Как белорусская сеть просторы России осваивает

Источник материала: БелТА  
09.06.2015 12:20 — Новости Экономики

Зарубежье в Брянске - самое что ни на есть ближнее. Всего-то 277 км от Гомеля! Но все-таки зарубежье - и люди чуть иначе одеты, и в потоке машин с 32-м регионом на номерах сплошь "лады" разной степени свежести, и непривычное обилие рекламы, вывесок, логотипов… И среди всей этой кричащей пестроты вдруг - такая знакомая всем белорусам фирменная буквочка "Е" на фасаде. Да это же наш "Евроопт"!


"ЕВРООПТ" С РОССИЙСКИМ АКЦЕНТОМ


И действительно, "Евроопт". Только в Российской Федерации сеть работает под названием "Евроторг". И на российских просторах белорусская торговая компания чувствует себя вполне уверенно.


Если скептики скажут, мол, что в этом удивительного, мы же и в едином Союзном государстве, и в Таможенном союзе, а с нынешнего года - и в ЕАЭС, то отвечу - вы просто в России давно не были.


Как белорусская сеть просторы России осваивает


Тот же Брянск вполне можно сравнить с Витебском. Например, по количеству населения - в нашей "северной столице" 373 тысячи, в Брянске - 430 тысяч. А еще они одинаково уверенно рассекаются надвое главными транспортными артериями. В Брянске, к примеру, - улицей Ленина, ныряющей с пригорка на пригорок. На этой центральной улице и открылся недавно очередной магазин "Евроторг" крупнейшего белорусского ритейлера - уже третий в этом городе.


Как белорусская сеть просторы России осваивает


Кстати, всего в Российской Федерации сегодня открыто 30 магазинов белорусской сети. Кроме трех брянских (на днях к ним присоединится четвертый), один магазин работает в Калужской области, остальные - в Смоленске и Смоленской области. Кроме того, с марта этого года в Москве работает интернет-магазин белорусского ритейлера, и эта услуга с каждым дней набирает популярность - доставкой продуктов питания и промышленных товаров на дом сегодня охвачены семь районов столицы наших соседей, и каждый день удобным, скоростным и выгодным сервисом пользуется все больше и больше москвичей.


И все же есть между белорусскими и российскими городами очень существенное различие, и эта разница сразу же бросается в глаза. На языке профессионалов она называется высокоразвитой конкурентной средой, а наш обыватель сказал бы проще: "Магазинов - пруд пруди!". Судите сами - в том же Брянске представлены все крупные федеральные торговые сети: "Магнит", "Дикси", "Пятерочка", "Линия", а еще есть и сильные локальные сетевые игроки вроде "Свенской ярмарки" или "Журавлей". Но не меньше, пожалуй, здесь и небольших частных магазинов. В результате с крыльца "Евроторга" на брянской улице Ленина в радиусе прямой видимости - еще четыре продовольственных магазина!


Как белорусская сеть просторы России осваивает


Это наблюдение отнюдь не противоречит статистике. Если концепцией реализации государственной политики в сфере внутренней торговли, разработанной нашим Минторгом, предусматривается, что к концу нынешнего года в Беларуси обеспеченность торговыми площадями на тысячу человек населения составит 600 кв.м, то можно себе представить наш отрыв от восточных соседей. Ведь еще в 2012 году на каждую тысячу человек в Брянске было 1748 "квадратов", а в Смоленске еще больше - аж 1946!


Как белорусская сеть просторы России осваивает


Как же выживать в таких условиях? Как находить свое место под солнцем покупательского внимания? Ответ один, и для предприятий розничной торговли он неизменен - цены.


- Так же, как и наша головная сеть в Беларуси, мы на российском рынке стараемся сделать покупателям самое выгодное ценовое предложение, - говорит генеральный директор российского "Евроопта" Андрей Застенский. - Цены в наших магазинах - наиболее привлекательные и доступные на рынке, и покупатель это очень хорошо чувствует.


МИССИЯ - ТОРГПРЕД


Впрочем, есть у российского "Евроопта" еще одна особенность, своеобразная "фишка", которая делает магазины сети особенно популярными у российских покупателей.


- Прежде всего, мы позиционируемся как сеть магазинов, продающих товары белорусского производства, - рассказывает руководитель. - Это подчеркивается и рекламой, и оформлением, и навигацией внутри магазинов, и всей психологией нашего бизнеса. Мы в России, можно сказать, торговые представители предприятий нашей страны.


Действительно, на полках и витринах российского "Евроопта" - множество знакомых белорусам торговых марок и брендов.


Как белорусская сеть просторы России осваивает


Оформление торговых залов соответствующее - призывы "Купляйце беларускае!" наклеены буквально на каждой полке с отечественными товарами. И как особый знак качества - симпатичные воблеры (это такие специальные указатели на ножках, мимо которых точно не пройдет покупатель): "Зроблена ў Беларусі"!


