Как белорусская сеть просторы России осваивает
Зарубежье в Брянске - самое что ни на есть ближнее. Всего-то 277 км от Гомеля! Но все-таки зарубежье - и люди чуть иначе одеты, и в потоке машин с 32-м регионом на номерах сплошь "лады" разной степени свежести, и непривычное обилие рекламы, вывесок, логотипов… И среди всей этой кричащей пестроты вдруг - такая знакомая всем белорусам фирменная буквочка "Е" на фасаде. Да это же наш "Евроопт"!
"ЕВРООПТ" С РОССИЙСКИМ АКЦЕНТОМ
И действительно, "Евроопт". Только в Российской Федерации сеть работает под названием "Евроторг". И на российских просторах белорусская торговая компания чувствует себя вполне уверенно.
Если скептики скажут, мол, что в этом удивительного, мы же и в едином Союзном государстве, и в Таможенном союзе, а с нынешнего года - и в ЕАЭС, то отвечу - вы просто в России давно не были.
Тот же Брянск вполне можно сравнить с Витебском. Например, по количеству населения - в нашей "северной столице" 373 тысячи, в Брянске - 430 тысяч. А еще они одинаково уверенно рассекаются надвое главными транспортными артериями. В Брянске, к примеру, - улицей Ленина, ныряющей с пригорка на пригорок. На этой центральной улице и открылся недавно очередной магазин "Евроторг" крупнейшего белорусского ритейлера - уже третий в этом городе.
Кстати, всего в Российской Федерации сегодня открыто 30 магазинов белорусской сети. Кроме трех брянских (на днях к ним присоединится четвертый), один магазин работает в Калужской области, остальные - в Смоленске и Смоленской области. Кроме того, с марта этого года в Москве работает интернет-магазин белорусского ритейлера, и эта услуга с каждым дней набирает популярность - доставкой продуктов питания и промышленных товаров на дом сегодня охвачены семь районов столицы наших соседей, и каждый день удобным, скоростным и выгодным сервисом пользуется все больше и больше москвичей.
И все же есть между белорусскими и российскими городами очень существенное различие, и эта разница сразу же бросается в глаза. На языке профессионалов она называется высокоразвитой конкурентной средой, а наш обыватель сказал бы проще: "Магазинов - пруд пруди!". Судите сами - в том же Брянске представлены все крупные федеральные торговые сети: "Магнит", "Дикси", "Пятерочка", "Линия", а еще есть и сильные локальные сетевые игроки вроде "Свенской ярмарки" или "Журавлей". Но не меньше, пожалуй, здесь и небольших частных магазинов. В результате с крыльца "Евроторга" на брянской улице Ленина в радиусе прямой видимости - еще четыре продовольственных магазина!
Это наблюдение отнюдь не противоречит статистике. Если концепцией реализации государственной политики в сфере внутренней торговли, разработанной нашим Минторгом, предусматривается, что к концу нынешнего года в Беларуси обеспеченность торговыми площадями на тысячу человек населения составит 600 кв.м, то можно себе представить наш отрыв от восточных соседей. Ведь еще в 2012 году на каждую тысячу человек в Брянске было 1748 "квадратов", а в Смоленске еще больше - аж 1946!
Как же выживать в таких условиях? Как находить свое место под солнцем покупательского внимания? Ответ один, и для предприятий розничной торговли он неизменен - цены.
- Так же, как и наша головная сеть в Беларуси, мы на российском рынке стараемся сделать покупателям самое выгодное ценовое предложение, - говорит генеральный директор российского "Евроопта" Андрей Застенский. - Цены в наших магазинах - наиболее привлекательные и доступные на рынке, и покупатель это очень хорошо чувствует.
МИССИЯ - ТОРГПРЕД
Впрочем, есть у российского "Евроопта" еще одна особенность, своеобразная "фишка", которая делает магазины сети особенно популярными у российских покупателей.
- Прежде всего, мы позиционируемся как сеть магазинов, продающих товары белорусского производства, - рассказывает руководитель. - Это подчеркивается и рекламой, и оформлением, и навигацией внутри магазинов, и всей психологией нашего бизнеса. Мы в России, можно сказать, торговые представители предприятий нашей страны.
Действительно, на полках и витринах российского "Евроопта" - множество знакомых белорусам торговых марок и брендов.
Оформление торговых залов соответствующее - призывы "Купляйце беларускае!" наклеены буквально на каждой полке с отечественными товарами. И как особый знак качества - симпатичные воблеры (это такие специальные указатели на ножках, мимо которых точно не пройдет покупатель): "Зроблена ў Беларусі"!
Андрей Застенский подчеркнул, что доля товаров белорусского производства в общем товарообороте сети значительная и постоянно растет. По моим же ощущениям - больше половины продуктов в магазине, а также товаров промышленной группы сделано в нашей стране. Бакалея и "молочка" всех видов, напитки и хлебобулочные изделия, туалетная бумага и платочки, салфетки и кремы, шампуни и гели…
- У компании есть цех собственного производства, - рассказывает Андрей Застенский, - который выпускает продукты кулинарии и осуществляет мясную разделку. Вся птица, которую использует цех, - белорусского производства. К сожалению, в Россию ограничены поставки нашей свинины, что не позволяет нам нарастить белорусское присутствие в мясных отделах и на витринах колбасных изделий.
Сказать, что белорусскую продукцию здесь уважают - ничего не сказать! Белорусские товары - это качество. Именно так считают россияне. "У вас даже полуторапроцентное молоко - и то со сливками!" - это реальный отзыв одной из покупательниц.
По словам Александра Лукинова, генерального директора ОАО "Молоко" из Витебска, продукция которого очень хорошо представлена в российском "Евроопте", объемы поставок в Россию, снизившиеся из-за обвала российского рубля, уже полностью восстановлены. Более того, за май удалось достичь 10% роста экспорта по сравнению с предыдущим месяцем. Кстати, молоко его предприятия так расхваливала российская покупательница.
- Согласитесь, отличные темпы! - говорит руководитель витебского предприятия, экспорт которого в ту же Смоленскую область вырос с 6,8 тыс.т продукции в 2012 году до 18,7 тыс.т в 2014 году. - Для нас "Евроопт" является, можно сказать, генеральным партнером. Мы дорожим этими отношениями, этой дружбой двух компаний. Покупателям в России нравится наша продукция. Мы надеемся, что объемы реализации будут расти. Хочу особенно отметить, что "Евроопт" - компания динамичная, конкретная и понятная по условиям работы. Поэтому мы и впредь планируем работать в тесном взаимовыгодном сотрудничестве.
ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ
Интересно, что "Евроопт" многим белорусским предприятиям дал своеобразную "путевку в жизнь" на российском рынке. Ведь хорошо известно, что войти в российские торговые сети непросто - за это надо платить, а денег зачастую не хватает. Нет у многих белорусских производителей и лишних средств на оплату рекламы в российских СМИ. Зато есть "Евроопт", который ставит белорусскую продукцию на полки своих российских магазинов и дает ее "попробовать" российским покупателям. А дальше включаются механизмы рынка - когда конкурирующие российские сети замечают, что покупатели предпочитают тот или иной белорусский продукт, они уже сами заинтересованы в его продаже на своих торговых полках и заключают договоры на поставку с белорусскими предприятиями без каких-либо дополнительных платежей. Так, на сегодняшний день продукция того же ОАО "Молоко" из Витебска - в матрицах "Дикси", "Пятерочки", "Магнита", а также местных сетей Смоленской и Брянской областей. Тот же путь на российский рынок проделали товары компании "Витконпродукт" (витебская бройлерная фабрика), Витебского мясокомбината, предприятий "Витебскхлебпрома"…
Таким образом, розничная торговая сеть "Евроопт" становится, по сути, товаропроводящей сетью в России для многих белорусских производителей. По словам Андрея Застенского, на полках магазинов компании в России сегодня обеспечено постоянное присутствие 25-30 отечественных предприятий. Еще несколько десятков белорусских производителей осуществляют периодические поставки своих товаров.
В общем, картина маслом - сеть "Евроопт" вкладывает собственные средства в продвижение белорусских товаров на российский рынок, а белорусские производители используют эту возможность для наращивания экспорта. Но одна загвоздка есть в этой схеме - наличие финансирования!
До сих пор, рассказывает Андрей Застенский, развитие белорусской сети в России осуществлялось исключительно за счет собственных средств белорусского "Евроопта". Открытие магазинов, создание цехов собственного производства и логистического центра, закупка автотранспорта, реклама и маркетинг - все за свои. Но на сегодняшнем этапе для более активного развития, для интенсивного расширения сети нужны внешние инвестиции. Однако кредитование бизнеса в Российской Федерации по сути свернуто - на кредитные ресурсы могут рассчитывать только участники госпрограмм и узкий круг "приближенных" к правительству компаний. Белорусская сеть в эти круги, понятно, не входит…
По утверждениям Андрея Застенского, "Евроопт" в любом случае будет продолжать развитие на российском рынке, находя возможности для инвестирования в будущее. И до конца года компания намерена увеличить количество своих магазинов в Российской Федерации до 50. А мне подумалось: не в таких ли проектах и стоит искать пути для совершенствования частно-государственного партнерства? Не государство ли в целом заинтересовано, чтобы такой бизнес получал дальнейшее развитие? И не в интересах ли страны, чтобы дело продвижения белорусских товаров на рынке России получило кредитную "подпитку" с родины? Хотелось бы надеяться, что такие мысли посетят не только лишь журналиста, своими глаза увидевшего, как выходят в свет с помощью "Евроопта" белорусские товары…
Максим НИКОЛАЕВ.
БЕЛТА о новостях в стране и мире