Made in Belarus. Как "Купалинка" пытается угодить придирчивым покупателям, капризной торговле и недоверчивым ИП
02.04.2015 11:44
—
Новости Экономики
"Уже год живем без кредитов. Очень сложно. Европейский производитель развивается за счет кредитов под 6-7%", - сетует гендиректор солигорского ОАО "Купалинка" Татьяна Ярота. Руководителю не позавидуешь – кресло директора крупного производителя трикотажа ей досталось меньше года назад, как раз перед тем, как к традиционным проблемам отечественного легпрома добавилось схлопывание российского рынка со всеми вытекающими макроэкономическими последствиями. О модных тенденциях, отношениях с ИП, старении профессии швеи и необходимости сокращения персонала читайте в репортаже TUT.BY.
Задача номер один – снижение себестоимости. Решается она в том числе и за счет болезненного процесса сокращения штата. На "Купалинке" работает более 900 человек, в том числе 870 - на производстве. С июня по декабрь прошлого года численность сократилась на 70 человек. В нынешнем году ее планируют сократить еще на 100 человек. "По этому пути однозначно нужно идти. Мы работали по старой схеме, где многие функции сотрудников дублировались, - объясняет директор. – Частично сокращение идет за счет естественной убыли. Кто-то ушел на пенсию, с кем-то не продлили контракт. Стараемся очень осторожно действовать, чтобы не создавать напряжения в коллективе. В первую очередь обращаем внимание на профессиональные качества. Оставить хотим тех, кто хотят и могут работать".
Средний возраст швеи – больше 40 лет. Профессия стареет. Молодежь приходит редко, и еще реже остается, сетует Ярота. "Раньше в училище получали одну профессию – швеи. Сегодня она, как правило, повар, швея и парикмахер", - поясняет директор. Выбор места работы, естественно, делают в пользу более высокооплачиваемой профессии. А зарплата швеи невысокая: на "Купалинке" она может заработать 3-4 млн рублей чистыми. Хотя, как рассказывают швеи, после перехода в конце прошлого года на четырехдневку, некоторые не дотягивают и до 3 млн.
В 2013-м году на экспорт предприятие поставляло около 40% продукции. В прошлом году доля сократились более чем вдвое. На внутреннем рынке было продано 2,715 млн единиц продукции (минус 27% к 2013-му году), на экспорт поставлено 0,742 млн изделий (минус 56,8%). Ценовую конкурентоспособность белорусского трикотажа в России подорвала девальвация российского рубля.
"Мы потеряли объем продаж практически в два раза и переориентировались на белорусский рынок, - рассказывает директор. - Продажи увеличились, но мы столкнулись с проблемой затоваренности белорусской торговли. С вступлением России в ВТО рынок был перенасыщен товарами легкой промышленности и конкурировать на нем крайне сложно". В том числе, полагают на предприятии, за счет применения российскими производителями "серых" схем с использованием свободных экономических зон и занижения НДС. В результате, к примеру, в Иваново продукция из того же, как у белорусских производителей, турецкого полотна дешевле на 20-50%.
2014-м году "Купалинка" сработала с убытком в 21 млрд рублей, в том числе около 4 млрд рублей "стоила" курсовая разница. Уже в нынешнем году здесь надеются выйти на безубыточную работу.
"Сами закупаем оборудование, устанавливаем рекламные модули в торговых залах. Покупатель может увидеть продукцию на манекене, в хорошей выкладке. Результат впечатляет. Полтора месяца назад мы открыли фирменную секцию в минском ЦУМе, и объем продаж за этот период вырос в 2,5 раза", - отмечает директор.
Вопрос, как продавать, здесь стараются рассматривать в тесной связи с вопросом, что продавать. Девушки-дизайнеры в художественной мастерской "Купалинки" рассказывают, что в месяц готовят от 25 до 40 новых моделей. Директор отмечает, что в ближайшее время планируется увеличить долю базовой коллекции в общем объеме производства предприятия.
На вопрос, какой трикотаж любят белорусы, дизайнеры улыбаются: все любят качество, удобство и низкую цену. На широко обсуждаемые претензии к дизайну белорусской одежды реагируют философски. Ставки на ультрамодную и молодежную одежду на "Купалинке" не делают: соревноваться в мобильности с сетевыми магазинами, которые пришли на белорусский рынок, сложно. Тем более, что у белорусского трикотажа, и женского, и мужского, и детского немало поклонников.
На "Купалинке" заверяют, что готовы активизировать сотрудничество с индивидуальными предпринимателями, тем более, что наметился взаимный интерес. На начало года предприятие работало с сотней ИП, за два месяца их число выросло на 40 человек. Но, огорчаются сетуют на "Купалинке" получив отсрочку по указу №222, вновь интерес утих. "Мы понимаем, что предприниматель не привык работать в таких условиях. Ажиотажа со стороны ИП мы не ждем – они не умеют работать с надбавкой около 30%. Если у них надбавка до 200-300 процентов доходила, конечно, мы им не интересны. Но мы идем на контакт, встречи организовываем, показы. Правда, на эту встречу из солигорских предпринимателей не пришел никто… Хотя в Солигорске есть три предпринимателя, с которыми мы хорошо работаем. Предприниматели – люди прогрессивные. Мы бы с ними хотели работать", - рассказывает директор.
Отпускные цены фабрики вполне конкурентоспособны, уверяет она. К примеру, мужская майка стоит от 85-100тысяч рублей. При этом цены по сравнению с декабрем практически не выросли – разве что новый ассортимент незначительно подорожал, заверяют специалисты.
В месяц "Купалинка" потребляет 10 тонн своего полотна и 40 тонн – импортного, в основном – турецкого. Цена на выходе у белорусского и импортного сырья одинаковая, констатирует директор: "Потому и принято решение о реорганизации старой фабрики – где-то было даже чуть дешевле привезти". Недостатком собственного производства остается удлиненный техпроцесс - своего красильного отделения на "Купалинке" нет, и завершается производственный цикл отделкой и крашением на жодинском "Свитанке" (это 300 км от "Купалинки") или на гомельской фабрике "8 Марта".
Полотно попадает в раскройный цех. Сейчас здесь отшивают летнюю коллекцию – в ней в этом году много тканей в полоску, так что настил и раскрой приходится делать вручную – чтобы обеспечить совпадение рисунка.
Есть на "Купалинке" и современный раскройный комплекс. Всего в цеху работает около 150 человек.
Затем крой поднимается в швейный цех. Их на предприятии два, общая численность работающих - 300 человек. Загрузка оборудования сейчас составляет около 65%. Доля сырья и материалов в себестоимости – около 30%, зарплата – 26%.
Татьяна Ярота ведет журналистов склад. Сегодня здесь двухмесячный запас продукции, что укладывается в норматив. Но в денежном эквиваленте это около 17 млрд рублей (в том числе продукция на 4 млрд - в оптово-логистических центрах в областях), а оборотных средств не хватает. Есть и серьезные проблемы с расчетами, сетует директор. Просроченная дебиторская задолженность достигла уже 12 млрд рублей, увеличившись практически в два раза к уровню 2013 года. И это при том, что выпуск заметно снизился, как и покупательная способность населения. В том числе российские партнеры должны белорусскому производителю около 200 тыс долларов.
Швейное оборудование стараются обновлять, рассказывает директор. В прошлом году купили 16 машин, в этом - уже 7 на 192 млн рублей за счет средств инновационного фонда концерна "Беллегпром". Вся инвестпрограмма "Купалинки" на год – более 400 млн рублей. Но реальные потребности больше, признаются на предприятии – около 60% швейного оборудования в эксплуатации двадцать и более лет.
Татьяна Ярота рассказывает о планах: здесь и диверсификация экспорта (интерес уже есть у стран Балтии, у Алжира), и возможные давальческие схемы, и внешний аудит всех "узких" мест предприятия. Иначе не выжить.
Болезненно, но необходимо
Отечественному легпрому традиционно достается со всех сторон. Татьяна Ярота проблем не скрывает, отмечая, что изменения предприятию потребуются серьезные по всем направлениям – и в производстве, и в маркетинге, и в отношениях с торговлей.Задача номер один – снижение себестоимости. Решается она в том числе и за счет болезненного процесса сокращения штата. На "Купалинке" работает более 900 человек, в том числе 870 - на производстве. С июня по декабрь прошлого года численность сократилась на 70 человек. В нынешнем году ее планируют сократить еще на 100 человек. "По этому пути однозначно нужно идти. Мы работали по старой схеме, где многие функции сотрудников дублировались, - объясняет директор. – Частично сокращение идет за счет естественной убыли. Кто-то ушел на пенсию, с кем-то не продлили контракт. Стараемся очень осторожно действовать, чтобы не создавать напряжения в коллективе. В первую очередь обращаем внимание на профессиональные качества. Оставить хотим тех, кто хотят и могут работать".
Средний возраст швеи – больше 40 лет. Профессия стареет. Молодежь приходит редко, и еще реже остается, сетует Ярота. "Раньше в училище получали одну профессию – швеи. Сегодня она, как правило, повар, швея и парикмахер", - поясняет директор. Выбор места работы, естественно, делают в пользу более высокооплачиваемой профессии. А зарплата швеи невысокая: на "Купалинке" она может заработать 3-4 млн рублей чистыми. Хотя, как рассказывают швеи, после перехода в конце прошлого года на четырехдневку, некоторые не дотягивают и до 3 млн.
В 2013-м году на экспорт предприятие поставляло около 40% продукции. В прошлом году доля сократились более чем вдвое. На внутреннем рынке было продано 2,715 млн единиц продукции (минус 27% к 2013-му году), на экспорт поставлено 0,742 млн изделий (минус 56,8%). Ценовую конкурентоспособность белорусского трикотажа в России подорвала девальвация российского рубля.
"Мы потеряли объем продаж практически в два раза и переориентировались на белорусский рынок, - рассказывает директор. - Продажи увеличились, но мы столкнулись с проблемой затоваренности белорусской торговли. С вступлением России в ВТО рынок был перенасыщен товарами легкой промышленности и конкурировать на нем крайне сложно". В том числе, полагают на предприятии, за счет применения российскими производителями "серых" схем с использованием свободных экономических зон и занижения НДС. В результате, к примеру, в Иваново продукция из того же, как у белорусских производителей, турецкого полотна дешевле на 20-50%.
2014-м году "Купалинка" сработала с убытком в 21 млрд рублей, в том числе около 4 млрд рублей "стоила" курсовая разница. Уже в нынешнем году здесь надеются выйти на безубыточную работу.
Кому белорусское?
"Мы сейчас шьем столько, сколько можем продать. При этом будем идти по пути создания фирменных секций, набора продавцов консультантов в торговые сети", - рассказывает Татьяна Ярота. Взаимопонимания с госторговлей директору госпредприятия (более 84% акций "Купалинки" принадлежит государству) удается добиться не сразу, дипломатично уточняет руководитель. Но удается."Сами закупаем оборудование, устанавливаем рекламные модули в торговых залах. Покупатель может увидеть продукцию на манекене, в хорошей выкладке. Результат впечатляет. Полтора месяца назад мы открыли фирменную секцию в минском ЦУМе, и объем продаж за этот период вырос в 2,5 раза", - отмечает директор.
Вопрос, как продавать, здесь стараются рассматривать в тесной связи с вопросом, что продавать. Девушки-дизайнеры в художественной мастерской "Купалинки" рассказывают, что в месяц готовят от 25 до 40 новых моделей. Директор отмечает, что в ближайшее время планируется увеличить долю базовой коллекции в общем объеме производства предприятия.
На вопрос, какой трикотаж любят белорусы, дизайнеры улыбаются: все любят качество, удобство и низкую цену. На широко обсуждаемые претензии к дизайну белорусской одежды реагируют философски. Ставки на ультрамодную и молодежную одежду на "Купалинке" не делают: соревноваться в мобильности с сетевыми магазинами, которые пришли на белорусский рынок, сложно. Тем более, что у белорусского трикотажа, и женского, и мужского, и детского немало поклонников.
На "Купалинке" заверяют, что готовы активизировать сотрудничество с индивидуальными предпринимателями, тем более, что наметился взаимный интерес. На начало года предприятие работало с сотней ИП, за два месяца их число выросло на 40 человек. Но, огорчаются сетуют на "Купалинке" получив отсрочку по указу №222, вновь интерес утих. "Мы понимаем, что предприниматель не привык работать в таких условиях. Ажиотажа со стороны ИП мы не ждем – они не умеют работать с надбавкой около 30%. Если у них надбавка до 200-300 процентов доходила, конечно, мы им не интересны. Но мы идем на контакт, встречи организовываем, показы. Правда, на эту встречу из солигорских предпринимателей не пришел никто… Хотя в Солигорске есть три предпринимателя, с которыми мы хорошо работаем. Предприниматели – люди прогрессивные. Мы бы с ними хотели работать", - рассказывает директор.
Отпускные цены фабрики вполне конкурентоспособны, уверяет она. К примеру, мужская майка стоит от 85-100тысяч рублей. При этом цены по сравнению с декабрем практически не выросли – разве что новый ассортимент незначительно подорожал, заверяют специалисты.
Сырье – турецкое, руки – отечественные
На "Купалинке" сохранили свое небольшое производство тканей. В вязальном цехе осталось шесть машин, закупленных в 2009-2010 году. Основное производство сурового полотна здесь свернули в конце 2013-го года. Ему перевалило за 40 лет, и высокие энергозатраты (пар приходилось транспортировать за три километра, с первого рудника "Белрауськалия") взвинчивали себестоимость.В месяц "Купалинка" потребляет 10 тонн своего полотна и 40 тонн – импортного, в основном – турецкого. Цена на выходе у белорусского и импортного сырья одинаковая, констатирует директор: "Потому и принято решение о реорганизации старой фабрики – где-то было даже чуть дешевле привезти". Недостатком собственного производства остается удлиненный техпроцесс - своего красильного отделения на "Купалинке" нет, и завершается производственный цикл отделкой и крашением на жодинском "Свитанке" (это 300 км от "Купалинки") или на гомельской фабрике "8 Марта".
Полотно попадает в раскройный цех. Сейчас здесь отшивают летнюю коллекцию – в ней в этом году много тканей в полоску, так что настил и раскрой приходится делать вручную – чтобы обеспечить совпадение рисунка.
Есть на "Купалинке" и современный раскройный комплекс. Всего в цеху работает около 150 человек.
Затем крой поднимается в швейный цех. Их на предприятии два, общая численность работающих - 300 человек. Загрузка оборудования сейчас составляет около 65%. Доля сырья и материалов в себестоимости – около 30%, зарплата – 26%.
Татьяна Ярота ведет журналистов склад. Сегодня здесь двухмесячный запас продукции, что укладывается в норматив. Но в денежном эквиваленте это около 17 млрд рублей (в том числе продукция на 4 млрд - в оптово-логистических центрах в областях), а оборотных средств не хватает. Есть и серьезные проблемы с расчетами, сетует директор. Просроченная дебиторская задолженность достигла уже 12 млрд рублей, увеличившись практически в два раза к уровню 2013 года. И это при том, что выпуск заметно снизился, как и покупательная способность населения. В том числе российские партнеры должны белорусскому производителю около 200 тыс долларов.
Швейное оборудование стараются обновлять, рассказывает директор. В прошлом году купили 16 машин, в этом - уже 7 на 192 млн рублей за счет средств инновационного фонда концерна "Беллегпром". Вся инвестпрограмма "Купалинки" на год – более 400 млн рублей. Но реальные потребности больше, признаются на предприятии – около 60% швейного оборудования в эксплуатации двадцать и более лет.
Татьяна Ярота рассказывает о планах: здесь и диверсификация экспорта (интерес уже есть у стран Балтии, у Алжира), и возможные давальческие схемы, и внешний аудит всех "узких" мест предприятия. Иначе не выжить.