Made in Belarus. Директор "Онеги": Не выпускал технологов из кабинетов, пока вкус нашего батончика не стал неотличим от конкурентов
19.03.2015 11:59
—
Новости Экономики
"В сложных ситуациях надо возвращаться на мостик. Одно твое присутствие вселяет уверенность и помогает коллективу увереннее смотреть в завтрашний день", - говорит гендиректор компании "Онега" Сергей Метто. "На мостике" у него сегодня хлопотно – завод в Колодищах запустили всего год назад, новая для предприятия продукция – шоколадные батончики - только выводится на рынок, а за окном, в двухстах метрах от действующего производства, уже достраивается завод по выпуску чипсов из свежей картошки.
"Мы постоянно придумываем и выпускаем на рынок новые продукты. С точки зрения управления у нас есть 11 топ-менеджеров, которые имеют свой участок ответственности. А генеральный директор занимается координацией, изменениями и спорными, пограничными ситуациями", - объясняет он.
Осваивать производство шоколадных батончиков "Онега" начала в ноябре прошлого года. Идея, уверяет гендиректор, была на поверхности: "Во-первых, это снэк. То есть у него те же каналы продаж, что у чипсов. Во-вторых, когда мы покупали линию, еще не было известно про планы выпуска таких батончиков у других белорусских производителей. Сейчас есть батончики у "Спартака", покупает такое оборудование "Коммунарка". Конкуренция будет очень серьезная".
Задачу себе "Онега" сформулировала просто - отобрать у "Сникерса" кусочек рынка (размеры "кусочка" - 50%. Но это же не за один день, а года через три, уточняют на предприятии. И для этого еще одну линию купить придется).
На вопрос о заимствовании идеи продукта у конкурентов он улыбается: "Раньше это называлось "украсть идею", сейчас для этого есть слово "бенчмаркинг". Что касается вкуса, мы действительно хотели добиться такого же вкуса, как у конкурентов. У меня технологи месяц не выходили из кабинетов, пока с закрытыми глазами я не мог отличить нас от конкурентов. Затем мы пошли дальше, разработали абсолютно инновационные батончики, добавили к классической рецептуре еще 3 разных вкуса с кокосом, с цукатами и кофеином. Судя по реакции потребителей получилось. Спрос на батончики растет".
Производство новинки разместилось по соседству с двумя линиями по выпуску чипсов. Заместитель директора по производству Владимир Веко показывает, с чего начинается производственный процесс. В нескольких емкостях для сырья - карамельная патока, молочная сыворотка, сахар и другие компоненты.
Карамель варится от 40 минут до часа. "Технологический процесс это серьезный – нужного результата добились не сразу. Ее нужно сварить до определенной консистенции. Переваришь – она не раскатается, не доваришь – будет жидкая", - рассказывает Веко, показывая емкость с карамелью, благоухающей свежими ирисками.
Нуга варится быстрее карамели, а после варки подается в аэратор, куда добавляется взбитый белок, чтобы масса была пышная.
"Арахис добавляем, не жалея", - заверяет Владимир Веко.
Обе начинки раскатываются. Подложкой идет нуга, сверху – карамель с орехами. При этом валы должны быть охлажденными – чтоб не налипало.
Через систему холодильников будущие батончики идут около часа, после чего попадают на узел резки. Полотно сперва нарезается на полосы продольно, потом - поперек.
После глазирования готовые батончики вновь двигаются через холодильник, а затем - на упаковку.
Автомат упаковывает до двухсот батончиков в минуту. Скоро обещают сделать и групповую упаковку – по четыре разных батончика в пачке. Пока продукт дополнительно пакуют в картонные боксы по 15 штук, такая упаковка удобна торговле.
"Онега" уже выпускает четыре вида батончика Force и два - "ВоВкус". Скоро ассортимент обещают расширить батончиками из мюсли, из кукурузных шариков с карамелью. "С десяток новых продуктов всегда в разработке. "Выстреливает" и держится на рынке больше двух лет один из десяти. Пятилетний рубеж перешагнет один продукт из ста", - отмечает Метто.
На запущенном год назад новеньком заводе, чипсы выпускают на двух линиях. На первой делают круглые чипсы Just Brutal. Сухие ингредиенты смешивают в смесителе-дозаторе, и после добавления воды из тонкого пласта формуют чипсы. 30 секунд обжарки в масле температуры 150-160 градусов – и готовый продукт через узел внесения добавок отправляется на упаковку. Линия работает непрерывно по 9 часов в день.
.
