Белорусские СТО "сжигают" миллионы долларов

Источник материала:  
17.06.2015 12:33 — Новости Экономики
В Крупском районе израильтяне построили уникальный завод по переработке отходов масел. Однако многомиллионные экономические, а также экологические перспективы под угрозой, из-за нежелания СТО сдавать отходы.

Миллионы долларов… в топку

В Беларуси ежегодно образуется порядка130 тыс. т отходов отработанных масел, из них только 7% перерабатывается. Остальное используется неэффективно,будучи сожженным не по технологии, несанкционированно вылитым в землю или подмешанным в жидкие виды топлива с последующим ухудшением качества продукции.Результат для страны - многомиллионный экономический и экологический ущерб, оценить который даже приблизительно невозможно.
 
Несколько лет назад израильские компании MDD BEL LTD и ИООО "ДВЧ-Менеджмент" подписали с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси инвестиционный договор. Согласно документу, предприниматели обязались организовать в стране централизованную систему сбора и переработки отработанных масел.
 
Инвесторы, вложив в проект более13 млн долларов, построили в поселке Крупский Минской области высокотехнологичный комплекс по сбору и переработке отходов и организовали республиканскую сеть сбора отработанных масел. 3 июня 2015 года предприятие открылось официально.
 
"В основе завода - наше ноу-хау, которое позволит в перспективе без вреда для экологии производить из отработанных моторных масел – масла I и II группы высокого качества", - рассказал "Ежедневнику" управляющий партнер ИООО "ДВЧ-Менеджмент" – группа компаний MDD BEL LTD Дмитрий Чериковер. По его словам, такая глубина переработки на других действующих в настоящее время в Беларуси заводах недостижима - там применяется устаревшее, иногда полусамодельное оборудование, использование которого наносит вред окружающей среде.

"Использование нашей технологии позволит вернуть в экономический оборот страны до 90% от всех переработанных предприятием отходов в виде ценных и качественных нефтепродуктов (а их страна вынуждена покупать за валюту)" - отметил собеседник. Около 70% маслосодержащих продуктов, которые могут выпускаться на заводе, являются либо импортозамещающими, либо экспортными.
 
"По нашим подсчетам, при полной загрузке предприятия в оборот удалось бы дополнительно вовлекать более 25 млн долларов ежегодно, а сейчас эти деньги, можно сказать, сжигаются или же просто сливаются", - сказал управляющий партнер.
 
Несмотря на преимущества использования, открывшееся в Крупском районе предприятие, мощности которого на первоначальном этапе позволят перерабатыватьза год 15 тыс. т. отходов масел, при имеющихся объемах образования сырья, не удастся загрузить даже наполовину, опасаются инвесторы. По словам бизнесменов, основная причина - в нежелании предприятий, организаций и частных лиц сдавать отработанное масло на переработку. Единственное, что могло бы преломить ситуацию, - создание в Беларуси более четкого законодательного регулирования сбора отходов отработанных масел.

 

Путь длиною в три года

Дмитрий Чериковер отмечает, что многие предприятия попросту отказываются сдавать сырье.
 
"В зимний период большинство СТО и многие другие организации, образующие отходы, либо отапливают отработанными маслами свои помещения, либо отдают отходы для этих целей другим организациям. Летом масла сдаются неохотно уже по другой причине. Их, как оказалось, выгоднее подмешивать в жидкие виды топлива, кто-то по незнанию и вовсе просто выливает их", - добавил представитель ИООО "ДВЧ-Менеджмент".
 
Как рассказывают сами представители рынка автосервиса,согласно белорусскому законодательству, каждый автосервис обязан организовать на своей территории сбор отработанных масел и соблюдать экологические нормативы. Однако исполнение предписаний законодательства в этой части не всегда выполняется. В 99% случаев, отмечают эксперты, проверяющие не копают вглубь. Могут, например, поинтересоваться наличием инструкции по обращению с отходами, но дальше этого идут редко. По словам представителя одной из СТО, за 10 лет работы автосервис ни разу не столкнулся с тем, чтобы кто-то серьезно спросил, куда компания девает отработанные масла. Получается, даже если бы работники станции техобслуживания их в установленном порядке не сдавали на переработку, то проблем бы с проверяющими все равно не возникло.
 

А воз и ныне…

"Несколько лет назад, когда решение о нашем сотрудничестве с Беларусью только принималось, у нас было понимание того, что система сбора отходов масел организована в стране плохо, так что сомнения были", - отмечает Дмитрий Чериковер.
 
Он добавил, что инвесторов привлекли предложенные государством условия сотрудничества,которые сделали выход инвесторов на белорусский рынок интересным.
 
"В соответствии с инвестдоговором нам были предоставлены льготы. Шла речь о том, что при необходимости государство окажет помощь и в совершенствовании законодательства", - пояснил представитель ИООО "ДВЧ-Менеджмент".

"К тому времени у нас уже был опыт работы в странах, где система сбора отходов организована недостаточно хорошо. В этом смысле показателен пример Греции, близкой по размеру и численности населения к Беларуси. Еще пять лет назад в этой стране собирали всего 8% отработанных масел, однако после ужесточения законодательных норм, однозначно запрещающих сжигание и дающих приоритет переработке. В настоящее время в Греции собирают и перерабатывают уже 40% отходов", - добавил Дмитрий Чериковер.
 
По словам управляющего партнера, решение о сотрудничестве с государством также принималось с расчетом на то, что белорусское законодательство также будет усовершенствовано.Однако за все время реализации инвестпроекта четкий диалог налажен только с Минприроды Беларуси.
 
В ближайшей перспективе министерство планирует внести для рассмотрения главе государства ряд предложений, в том числе по упрощению утилизации отдельных видов отходов, а также по выработке стратегии государственного управления отходами. Иностранные бизнесмены смотрят на инициативу экологов оптимистично, хотя некоторые сомнения все же присутствуют.
 
"За эти годы мы поняли, что необходимые изменения могут быть внесены в законодательство только при поддержке различных министерств и ведомств", - отметил Дмитрий Чериковер.
 
Однако, по его словам, со всеми остальными заинтересованными ведомствами и организациями еще только предстоит наладить диалог.
←"Дана Холдингс" приступила к 4-й очереди строительства многофункционального комплекса "Маяк Минска"

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика