Экономика live. Как убедить минчан пользоваться общественным транспортом?
16.03.2015 17:02
—
Новости Экономики
![](http://www.21.by/pub/news/2015/03/1426516112485609.jpg)
Фото: Сергей Балай, TUT.BY
Все мы наслышаны о проблемах москвичей, которые в результате постоянных пробок могут по несколько часов тратить на поездку на работу и обратно. Люди опаздывают в офисы и на заводы, срываются деловые встречи. К счастью, масштаб транспортных проблем в Минске значительно меньший. Однако уже сегодня мы можем наблюдать, что в часы пик движение транспорта становится затруднительным. С учетом роста количества личных автомобилей данная ситуация в будущем будет только ухудшаться. С 2002 по 2012 год количество автомобилей в Беларуси увеличилось на 65%, при этом 21% всего автопарка республики приходится на Минск. Большая концентрация автомобилей влияет не только на интенсивность движения, но и на экологическую ситуацию.
Все это заставляет задуматься о развитии транспортной системы Минска. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. К прогрессивным нововведениям можно отнести строительство многочисленных паркингов, установку на перекрестках "умных светофоров", выделение для общественного транспорта отдельной полосы, обновление автопарка, появление велосипедных дорожек, внедрение автоматизированных систем проезда в общественном транспорте.
Ценным вкладом в развитие транспортной инфраструктуры столицы является продолжающееся строительство новых станций метрополитена. Он является хорошей альтернативой наземному, в том числе автомобильному, транспорту. В той же Москве стремятся оптимизировать пассажиропоток за счет развития метрополитена. Только в 2015-2016 гг. там планируется ввести 23 станции и построить 45 км новых линий метро.
В то же время принятые меры явно недостаточны для решения транспортной проблемы. Интенсивность городского движения может быть снижена за счет увеличения числа людей, которые пользуются в черте города услугами общественного транспорта. Это произойдет, лишь если потребителю будет предоставлено более комфортное и качественное обслуживание.
Прежде всего это касается расписания движения общественного транспорта. Отсутствие жесткого графика движения при необходимости делать пересадки не позволяет человеку рассчитать время поездки. Кроме того, отсутствие в салонах автобусов систем кондиционирования, хорошего отопления, общедоступного интернета лишает потребителя должного уровня комфорта. Поэтому зачастую люди предпочитают более дорогие с экономической точки зрения поездки в личном автомобиле по сравнению с более дешевым, но долгим и некомфортным передвижением на общественном транспорте.
Еще одним проблемным моментом является скорость движения общественного транспорта, а также отсутствие многофункциональных транспортных узлов пересадки. Например, в ряде европейских городов существуют транспортные узлы, где можно подождать пригородный автобус, пересесть с метрополитена на автобус или скоростную электричку. Такие транспортные узлы оборудованы всей необходимой инфраструктурой, включая кассы по продаже билетов, магазины, информационные ресурсы и кафе. Вопросом о создании таких транспортных узлов уже вплотную занимаются в Москве.
Наконец, стимулом для снижения количества автомобилей в центре города может стать система дифференцированных по стоимости платных парковок и создание более совершенной инфраструктуры для велосипедистов. Более высокая стоимость парковки в центре города позволит снизить интенсивность движения в наиболее загруженных центральных районах, а оборудование новых велодорожек и стоянок для велосипедов поможет популяризировать данный вид передвижения по городу.
Рост интенсивности движения транспорта в столице заставляет задуматься об оптимизации и дальнейшем развитии транспортной инфраструктуры Минска. Для того чтобы сделать это наилучшим образом, можно воспользоваться как отечественными наработками, так и международным опытом.
Партнеры рубрики Экономика live – Белорусский экономический исследовательско-образовательный центр BEROC, Исследовательский центр ИПМ, Бизнес-школа ИПМ.