На второй линии, новенькой американской, выпускаются традиционные чипсы "Онега" из пеллет. Мощности прежней лини были 250 кг в час, новая рассчитана уже на 500 кг. "С экспортом пока стало хуже, но запас мощности должен быть, - объясняет Владимир Веко. - Летом, когда начинается рост спроса, продукции не хватает, склады пустые – торговля говорит, "давай", а давать нечего".
Этот продукт компания выпускает уже 15 лет, разве что добавки меняются. Только традиционные "Лук-сметана" и "сыр" держатся, оставаясь лидерами по объему потребления.
Пеллеты, полуфабрикат для чипсов, делает другое предприятие из группы компаний "Онега". После обжарки чипсов вносятся добавки, а мультиголовки взвешивают готовый продукт и сбрасывают на упаковочный автомат. Точность взвешивания – 0,1 грамма. "А когда-то начинали с чешской машины – там точность была плюс-минус 5 граммов", - вспоминает замдиректора, работающий на "Онеге" с 2000-го года.
- Если вас поставить на линию, сделаете продукт? - интересуемся у Метто.
- Да что там делать?! Я все умею! Если какие-то проблемы или конструкторы не могут с чем-то справиться – тогда прихожу я. Если надо что-то изобрести – изобретаю, - уверенно парирует гендиректор.
Из команды, с которой Метто начинал бизнес, с гендиректором сейчас продолжает трудиться только главный технолог. "Три друга из бизнеса вышли, а Раиса Даниловна Ларкович осталась. Женщины менее мобильны – на них же еще ребенок, очаг. Так что если женщина чего-то достигла в бизнесе, это гораздо больше достойно уважения, чем успехи мужчины. У меня маленькие дети были, младшему сыну сейчас полтора года – я прекрасно представляю, сколько сил это требует. Причем первые 6-7 лет бизнеса взять паузу, к примеру, на год не возможно. Получается, что эти женщины с младенцем на руках продолжают вести бизнес. Это просто героизм! - восхищается Метто. - А если бизнес уже состоялся, разницы между бизнесменом и бизнесвумен никакой".
"Нам еще повезло, - продолжает Метто. - У нас объем продаж сократился процентов на 30. А есть те, у которых падение до 90% - они вынуждены закрывать предприятия. Но это непродовольственная группа". В ближайшее время, прогнозирует бизнесмен, покупка товаров, имеющих прямую валютную стоимость, будет сокращаться, как уже сокращаются турпоездки за рубеж. "А на свою продукцию мы подняли цены всего на 5%, хотя импортная составляющая в наших продуктах - от 30% до 50% в батончиках. Сейчас, тратя из зарплаты на продукты, условно, миллион, покупатель больше будет выбирать белорусские товары, подорожавшие меньше импортных", - уверен собеседник.
Среди проблем, сдерживающих развитие производства, Метто выделяет все большее укрепление позиций торговых сетей, с которыми все тяжелее работать. "Чтобы выставить свой товар на полках в сетях, нужен большой оборот - так что укрупняться, производить больше новых продуктов – это не мое желание. Я бы с удовольствием остался в том маленьком цеху – мне там было очень уютно, а денег я зарабатывал достаточно уже тогда", - объясняет он.
Понимание "достаточности" оказывается весьма скромным – квартира, машина, обучение детей… "Для бизнеса надо гораздо больше – но это уже не деньги в обычном понимании, это инвестиционные ресурсы", - отмечает собеседник.
С вводом в эксплуатацию нового завода компания усиленно пытается развивать экспорт. Продукцию продают в Россию, Грузию, Армению, Туркменистан, Казахстан, Финляндию, Южную Корею и т.д.
Будущее "Онеги" строится рядом с действующим производством – уже осенью завод по выпуску чипсов из свежего картофеля должен заработать. Завод обойдется компании недешево, но о решении ввязаться в стройку Метто не жалеет. "Этот завод – острая необходимость, логика бизнеса, а не мое желание. Текущие продукты уже достигли в рознице критической массы, фермеры и колхозы сегодня уже могут вырастить нужные нам сорта чипсового картофеля, банки готовы кредитовать нашу компанию. Белорусская картошка - это бренд на всем постсоветском пространстве, а чипсы из нее никто не делает! Это решение на поверхности - быстрее бери и строй завод!"
Но с картошкой, хоть она и бренд, пришлось повозиться: для чипсов нужны сорта, в которых минимум сахара - иначе как только ты ее опустишь в масло, она станет коричневой. Так что семенным картофелем здесь начали заниматься еще три года назад.