Андрей Застенский подчеркнул, что доля товаров белорусского производства в общем товарообороте сети значительная и постоянно растет. По моим же ощущениям - больше половины продуктов в магазине, а также товаров промышленной группы сделано в нашей стране. Бакалея и "молочка" всех видов, напитки и хлебобулочные изделия, туалетная бумага и платочки, салфетки и кремы, шампуни и гели…


Как белорусская сеть просторы России осваивает


- У компании есть цех собственного производства, - рассказывает Андрей Застенский, - который выпускает продукты кулинарии и осуществляет мясную разделку. Вся птица, которую использует цех, - белорусского производства. К сожалению, в Россию ограничены поставки нашей свинины, что не позволяет нам нарастить белорусское присутствие в мясных отделах и на витринах колбасных изделий.


Сказать, что белорусскую продукцию здесь уважают - ничего не сказать! Белорусские товары - это качество. Именно так считают россияне. "У вас даже полуторапроцентное молоко - и то со сливками!" - это реальный отзыв одной из покупательниц.


Как белорусская сеть просторы России осваивает


По словам Александра Лукинова, генерального директора ОАО "Молоко" из Витебска, продукция которого очень хорошо представлена в российском "Евроопте", объемы поставок в Россию, снизившиеся из-за обвала российского рубля, уже полностью восстановлены. Более того, за май удалось достичь 10% роста экспорта по сравнению с предыдущим месяцем. Кстати, молоко его предприятия так расхваливала российская покупательница.


- Согласитесь, отличные темпы! - говорит руководитель витебского предприятия, экспорт которого в ту же Смоленскую область вырос с 6,8 тыс.т продукции в 2012 году до 18,7 тыс.т в 2014 году. - Для нас "Евроопт" является, можно сказать, генеральным партнером. Мы дорожим этими отношениями, этой дружбой двух компаний. Покупателям в России нравится наша продукция. Мы надеемся, что объемы реализации будут расти. Хочу особенно отметить, что "Евроопт" - компания динамичная, конкретная и понятная по условиям работы. Поэтому мы и впредь планируем работать в тесном взаимовыгодном сотрудничестве.


ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ


Как белорусская сеть просторы России осваивает


Интересно, что "Евроопт" многим белорусским предприятиям дал своеобразную "путевку в жизнь" на российском рынке. Ведь хорошо известно, что войти в российские торговые сети непросто - за это надо платить, а денег зачастую не хватает. Нет у многих белорусских производителей и лишних средств на оплату рекламы в российских СМИ. Зато есть "Евроопт", который ставит белорусскую продукцию на полки своих российских магазинов и дает ее "попробовать" российским покупателям. А дальше включаются механизмы рынка - когда конкурирующие российские сети замечают, что покупатели предпочитают тот или иной белорусский продукт, они уже сами заинтересованы в его продаже на своих торговых полках и заключают договоры на поставку с белорусскими предприятиями без каких-либо дополнительных платежей. Так, на сегодняшний день продукция того же ОАО "Молоко" из Витебска - в матрицах "Дикси", "Пятерочки", "Магнита", а также местных сетей Смоленской и Брянской областей. Тот же путь на российский рынок проделали товары компании "Витконпродукт" (витебская бройлерная фабрика), Витебского мясокомбината, предприятий "Витебскхлебпрома"…


Как белорусская сеть просторы России осваивает


Таким образом, розничная торговая сеть "Евроопт" становится, по сути, товаропроводящей сетью в России для многих белорусских производителей. По словам Андрея Застенского, на полках магазинов компании в России сегодня обеспечено постоянное присутствие 25-30 отечественных предприятий. Еще несколько десятков белорусских производителей осуществляют периодические поставки своих товаров.


В общем, картина маслом - сеть "Евроопт" вкладывает собственные средства в продвижение белорусских товаров на российский рынок, а белорусские производители используют эту возможность для наращивания экспорта. Но одна загвоздка есть в этой схеме - наличие финансирования!


До сих пор, рассказывает Андрей Застенский, развитие белорусской сети в России осуществлялось исключительно за счет собственных средств белорусского "Евроопта". Открытие магазинов, создание цехов собственного производства и логистического центра, закупка автотранспорта, реклама и маркетинг - все за свои. Но на сегодняшнем этапе для более активного развития, для интенсивного расширения сети нужны внешние инвестиции. Однако кредитование бизнеса в Российской Федерации по сути свернуто - на кредитные ресурсы могут рассчитывать только участники госпрограмм и узкий круг "приближенных" к правительству компаний. Белорусская сеть в эти круги, понятно, не входит…


По утверждениям Андрея Застенского, "Евроопт" в любом случае будет продолжать развитие на российском рынке, находя возможности для инвестирования в будущее. И до конца года компания намерена увеличить количество своих магазинов в Российской Федерации до 50. А мне подумалось: не в таких ли проектах и стоит искать пути для совершенствования частно-государственного партнерства? Не государство ли в целом заинтересовано, чтобы такой бизнес получал дальнейшее развитие? И не в интересах ли страны, чтобы дело продвижения белорусских товаров на рынке России получило кредитную "подпитку" с родины? Хотелось бы надеяться, что такие мысли посетят не только лишь журналиста, своими глаза увидевшего, как выходят в свет с помощью "Евроопта" белорусские товары…


Максим НИКОЛАЕВ.





БЕЛТА о новостях в стране и мире

←Беларусь предлагает Литве активизировать взаимодействие в области сельского хозяйства и транспорта

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика