Эксперты: налоговые льготы на благотворительность, больше плюсов, чем минусов
20.06.2015 22:08
—
Новости Экономики
Государство не теряет, предоставляя льготы на благотворительность, а наоборот, приобретает. Такое мнение высказала директор фонда "Шанс" Наталья Маханько на круглом столе "Критерии предоставления налоговых льгот организациям, направляющим средства на благотворительные цели".
Маханько отметила: "В случае предоставления льготы бизнес-компаниям, говорить о том, что государство теряет средства, было бы неправильно. Наверное, никто никогда не считал какой эквивалент суммы на самом деле в виде товаров, услуг поступает в бюджетные организации. В качестве примера можно привести следующее. В прошлом году мы поставили оборудования в организации здравоохранения на сумму более 19 млрд рублей. То есть на самом деле, государство получает гораздо больше, симулируя бизнес-компании на осуществление благотворительной деятельности".
Данную точку зрения поддержал и представитель аудиторской компании "Бейкер Тилли Бел" Андрей Журня. Он подчеркнул, что таким образом происходит своеобразное вторичное перераспределение финансов. То есть средства, недополученные государством в следствие освобождения бизнес-компаний от налога на прибыль, - это одна сумма, но сумма почти в шесть раз больше пойдет на конкретное финансирование определенных социальных программ. Поэтому, действительно, говорить о том, что государство теряет, не приходится. При этом очень важно отсечь недобросовестных плательщиков, кто на этом попытается строить схемы по оптимизации налогообложения.
Обсуждая концепцию предоставления налоговых льгот организациям, направляющим средства на благотворительные цели, участники круглого стола пришли к выводу о необходимости введения перечня благотворительных организаций, при перечислении которым доноры могли бы воспользоваться льготой. А.Журня отметил: "Перечень действительно упрощает момент принятия решения для донора, потому что для него обязанности по подтверждению этой льготы закончатся ссылкой на перечень и предоставлением платежного поручения о перечислении денег организации из перечня. А вопросы ответственности за использование средств будут перекладываться на руководителя этого фонда".
Александр Корсак, партнер юридической компании "Арцингер и партнеры" назвал в качестве одного из преимуществ введения перечня организаций, при перечислении средств которым бизнес-компании освобождаются от налога на прибыль, – их надежность. "Деньги в таком случае с большей уверенностью дойдут до адресата. Но в то же самое время если такого перечня не будет, то сильно опасаться, что завтра будут созданы 100, 200, 300 новых организаций и вдруг на них свалится куча денег, не приходится, потому что мы, как и, наверно, многие другие бизнес-компании не перечисляем деньги неизвестным организациям. Поэтому я бы скорее выступил за то, чтобы вход на рынок благотворительных ресурсов был довольно прозрачным, свободным", – отметил он.
Сергей Дроздовский, заместитель председателя ОО "Белорусское общество инвалидов" затронул тему конечного продукта, т.е. тех людей, ради которых это все делается. "Мы говорим о помощи уязвимым категориям населения. На самом деле никто не знает точно, что такое уязвимые категории населения, - подчеркнул он. - Ни критериев отнесения, ни способов отнесения, ни каких-либо описаний. Чаще всего под этой категорией понимаются пожилые, дети, инвалиды, многодетные семьи. И здесь вот два варианта, два подхода: категориальный и персональный. Категориальный подход приводит к тому, что может появиться какая-нибудь льгота, для нее быстренько организуется организация, которая соответствует многим критериям. С другой стороны, персональной, у нас очень часто путают социальную уязвимость с социальными привилегиями. И здесь, когда мы находим в списке организаций, нуждающихся в поддержке, союз офицеров, то это очень странно. Поэтому, очевидно, что, действительно, это вопрос дискуссионный. Будет список, но к списку ещё нужна процедура, которая позволит включаться в него по заявительному принципу. Сегодня процедуры такой нет".
В целом участники круглого стола по вопросам предоставления налоговых льгот организациям, направляющим средства на благотворительные цели пришли к выводу о необходимости корректировки законодательства, в частности введения перечня организаций, при перечислении средств которым бизнес-компании освобождаются от налога на прибыль, и определением на законодательном уровне четких критериев, которым должна соответствовать благотворительная организация, чтобы попасть в число "льготируемых".
При этом процедура включения должна носить заявительный характер, и быть максимально понятной и прозрачной. К числу таких критериев эксперты предлагают отнести, прежде всего, срок функционирования благотворительной организации – не менее 3 лет, своевременное предоставление отчетности в течение данного срока, а также осуществление деятельности благотворительной организацией в сферах, определенных в государственных программах.
Выработанные предложения будут переданы в компетентные государственные органы для корректировки законодательства.
Маханько отметила: "В случае предоставления льготы бизнес-компаниям, говорить о том, что государство теряет средства, было бы неправильно. Наверное, никто никогда не считал какой эквивалент суммы на самом деле в виде товаров, услуг поступает в бюджетные организации. В качестве примера можно привести следующее. В прошлом году мы поставили оборудования в организации здравоохранения на сумму более 19 млрд рублей. То есть на самом деле, государство получает гораздо больше, симулируя бизнес-компании на осуществление благотворительной деятельности".
Данную точку зрения поддержал и представитель аудиторской компании "Бейкер Тилли Бел" Андрей Журня. Он подчеркнул, что таким образом происходит своеобразное вторичное перераспределение финансов. То есть средства, недополученные государством в следствие освобождения бизнес-компаний от налога на прибыль, - это одна сумма, но сумма почти в шесть раз больше пойдет на конкретное финансирование определенных социальных программ. Поэтому, действительно, говорить о том, что государство теряет, не приходится. При этом очень важно отсечь недобросовестных плательщиков, кто на этом попытается строить схемы по оптимизации налогообложения.
Справка
Сегодня налоговым законодательством предусмотрены определенные льготы в отношении организаций, направляющих часть своей прибыли на общественно полезные цели (подп. 1.2 ст. 140 Налогового кодекса). Указанной статьей предусмотрено, что коммерческие организации вправе направлять до 10% от валовой прибыли на строительство объектов физкультурно-спортивного назначения, бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, религиозным организациям, учреждениям социального обслуживания, а также отдельным общественным объединениям, осуществляющим социально-значимую деятельность ("Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам", Белорусскому детскому фонду и другим). Переданная сумма прибыли не облагается налогом на прибыль.
Однако, из этой льготы "выпадает" перечисление денежных средств другим благотворительным организациям (фондам, общественным объединениям, не указанным в перечне). Такие благотворительные организации также выполняют социально-значимые функции, в том числе поддержанные государством в соответствующих программах.
Обсуждая концепцию предоставления налоговых льгот организациям, направляющим средства на благотворительные цели, участники круглого стола пришли к выводу о необходимости введения перечня благотворительных организаций, при перечислении которым доноры могли бы воспользоваться льготой. А.Журня отметил: "Перечень действительно упрощает момент принятия решения для донора, потому что для него обязанности по подтверждению этой льготы закончатся ссылкой на перечень и предоставлением платежного поручения о перечислении денег организации из перечня. А вопросы ответственности за использование средств будут перекладываться на руководителя этого фонда".
Александр Корсак, партнер юридической компании "Арцингер и партнеры" назвал в качестве одного из преимуществ введения перечня организаций, при перечислении средств которым бизнес-компании освобождаются от налога на прибыль, – их надежность. "Деньги в таком случае с большей уверенностью дойдут до адресата. Но в то же самое время если такого перечня не будет, то сильно опасаться, что завтра будут созданы 100, 200, 300 новых организаций и вдруг на них свалится куча денег, не приходится, потому что мы, как и, наверно, многие другие бизнес-компании не перечисляем деньги неизвестным организациям. Поэтому я бы скорее выступил за то, чтобы вход на рынок благотворительных ресурсов был довольно прозрачным, свободным", – отметил он.
Сергей Дроздовский, заместитель председателя ОО "Белорусское общество инвалидов" затронул тему конечного продукта, т.е. тех людей, ради которых это все делается. "Мы говорим о помощи уязвимым категориям населения. На самом деле никто не знает точно, что такое уязвимые категории населения, - подчеркнул он. - Ни критериев отнесения, ни способов отнесения, ни каких-либо описаний. Чаще всего под этой категорией понимаются пожилые, дети, инвалиды, многодетные семьи. И здесь вот два варианта, два подхода: категориальный и персональный. Категориальный подход приводит к тому, что может появиться какая-нибудь льгота, для нее быстренько организуется организация, которая соответствует многим критериям. С другой стороны, персональной, у нас очень часто путают социальную уязвимость с социальными привилегиями. И здесь, когда мы находим в списке организаций, нуждающихся в поддержке, союз офицеров, то это очень странно. Поэтому, очевидно, что, действительно, это вопрос дискуссионный. Будет список, но к списку ещё нужна процедура, которая позволит включаться в него по заявительному принципу. Сегодня процедуры такой нет".
В целом участники круглого стола по вопросам предоставления налоговых льгот организациям, направляющим средства на благотворительные цели пришли к выводу о необходимости корректировки законодательства, в частности введения перечня организаций, при перечислении средств которым бизнес-компании освобождаются от налога на прибыль, и определением на законодательном уровне четких критериев, которым должна соответствовать благотворительная организация, чтобы попасть в число "льготируемых".
При этом процедура включения должна носить заявительный характер, и быть максимально понятной и прозрачной. К числу таких критериев эксперты предлагают отнести, прежде всего, срок функционирования благотворительной организации – не менее 3 лет, своевременное предоставление отчетности в течение данного срока, а также осуществление деятельности благотворительной организацией в сферах, определенных в государственных программах.
Выработанные предложения будут переданы в компетентные государственные органы для корректировки законодательства.