"Чем больше трудностей ты преодолел, тем более конкурентоспособный твой бизнес и тем меньше вероятность, что завтра это кто-то повторит, - рассуждает Сергей Метто. - Сейчас мы завозим сорта, которых в Беларуси нет. Мы их регистрируем, работаем с селекционерами, экспериментируем. Мы строим хранилища, аналогов которых в Беларуси нет. Все ради того, чтобы сделать чипсы".
Выращивать чипсовый картофель для "Онеги" будут по всей Беларуси. "Большинством колхозов управляет государственная вертикаль, и это работает, уровень ответственности наших хозяйств уже довольно высок, - отмечает гендиректор. - Это не 1992-й год, когда все было неуправляемым".
На вопрос, какую часть рынка он готов отобрать у конкурентов, Метто отвечает нескромно - половину. "А потому что мы самые лучшие", - запальчиво комментирует он.
Впечатленные разнообразием одномоментно решаемых гендиректором задач, интересуемся, как бывший инженер осваивал менеджерские и экономические премудрости. "Программа МВА помогла мне в первую очередь понять, что я не хочу заниматься управлением. Но вынужден. Все-таки мне интереснее создание новых бизнесов, - делится Метто своим опытом обучения в Бизнес-школе ИПМ на программе Executive МВА и "Развивай свой бизнес". - Регулярные процедуры не для меня. Как только у меня появляется возможность их кому-то делегировать, я это с удовольствием делаю. Кстати, обучение мне и помогло их делегировать. Раньше я строил бизнес-процессы по наитию, после учебы это выстроилось в четкую систему. Когда я приобрел профессию директора, руководить стало гораздо легче. Ну и друзья и атмосфера - важно знать, что ты не одинок, такой псих-управленец-предприниматель".
На вопрос, удается ли вырываться из вечного круга "работа-семья-работа", Метто на секунду задумывается: "Вы про хобби? Это большой теннис. Но большой бизнес гораздо все-таки интереснее и разнообразнее тенниса".
Читайте также: "Это наш ответ салу в шоколаде!" Репортаж с производства новых белорусских чипсов>>>
"Мы пошли дальше"
"В период кризиса надо делать более плоской структуру. Например, прослойку в маркетинге убрали и не столько сэкономили на зарплате, сколько выиграли на скорости принятия решений, смелости и новизне, - рассказывает Метто. - Я радиотехнический институт окончил, мне несложно в этом разобраться. А еще завод надо строить, кредиты искать. Пока такой график на полгода. Мне это нравится! Я по-другому жить не умею"."Мы постоянно придумываем и выпускаем на рынок новые продукты. С точки зрения управления у нас есть 11 топ-менеджеров, которые имеют свой участок ответственности. А генеральный директор занимается координацией, изменениями и спорными, пограничными ситуациями", - объясняет он.
Осваивать производство шоколадных батончиков "Онега" начала в ноябре прошлого года. Идея, уверяет гендиректор, была на поверхности: "Во-первых, это снэк. То есть у него те же каналы продаж, что у чипсов. Во-вторых, когда мы покупали линию, еще не было известно про планы выпуска таких батончиков у других белорусских производителей. Сейчас есть батончики у "Спартака", покупает такое оборудование "Коммунарка". Конкуренция будет очень серьезная".
Задачу себе "Онега" сформулировала просто - отобрать у "Сникерса" кусочек рынка (размеры "кусочка" - 50%. Но это же не за один день, а года через три, уточняют на предприятии. И для этого еще одну линию купить придется).
На вопрос о заимствовании идеи продукта у конкурентов он улыбается: "Раньше это называлось "украсть идею", сейчас для этого есть слово "бенчмаркинг". Что касается вкуса, мы действительно хотели добиться такого же вкуса, как у конкурентов. У меня технологи месяц не выходили из кабинетов, пока с закрытыми глазами я не мог отличить нас от конкурентов. Затем мы пошли дальше, разработали абсолютно инновационные батончики, добавили к классической рецептуре еще 3 разных вкуса с кокосом, с цукатами и кофеином. Судя по реакции потребителей получилось. Спрос на батончики растет".
Производство новинки разместилось по соседству с двумя линиями по выпуску чипсов. Заместитель директора по производству Владимир Веко показывает, с чего начинается производственный процесс. В нескольких емкостях для сырья - карамельная патока, молочная сыворотка, сахар и другие компоненты.
Карамель варится от 40 минут до часа. "Технологический процесс это серьезный – нужного результата добились не сразу. Ее нужно сварить до определенной консистенции. Переваришь – она не раскатается, не доваришь – будет жидкая", - рассказывает Веко, показывая емкость с карамелью, благоухающей свежими ирисками.
Нуга варится быстрее карамели, а после варки подается в аэратор, куда добавляется взбитый белок, чтобы масса была пышная.
"Арахис добавляем, не жалея", - заверяет Владимир Веко.
Обе начинки раскатываются. Подложкой идет нуга, сверху – карамель с орехами. При этом валы должны быть охлажденными – чтоб не налипало.
Через систему холодильников будущие батончики идут около часа, после чего попадают на узел резки. Полотно сперва нарезается на полосы продольно, потом - поперек.
После глазирования готовые батончики вновь двигаются через холодильник, а затем - на упаковку.
Автомат упаковывает до двухсот батончиков в минуту. Скоро обещают сделать и групповую упаковку – по четыре разных батончика в пачке. Пока продукт дополнительно пакуют в картонные боксы по 15 штук, такая упаковка удобна торговле.
"Онега" уже выпускает четыре вида батончика Force и два - "ВоВкус". Скоро ассортимент обещают расширить батончиками из мюсли, из кукурузных шариков с карамелью. "С десяток новых продуктов всегда в разработке. "Выстреливает" и держится на рынке больше двух лет один из десяти. Пятилетний рубеж перешагнет один продукт из ста", - отмечает Метто.
От столовой до новенького завода
Производство "Онеги" начиналась в середине 90-х в варочном цеху столовой на окраине Минска, на улице Казинца. "В институте "Белгипрозем", где арендовали офис (компания тогда вполне успешно торговала российскими тканями. - Прим. ред.), пустовала столовая. Арендные ставки были низкие, можно было начинать бизнес", - вспоминает Сергей Метто.На запущенном год назад новеньком заводе, чипсы выпускают на двух линиях. На первой делают круглые чипсы Just Brutal. Сухие ингредиенты смешивают в смесителе-дозаторе, и после добавления воды из тонкого пласта формуют чипсы. 30 секунд обжарки в масле температуры 150-160 градусов – и готовый продукт через узел внесения добавок отправляется на упаковку. Линия работает непрерывно по 9 часов в день.
.
На второй линии, новенькой американской, выпускаются традиционные чипсы "Онега" из пеллет. Мощности прежней лини были 250 кг в час, новая рассчитана уже на 500 кг. "С экспортом пока стало хуже, но запас мощности должен быть, - объясняет Владимир Веко. - Летом, когда начинается рост спроса, продукции не хватает, склады пустые – торговля говорит, "давай", а давать нечего".
Этот продукт компания выпускает уже 15 лет, разве что добавки меняются. Только традиционные "Лук-сметана" и "сыр" держатся, оставаясь лидерами по объему потребления.
Пеллеты, полуфабрикат для чипсов, делает другое предприятие из группы компаний "Онега". После обжарки чипсов вносятся добавки, а мультиголовки взвешивают готовый продукт и сбрасывают на упаковочный автомат. Точность взвешивания – 0,1 грамма. "А когда-то начинали с чешской машины – там точность была плюс-минус 5 граммов", - вспоминает замдиректора, работающий на "Онеге" с 2000-го года.
- Если вас поставить на линию, сделаете продукт? - интересуемся у Метто.
- Да что там делать?! Я все умею! Если какие-то проблемы или конструкторы не могут с чем-то справиться – тогда прихожу я. Если надо что-то изобрести – изобретаю, - уверенно парирует гендиректор.
Из команды, с которой Метто начинал бизнес, с гендиректором сейчас продолжает трудиться только главный технолог. "Три друга из бизнеса вышли, а Раиса Даниловна Ларкович осталась. Женщины менее мобильны – на них же еще ребенок, очаг. Так что если женщина чего-то достигла в бизнесе, это гораздо больше достойно уважения, чем успехи мужчины. У меня маленькие дети были, младшему сыну сейчас полтора года – я прекрасно представляю, сколько сил это требует. Причем первые 6-7 лет бизнеса взять паузу, к примеру, на год не возможно. Получается, что эти женщины с младенцем на руках продолжают вести бизнес. Это просто героизм! - восхищается Метто. - А если бизнес уже состоялся, разницы между бизнесменом и бизнесвумен никакой".
"Хобби? Большой теннис. Но бизнес интереснее!"
Начиная разговор о последствиях финансового кризиса, гендиректор в первую очередь говорит о вынужденном сокращении штата: около 150 человек ушло. "В 2012-2013-м годах мы специально набирали кадровый избыток. Это такая политика. Когда есть "жир", надо набирать людей чуть больше, чем нужно: когда работы не хватает, всегда видно, кто работает, а кто нет. А потом в кризис ты оставляешь лучших. Причем кто-то сам уходит, когда начинаешь жестче требовать. Не проблема - найдем тех, кто хочет работать", - говорит он."Нам еще повезло, - продолжает Метто. - У нас объем продаж сократился процентов на 30. А есть те, у которых падение до 90% - они вынуждены закрывать предприятия. Но это непродовольственная группа". В ближайшее время, прогнозирует бизнесмен, покупка товаров, имеющих прямую валютную стоимость, будет сокращаться, как уже сокращаются турпоездки за рубеж. "А на свою продукцию мы подняли цены всего на 5%, хотя импортная составляющая в наших продуктах - от 30% до 50% в батончиках. Сейчас, тратя из зарплаты на продукты, условно, миллион, покупатель больше будет выбирать белорусские товары, подорожавшие меньше импортных", - уверен собеседник.
Среди проблем, сдерживающих развитие производства, Метто выделяет все большее укрепление позиций торговых сетей, с которыми все тяжелее работать. "Чтобы выставить свой товар на полках в сетях, нужен большой оборот - так что укрупняться, производить больше новых продуктов – это не мое желание. Я бы с удовольствием остался в том маленьком цеху – мне там было очень уютно, а денег я зарабатывал достаточно уже тогда", - объясняет он.
Понимание "достаточности" оказывается весьма скромным – квартира, машина, обучение детей… "Для бизнеса надо гораздо больше – но это уже не деньги в обычном понимании, это инвестиционные ресурсы", - отмечает собеседник.
С вводом в эксплуатацию нового завода компания усиленно пытается развивать экспорт. Продукцию продают в Россию, Грузию, Армению, Туркменистан, Казахстан, Финляндию, Южную Корею и т.д.
Будущее "Онеги" строится рядом с действующим производством – уже осенью завод по выпуску чипсов из свежего картофеля должен заработать. Завод обойдется компании недешево, но о решении ввязаться в стройку Метто не жалеет. "Этот завод – острая необходимость, логика бизнеса, а не мое желание. Текущие продукты уже достигли в рознице критической массы, фермеры и колхозы сегодня уже могут вырастить нужные нам сорта чипсового картофеля, банки готовы кредитовать нашу компанию. Белорусская картошка - это бренд на всем постсоветском пространстве, а чипсы из нее никто не делает! Это решение на поверхности - быстрее бери и строй завод!"
Но с картошкой, хоть она и бренд, пришлось повозиться: для чипсов нужны сорта, в которых минимум сахара - иначе как только ты ее опустишь в масло, она станет коричневой. Так что семенным картофелем здесь начали заниматься еще три года назад.
"Чем больше трудностей ты преодолел, тем более конкурентоспособный твой бизнес и тем меньше вероятность, что завтра это кто-то повторит, - рассуждает Сергей Метто. - Сейчас мы завозим сорта, которых в Беларуси нет. Мы их регистрируем, работаем с селекционерами, экспериментируем. Мы строим хранилища, аналогов которых в Беларуси нет. Все ради того, чтобы сделать чипсы".
Выращивать чипсовый картофель для "Онеги" будут по всей Беларуси. "Большинством колхозов управляет государственная вертикаль, и это работает, уровень ответственности наших хозяйств уже довольно высок, - отмечает гендиректор. - Это не 1992-й год, когда все было неуправляемым".
На вопрос, какую часть рынка он готов отобрать у конкурентов, Метто отвечает нескромно - половину. "А потому что мы самые лучшие", - запальчиво комментирует он.
Впечатленные разнообразием одномоментно решаемых гендиректором задач, интересуемся, как бывший инженер осваивал менеджерские и экономические премудрости. "Программа МВА помогла мне в первую очередь понять, что я не хочу заниматься управлением. Но вынужден. Все-таки мне интереснее создание новых бизнесов, - делится Метто своим опытом обучения в Бизнес-школе ИПМ на программе Executive МВА и "Развивай свой бизнес". - Регулярные процедуры не для меня. Как только у меня появляется возможность их кому-то делегировать, я это с удовольствием делаю. Кстати, обучение мне и помогло их делегировать. Раньше я строил бизнес-процессы по наитию, после учебы это выстроилось в четкую систему. Когда я приобрел профессию директора, руководить стало гораздо легче. Ну и друзья и атмосфера - важно знать, что ты не одинок, такой псих-управленец-предприниматель".
На вопрос, удается ли вырываться из вечного круга "работа-семья-работа", Метто на секунду задумывается: "Вы про хобби? Это большой теннис. Но большой бизнес гораздо все-таки интереснее и разнообразнее тенниса".
Читайте также: "Это наш ответ салу в шоколаде!" Репортаж с производства новых белорусских чипсов>>>