуки недалеко от райцентра. Там очень большие площади – можно не одно предприятие строить. Находится инвестплощадка на трассе Москва – Ивацевичи, что удобно с точки зрения логистики. Есть там и железнодорожные пути, – рассказывает Галина Анатольевна.
По словам Галины Зубаревой, существующие предприятия района работают стабильно. Самые крупные из них – комбинат хлебопродуктов и ликеро-водочный завод. Первый не снижает темп на протяжении 5 лет, в этом году там зарегистрировали прирост на 15% в сопоставимых ценах прошлого года. Ликеро-водочный работает на уровне 2014-го, но собеседница считает, что в этом есть свой плюс: "это означает, что потребность в продукции предприятия среди нашего населения упала". Однако ЛВЗ активно развивает экспорт на российский рынок: его уже увеличили в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом.
– В сфере малого и среднего бизнеса зарегистрированы 82 предприятия, из них около 40% представляют промышленность и услуги, – продолжает Галина Зубарева. – Широко представлена деревообработка. Есть три предприятия, которые занимаются экспортом продукции. Их удельный вес в общем объеме экспорта района – около 20%. По частным предприятиям вопросов не возникает, мы их поддерживаем в рамках закона. Они также нам помогают – оказывают спонсорскую помощь, например, при проведении фестиваля "Золотая пчелка". У нас с ними хорошие взаимоотношения. В этом году уже зарегистрировались 3 новых предприятия, связанные с промышленностью.
– В сфере малого и среднего бизнеса зарегистрированы 82 предприятия, из них около 40% представляют промышленность и услуги, – продолжает Галина Зубарева. – Широко представлена деревообработка. Есть три предприятия, которые занимаются экспортом продукции. Их удельный вес в общем объеме экспорта района – около 20%. По частным предприятиям вопросов не возникает, мы их поддерживаем в рамках закона. Они также нам помогают – оказывают спонсорскую помощь, например, при проведении фестиваля "Золотая пчелка". У нас с ними хорошие взаимоотношения. В этом году уже зарегистрировались 3 новых предприятия, связанные с промышленностью.
– Есть перспективы для малых предприятий, который смогут свободно лавировать в условиях рынка, потому что крупным производствам это дается тяжелее, – резюмирует Галина Зубарева.
"Нет ни работы нормальной, ни развлечений"
В районе городского парка Климовичей пытаемся узнать у местных жителей, слышали ли они о президентских преференциях. Оказывается, нет. Но льготный кредит на жилье все одобряют. Однако для выпускницы СШ №3 Арины Конончук это не станет причиной вернуться на малую родину. После сдачи экзаменов девушка мечтает поступить в Академию управления при президенте на экономиста, а после – жить в каком-нибудь крупном городе.– Прошлым летом, когда были свободные каникулы, ездила отдыхать в Румынию, еще раньше – в Украину. Здесь, в Климовичах, летом заняться нечем – нет даже кафе, – говорит Арина. – Остается только учиться и заниматься карьерой. В свободное время все сидят дома за компьютерами, иногда прогуляться выходят. Когда отучусь, жить сюда точно не приеду: здесь нет ни работы нормальной, ни развлечений. Из молодежи здесь остаются только те, кто поступил в техникум после 9 класса и получил распределение".
"Лишь бы жить отдельно от родителей"
Молодая семья Поляковых ничего не слышала о президентском указе до беседы с корреспондентом TUT.BY. Надежда, мать и жена семейства, даже подумала, что 1%-ный кредит на 20 лет – это какой-то обман.
– У нас есть жилищная проблема, но решить ее не можем уже давно – не хватает доходов", – рассказала молодая женщина.
Поляковы живут в старом колхозном доме в агрогородке Тимоново Климовичского района с матерью и 10-летней сестрой Надежды. Отец собеседницы недавно умер. Бюджет на 5 человек в месяц в лучшем случае составляет 6,2 млн, в худшем – 4,4 млн рублей. Большую часть дохода в семью приносит муж Надежды – он работает пастухом на ферме. Мать собеседницы получает материальную помощь на несовершеннолетнюю дочь – 1,4 млн рублей. Женщина также подрабатывает, иногда отправляется на заработки в Россию. По словам Надежды, в основном, матери удается принести в общую копилку около 800 тыс. рублей.
Собеседница вынуждена быть домохозяйкой. Она бы и рада получить работу, но не позволяют проблемы со здоровьем. Рассказывает, что в детстве тяжело болела, из-за осложнений теперь сильно болит спина, причем с каждым годом все сильнее. Врач говорит, что "это небольшая проблема", выписывает лекарство, но справку на легкий труд не дает. Надежда до декретного отпуска не работала, после – хотела устроиться в колхоз, но там вся работа тяжелая. "Я дома еле ведро с водой поднимаю", – говорит она. К врачу молодая мать больше не ходит, лекарство не принимает – терпит боль.
Большая часть семейного бюджета уходит на еду и ремонт – в доме плохие полы. "Начальник мужа сказал, что помочь с жильем не может – нет возможности дать дом или комнату в общежитии. А мне все равно что получить – лишь бы жить своей семьей отдельно от родителей, чтобы были вода и туалет. Сейчас все удобства на улице", – говорит Надежда.
В агрогородке все есть для нормальной жизни, считает собеседница. Семья готова здесь остаться, Надежда охотно возьмется за любую работу, которая будет ей по силам, лишь бы был свой угол. Однако хватит ли желания Поляковых, чтобы получить льготы по президентскому указу?
По словам заместителя председателя комитета экономики, начальника управления предпринимательства и внешнеэкономической деятельности Могилевского облисполкома Виктора Красовского, сложно прогнозировать, как сработает указ №235. Иногда даже большие деньги не могут решить вопросы, которые копились десятилетиями, считает он.