Бизнес и власть: перезагрузка или "секретные" решения. "Люди в правительство пришли грамотные, но, может, там место заколдованное"

Источник материала:  
23.01.2015 18:22 — Новости Экономики
"Сам был раньше приверженцем скоростных и жестких решений. Но надо признать – иногда полезно чуть дольше провозиться, но выслушать все заинтересованные стороны и использовать правильные инструменты", - говорит председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец. БНПА, старейшая белорусская бизнес-ассоциация, была создана 25 лет назад, 23 января 1990 года. Все эти годы предприниматели основной своей задачей считали налаживание диалога с властью, формирование площадки для нормального общения. Но и сегодня, констатирует Швец, эффективность диалога с властью крайне низкая. Накануне юбилея ассоциации ее глава рассказал о красном директорате, неожиданных решениях, "мышкующем" бизнесе и "заколдованном" правительстве.




О красном директорате

БНПА была создана по инициативе руководителей ряда крупных предприятий как инструмент сохранения партнерских связей, выработки промышленной и научно-технической политики в условиях распада бывшего СССР. В России под эгидой Аркадия Вольского образовался Российский союз промышленников и предпринимателей, а в белорусской версии совершенно осмысленно ассоциация стала научно-промышленной. Тогда виделось, что она объединит всю мощную советскую промышленность, опирающуюся на конструкторскую и вузовскую и фундаментальную науку. У нас активно работал до последних дней и академик Михаил Высоцкий, герой Беларуси и генконструктор МАЗа, и Михаил Лавринович, экс-директор ПО "МАЗ", стоявший у истоков "Приорбанка", Петр Гайденко, возглавлявший "Интеграл", академик Владимир Лабунов и многие другие заслуженные люди. Много было чрезвычайно принципиальных людей, хотя иногда они скептически отзывались о тех или иных экономических шагах власти, которая действительно зачастую делала ошибки. Красный директорат тогда был силен, а в Беларуси – особенно. И были проблемы молодости власти, были даже подростковые обиды друг на друга. Возможно, у БНПА как общественной организации должно было быть еще больше мудрости при общении с молодой властью. Но мне сейчас легко говорить – я возглавил ассоциацию всего 4 года назад.

О том, в чем президент прав

Тренд, который тогда выбрал президент Лукашенко, был правильным. Зачем разрушать все советское? Надо разрушать только то, что мешало развитию, то, что закостенело. Но было гигантски много хорошего. К примеру, не могу не согласиться с президентом в том, что будущее все равно за крупнотоварным сельхозпроизводством. Но есть предел эффективности применения того или иного вида собственности. Были в Союзе огромные колхозы, которые так и не смогли решить продовольственную проблему, а когда появились клочки дачных участков, оказалось, что на этих огородиках можно выращивать столько овощей, чтобы остроту проблемы снять и прокормить море людей. Эффективность частной собственности на многих примерах оспаривать трудно. Так что с одной стороны стратегия была правильной, но на каком-то этапе мы задержались излишне. Платформа должна быть рыночная, но дальше – тут я снова соглашусь с президентом, - надо идти от жизни. Если здравый смысл и экономический смысл начмнает пробуксовывать, то надо подправлять, но аккуратно, нормальными инструментами, плавно.

О 361-м указе и экспериментах над бизнесом

Резкость работает в экстремальных условиях – появились спайсы, люди гибнут, быстро принимаем декрет. Это великое благо, что среагировали быстро и четко. С другой стороны тот же 361-й указ (указ об отсрочке вычета ввозного НДС, действовавший половину прошлого года, по которому импортерам приходилось фактически дважды платить НДС, субсидируя бюджет и вымывая оборотку – ред.). Государство фактически взяло беспроцентный рублевый кредит у импортеров, девальвировало рубль на 35% - уже на треть кредит съеден. Кто этот документ инициировал? До сих пор нам это не известно. Никакого обсуждения с бизнесом не было. И никто нам не рассказал о его эффективности, не ответил за последствия.

Но и это не главное. Чтобы притормозить импорт, надо снижать больше спрос на него, а не только предложение. И через разные направления. К примеру, качественные белорусские аналоги импортных товаров. Если спрос есть, он все равно при открытых границах, а мы работаем уже в рамках ЕАЭС, будет удовлетворен, но иностранными импортерами. И эффект для экономики будет отрицательным.

Наша ассоциация сразу после принятия указа делала прогноз – да, вы притормозите импортеров, но вы не притормозите импорт, который при открытой экономике все равно зайдет сюда! Я бы эту борьбу сравнил с похудением – можно ничего не есть, не пить и похудеть и за неделю, но для здоровья это очень вредно. Можно худеть плавно и правильно – немножко убирая в рационе и добавляя в физнагрузках. Так и с нашим законодательством.

Всю осень и зиму мы задавали вопрос – точно ли не будут продлевать действие указа. Объясняли, почему для нас это важно знать – любому субъекту хозяйствования необходимо планировать финансовые потоки. Мы понимали, что отсрочка зачета НДС в 90 дней играет тогда, когда действие документа бесконечно продляется – тогда получается, что от импортеров бюджет получает даже не кредит – беспроцентную субсидию. Как только действие документа прекращается, в периоде остановки бюджет за счет зачета получит выпадающие плановые доходы. Они были учтены в бюджете на 2015-й год? Действие указа не продлили, но сегодня выясняется, что эта практика может все-таки вернуться

О том, почему кредиты – это неплохо

Модель денежно-кредитной политики, которую можно ассоциировать с Петром Прокоповичем – когда эмиссионным кредитованием накачивали стройкомплекс, сельское хозяйство, промышленность. Этим дали реальный толчок экономике, получили социальные плюсы – государство активно помогало строить жилье нуждающимся. Это как в семье – я 120 рублей получил, жена – 100, на эти 220 и живем. Это очень мало, и живем мы бедно. В рамках страны эта политика неправильная. Чтобы страна развивалась, надо 220 заработать, взять еще 220 в долг, вложить уже сегодня, и работать – отдадим, это правильная практика. И то, что мы то быстро растем, то сваливаемся – не так плохо. Это плата за рост. Хуже совсем не расти.

О России

Власть абсолютно правильно ориентируется на Россию. Можно говорить о политических, культурных, постсоветских экономических связях, которые так нас связали, что любой разрыв приведет к экономическои и социальной яме, которую не понятно как можно будет преодолевать. Более того, реальной альтернативы этой ориентации нет.

О госпротекционизме и малом бизнесе

У нас сохраняется чрезмерное увлечение изменением правил игры в бизнесе. Тренд на госпротекционизм в пользу госсобственности отрицательно влияет на эффективность. К примеру, были устойчиво и безнадежно убыточные колхозы - их передали частным компаниям – навязали административно, многие воспринимали негативно. Но нашли инвестиции, внедрили технологии, выстроили производственные цепочки. Эффективность ведения бизнеса там резко поднялась – и это благо. Но у нас многие правильные по сути вещи делаются в резковатой форме. 

Нам надо вдумчиво повышать эффективность экономики, каждой отрасли, каждого предприятия, выставлять правильные ориентиры для госпредприятий. Если правильно выстроена концепция управления госсобственностью, правильно подобран менеджмент и мотивация, форма собственности не будет иметь решающего значения. Проблема госсобственности – годами демонстрируемая ментальная невозможность выстраивать эффективный менеджмент там, где речь идет не о сырьевых монополиях.

Малый бизнес – это универсальный локомотив, который очень подходит под выражение – "если ты не можешь накормить собаку, отпусти ее с цепи". Для развития его главное, что требуется от власти, – не мешать. Разве что подправлять где-то – если потребуется. К примеру, нужен приток инвестиций в промышленную кооперацию малого бизнеса и крупного машиностроения – закрепите квоту по закупкам у предприятий малого бизнеса в размере пока 5-10%. Всё.



 

О новом правительстве и "заколдованном месте"

Фактически у нас поменялось правительство. И сам премьер-министр Андрей Кобяков, и первый вице-премьер Василий Матюшевский, глава Нацбанка Павел Каллаур, министр экономики Владимир Зиновский - признанные эффективные экономисты-менеджеры в нашей стране. И это вселяет определенный оптимизм. Владимир Иванович (Зиновский – ред.) пригласил в середине января руководителей бизнес-союзов и предложил внести свои предложения по формированию программы правительства на 2015-й год. Мы написали предложения, считая это знаком желания перезагрузить отношения.

С другой стороны, мы сегодня видим, что снова на горизонте появился 361-й указ. Тогда принимали в секретной обстановке, сейчас опять никто ничего не говорит… То есть и люди поменялись, и грамотные они, из реальной экономики… Место тут что ли заколдованное? Пока были на других постах, действовали открыто, по-партнерски, пришли в правительство и снова никто ни с кем ничего не обсуждает? В том числе принципиальные и важнейшие вопросы. Предполагаю, что от них хотят решения проблем экономики Беларуси, при этом без системных перемен в экономике. Правительство реально сбило ажиотаж на валютном рынке и не допустило неконтролируемого роста цен. Это хорошо. Но не надо стоять на месте, надо вернуть экономическую жизнь в нормальное русло, не пытаться управлять вручную там, где в этом уже нет необходимости.  

О действиях Минторга и ценах

Я не завидую Минторгу. Там работают профессионалы. Но цели и задачи у них зачастую противоречивые. Вот у нас в последнее время залихватски действует Торгинспекция. Закрыти магазинов с миллиардными оборотами на 10 дней - это чрезмерная устрашающая мера, которая среди прочего наносит урон и коолективу, и бюджету, бюджету. Хотя можно было предусмотреть снятие ограничения по факту устранения недостатков.

Мы уже пришли к свободному ценообразованию, но вдруг цены зафиксировали. А все эти заморозки влияют на целый ряд факторов. Выходит, почки лечим, но печень убиваем напрочь. Полученные положительные результаты перекрываются отрицательными. Начинать надо с валютной составляющей, заявить понятные правила игры, меньше влезать и менять условия. У бизнеса вопрос не о том, двигается или нет курс рубля, он должен двигаться на понятных правилах.

Об условиях перезагрузки

Главный тезис предложений правительству – давайте, наконец, выполним директиву №4! Как у алкоголика лечение начинается с признания того, что у него есть проблема, так и в отношениях с властью. Надо признать, что активизация диалога бизнеса и власти началось после принятия директивы №4 в декабре 2010-го года. Многое удалось реализовать, но многие положения так и не реализованы, а диалог с властью пошел вхолостую. Хотелось бы видеть, что власть начала учитывать позицию бизнеса по ключевым вопросам, применяла предложения бизнеса, рассматривала конкретные проблемы частных предприятий.

О консолидации и недостатках бизнес-ассоциаций

Я готов признать и недостатки бизнес-сообщества. Бизнес очень слабо представлен в них – всего до 5% участвует в различных объединениях. Это очень мало. И часть причин неэффективного диалога с властью – в нас самих. Мы не выкристаллизовались как единое бизнес-сообщество.

Примером правильной организации может быть Союз немецких торгово-промышленных палат. Там государство частично делегировало свои права этому союзу, построенному по принципу саморегулируемых организаций. Государство помогло бизнесу организоваться, было создано соответствующее законодательство. Заслуживает внимание и опыт Казахстана по созданию Национальной предпринимательской палаты. Аналогично можно действовать у нас - система может быть согласована и организована государством, финансировать ее будет сам бизнес. Цель - на хорошем экспертном уровне защищать интересы бизнеса. Так что нам надо консолидироваться. Диалог с властью должен выйти на более высокий уровень.

Об альтернативе доллару

В итоге не всегда продуманных экономических шагов рубль перестает быть средством накопления. Надо населению предлагать инструменты сохранения своего труда, выраженного в деньгах. Покупка валюты сегодня – один из очень немногих вариантов.

Неразвитость финансового рынка, фондового рынка, не дает возможности вложения в акции. Землю как средство накопления купить тоже практически невозможно. Остается только валюта и ее суррогаты – вроде рублевых депозитов под 50% годовых. С ними играют люди азартные и информированные, которые знают, когда выйти из рубля. Это требует детального анализа – как действовали перед кризисом люди, имеющие депозиты, например, от миллиарда и более.

Какие еще есть возможности связать денежную массу? Есть, к примеру, институт привилегированных акций. Они дают право на дивиденды без права на участие в управлении обществом. Если "Беларуськалий" стоит 30 млрд долларов, управлять этим бизнесом должно только государство, но почему не провести допэмиссию и не продать населению 5% привилегированных акций? Это возможность на выгодных для населения условиях изъять из оборота лишние белорусские рубли в эквиваленте около 1,5 млрд долларов.

О "мышковании" бизнеса и государства

Бизнес может где-то, как говорил, президент, "мышковать". И он где-то "мышкует". Но государство себе этого позволить не может. А у нас и государство позволяет иметь двойные стандарты, вводить нормативные акты задним числом. Государство должно быть чрезвычайно требовательным и к себе, устанавливая условия ведения бизнеса. Это банально, но это правда. Ориентироваться надо на большую честность и порядочность. Может, госорганам надо быть даже излишне щепетильным.

Не надо бояться потерять. Чисто экономически потери возможны, но ты приобретешь гораздо больше – доверие граждан и бизнеса к действиям государства и правительства, а это дороже любых денег. Когда в Южной Корее национальная валюта падала, государство обратилось к гражданам с просьбой принести золото. Народ нес обручальные кольца, украшения, сдавал это по цене лома или вовсе бесплатно, чтобы помочь стране преодолеть глубокий финансовый кризис. На такой уровень доверия народа и власти стоит равняться. 

Но не надо на народ обижаться. Разве наши коллеги из правительства правильно действовали все эти годы, чтобы иметь моральное право чего-то требовать от граждан? У всех нас есть недостатки. Но чего мы, к сожалению, так и не добились за 25 лет – необходимого уровня эффективного диалога частного бизнеса и власти, взаимоуважения и взаимопомощи. Но я верю, что это достижимо, и обновление правительства дает такой шанс. 
←Минфин считает некорректной информацию о 30-процентном поднятии цен на сырье для производства ювелирных изделий

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика