Старые заводы - в новые индустриальные парки. Как в Латвии модернизируют советское наследие
15.03.2015 23:18
—
Новости Экономики
Пока Беларусь планирует совместно с Китаем создать крупный индустриальный парк в районе национального аэропорта, любопытен опыт соседей по созданию подобных промышленных кластеров. Например, в Латвии индустриальные парки создали на месте крупных старых заводов.
В советские времена Рижская автобусная фабрика (более известная по аббревиатуре РАФ) была гордостью Латвийской республики. Однако после распада СССР компания из пригорода столицы Елгавы оказалась на задворках союзной кооперации, не выдержала конкуренции и со временем приказала долго жить. Местные власти рассматривали разные варианты оживления пришедших в негодность огромных площадей. Решение нашлось в 2005 году, когда проблемный участок выкупил промышленный девелопер NP Properties. К тому времени компания уже реализовала несколько подобных проектов в Латвии.
Забегая вперед, скажем, что основанная Даумантсом Витолсом NP Properties в настоящее время является крупнейшим в Латвии предприятием по развитию и обслуживанию индустриальных парков. Сейчас в Риге, Олайне, Елгаве, Саласпилсе, Резекне и Даугавпилсе компания работает с восемью индустриальными парками, общая площадь которых составляет 150 га, а площадь сдаваемых в аренду помещений - более 310 тысяч кв.м.
Но вернемся на РАФ. Общая площадь территории Елгавского бизнес-парка составляет 23 га, площадь сдаваемых в аренду помещений - 41 тыс. кв.м. Есть возможность предоставить еще 21 тысяч "квадратов". Но потенциал этим не ограничивается. У компании еще есть нереконструированные помещения и свободные участки земли.
Сейчас на месте РАФа площади арендуют 18 компаний, из них 10 – производственные. У них широкий профиль – обработка металла, стекла и резины, производство гофрированного картона, переработка пластмассы и др. Часть площадей сдается под офисы, где ютятся центры услуг.
Спрос на индустриальные парки в Латвии формируют главным образом малые и средние промышленные компании, которым не по карману строить собственные цеха и выгоднее арендовать готовые помещения у девелоперов. "На начальном этапе бизнеса проработка проекта, аренда земли и само строительство стоит немалых денег. Малому бизнесу выгоднее арендовать такие помещения у нас. Мы обеспечиваем их всеми необходимыми инженерно-техническими коммуникациями. Здесь есть доступ к главным дорогам и железнодорожным путям. В итоге у нас аренда составляет всего 4 евро за квадратный метр в месяц", - приводит аргументы один из топ-менеджеров NP Properties Гунтарс Цауна. К тому же, по его словам, по отношению к своим клиентам "мы проводим гибкую политику". "Когда у нас [в 2008 году] был кризис, то некоторые предприятия сокращали мощности, но мы шли им навстречу по условиям аренды. Потом один из клиентов увеличил производственную площадь с 3 до 12 тыс. кв. м. И мы ему тоже в этом способствовали", - говорит Цауна.
В общем, если парк продолжит стремительно развиваться, то в скором времени Елгава вернет себе звание крупного промышленного центра Латвии. А об автомобилестроении будет напоминать разве что музей.
В Лиепае также есть свой индустриальный парк, образованный на базе бывшего мясокомбината. Датская компания Pumac начала его развивать во многом случайно. Изначально она здесь просто арендовала площади. А уже потом, выкупив оставшиеся помещения обанкротившегося мясокомбината, решила создавать индустриальный центр.
Сегодня Лиепайский бизнес-парк освоил территорию площадью 12,5 га и на ней действуют 10 компаний (общая численность персонала - около 700 человек) с разной специализацией: они производят трансформаторы, изделия для обработки металла и пластмассы, аппараты для подводников, пожарных и т.д. По словам одного из руководителей Pumac Liepaja Ливара Ванговского, среди представленных компаний основной - скандинавский капитал, но также есть немецкий, итальянский, американский. "Поступало предложение из Украины. А вот белорусского капитала пока нет. Но парк открыт для партнерства", - говорит он.
Инвестиции в инфраструктуру парка уже составили 8 млн евро, при этом 1,4 млн - это деньги структурных фондов Евросоюза. Парк расширяется, строятся новые площади на 12 тыс. кв.м, в которые будет инвестировано 2,8 млн евро. Для дальнейшего развития индустриальных парков местное самоуправление выделило еще 3 участка земли.
Рискнем предположить, что индустриальный парк может быть создан и на месте Lauma Fabrics, некогда крупнейшего в Советском Союзе галантерейного комбината. Для этого есть ряд предпосылок.
После развала Союза фабрика переживала кризис. Не лучшие времена и сейчас. По данным гендиректора Lauma Fabrics Эдийса Эглиньша, компания зависит от рынка стран бывшего СССР на 50-60%. А этот регион сейчас переживает серьезные проблемы. "Даже если часть западных продаж растет, мы пока не можем компенсировать тот минус, который отмечается в странах СНГ. Доля прямых поставок в Россию составляет около 10%. Есть и непрямые продажи: большая часть того, что мы продаем в Беларусь, потом также идет на российский рынок - белье из нашего сырья продают именно туда", - поясняет Эглиньш. Основной партнер компании - "Милавица". В общем объеме ее продаж доля Беларуси составляет примерно 25%. "Доля в этом году вряд ли вырастет, потому что ваша страна привязана к российскому рынку - если там есть проблемы, то они затрагивают и вас", - считает Эглиньш.
Вместе с тем латвийский производитель кружев, эластичных материалов и лент проводит модернизацию производства, старается находить новые направления работы. Сегодня Lauma Fabrics предлагает около 30 тыс. кв. м свободных помещений для прихода новых компаний. Один из крупнейших российских производителей косметической продукции Cotton Club этим воспользовался и наладил здесь производство влажных салфеток.
Стоит пояснить, что Lauma Fabrics нижнее белье не производит. Этим занимается фабрика Lauma Lingerie, которая, как и "Милавица", принадлежит эстонской Silvano Fashion Group. Но Lauma Lingerie также здесь арендует площади.
Резюмируя, можно утверждать, что существенными предпосылками для формирования индустриальных парков на месте заводов, возведенных в советские времена, являются развитая инженерная инфраструктура, наличие значительных сверхмощностей, например, электроэнергии, плюс присутствие в регионе квалифицированной рабочей силы. Все это жизненно необходимо для создания производственных предприятий. Плюс ко всему массивные заводские здания полностью преобразилось, превратившись в современные корпуса, оборудованные по лучшим европейским стандартам.
В советские времена Рижская автобусная фабрика (более известная по аббревиатуре РАФ) была гордостью Латвийской республики. Однако после распада СССР компания из пригорода столицы Елгавы оказалась на задворках союзной кооперации, не выдержала конкуренции и со временем приказала долго жить. Местные власти рассматривали разные варианты оживления пришедших в негодность огромных площадей. Решение нашлось в 2005 году, когда проблемный участок выкупил промышленный девелопер NP Properties. К тому времени компания уже реализовала несколько подобных проектов в Латвии.
Забегая вперед, скажем, что основанная Даумантсом Витолсом NP Properties в настоящее время является крупнейшим в Латвии предприятием по развитию и обслуживанию индустриальных парков. Сейчас в Риге, Олайне, Елгаве, Саласпилсе, Резекне и Даугавпилсе компания работает с восемью индустриальными парками, общая площадь которых составляет 150 га, а площадь сдаваемых в аренду помещений - более 310 тысяч кв.м.
Но вернемся на РАФ. Общая площадь территории Елгавского бизнес-парка составляет 23 га, площадь сдаваемых в аренду помещений - 41 тыс. кв.м. Есть возможность предоставить еще 21 тысяч "квадратов". Но потенциал этим не ограничивается. У компании еще есть нереконструированные помещения и свободные участки земли.
Сейчас на месте РАФа площади арендуют 18 компаний, из них 10 – производственные. У них широкий профиль – обработка металла, стекла и резины, производство гофрированного картона, переработка пластмассы и др. Часть площадей сдается под офисы, где ютятся центры услуг.
Спрос на индустриальные парки в Латвии формируют главным образом малые и средние промышленные компании, которым не по карману строить собственные цеха и выгоднее арендовать готовые помещения у девелоперов. "На начальном этапе бизнеса проработка проекта, аренда земли и само строительство стоит немалых денег. Малому бизнесу выгоднее арендовать такие помещения у нас. Мы обеспечиваем их всеми необходимыми инженерно-техническими коммуникациями. Здесь есть доступ к главным дорогам и железнодорожным путям. В итоге у нас аренда составляет всего 4 евро за квадратный метр в месяц", - приводит аргументы один из топ-менеджеров NP Properties Гунтарс Цауна. К тому же, по его словам, по отношению к своим клиентам "мы проводим гибкую политику". "Когда у нас [в 2008 году] был кризис, то некоторые предприятия сокращали мощности, но мы шли им навстречу по условиям аренды. Потом один из клиентов увеличил производственную площадь с 3 до 12 тыс. кв. м. И мы ему тоже в этом способствовали", - говорит Цауна.
В общем, если парк продолжит стремительно развиваться, то в скором времени Елгава вернет себе звание крупного промышленного центра Латвии. А об автомобилестроении будет напоминать разве что музей.
В Лиепае также есть свой индустриальный парк, образованный на базе бывшего мясокомбината. Датская компания Pumac начала его развивать во многом случайно. Изначально она здесь просто арендовала площади. А уже потом, выкупив оставшиеся помещения обанкротившегося мясокомбината, решила создавать индустриальный центр.
Сегодня Лиепайский бизнес-парк освоил территорию площадью 12,5 га и на ней действуют 10 компаний (общая численность персонала - около 700 человек) с разной специализацией: они производят трансформаторы, изделия для обработки металла и пластмассы, аппараты для подводников, пожарных и т.д. По словам одного из руководителей Pumac Liepaja Ливара Ванговского, среди представленных компаний основной - скандинавский капитал, но также есть немецкий, итальянский, американский. "Поступало предложение из Украины. А вот белорусского капитала пока нет. Но парк открыт для партнерства", - говорит он.
Инвестиции в инфраструктуру парка уже составили 8 млн евро, при этом 1,4 млн - это деньги структурных фондов Евросоюза. Парк расширяется, строятся новые площади на 12 тыс. кв.м, в которые будет инвестировано 2,8 млн евро. Для дальнейшего развития индустриальных парков местное самоуправление выделило еще 3 участка земли.
Рискнем предположить, что индустриальный парк может быть создан и на месте Lauma Fabrics, некогда крупнейшего в Советском Союзе галантерейного комбината. Для этого есть ряд предпосылок.
После развала Союза фабрика переживала кризис. Не лучшие времена и сейчас. По данным гендиректора Lauma Fabrics Эдийса Эглиньша, компания зависит от рынка стран бывшего СССР на 50-60%. А этот регион сейчас переживает серьезные проблемы. "Даже если часть западных продаж растет, мы пока не можем компенсировать тот минус, который отмечается в странах СНГ. Доля прямых поставок в Россию составляет около 10%. Есть и непрямые продажи: большая часть того, что мы продаем в Беларусь, потом также идет на российский рынок - белье из нашего сырья продают именно туда", - поясняет Эглиньш. Основной партнер компании - "Милавица". В общем объеме ее продаж доля Беларуси составляет примерно 25%. "Доля в этом году вряд ли вырастет, потому что ваша страна привязана к российскому рынку - если там есть проблемы, то они затрагивают и вас", - считает Эглиньш.
Вместе с тем латвийский производитель кружев, эластичных материалов и лент проводит модернизацию производства, старается находить новые направления работы. Сегодня Lauma Fabrics предлагает около 30 тыс. кв. м свободных помещений для прихода новых компаний. Один из крупнейших российских производителей косметической продукции Cotton Club этим воспользовался и наладил здесь производство влажных салфеток.
Стоит пояснить, что Lauma Fabrics нижнее белье не производит. Этим занимается фабрика Lauma Lingerie, которая, как и "Милавица", принадлежит эстонской Silvano Fashion Group. Но Lauma Lingerie также здесь арендует площади.
Резюмируя, можно утверждать, что существенными предпосылками для формирования индустриальных парков на месте заводов, возведенных в советские времена, являются развитая инженерная инфраструктура, наличие значительных сверхмощностей, например, электроэнергии, плюс присутствие в регионе квалифицированной рабочей силы. Все это жизненно необходимо для создания производственных предприятий. Плюс ко всему массивные заводские здания полностью преобразилось, превратившись в современные корпуса, оборудованные по лучшим европейским стандартам.