Замороженные цены, замороженный бизнес…
Предновогодние валютные потрясения, реакция государства на них, переход на «ручное управление» в торговле, – все это в очередной раз очень болезненно ударило по самой живучей категории отечественных бизнесменов. Однако мелкие предприниматели, работающие на рынках и в торговых центрах, главной своей бедой называют все же резкое снижение доходов населения.
Последние годы мелкие предприниматели в Беларуси демонстрировали просто чудеса выживаемости. И прежде всего – на фоне многочисленных государственных инициатив – достаточно вспомнить хотя бы драматическую историю с техрегламентами Таможенного союза. Получается как в том анекдоте – «А дустом не пробовали?». Однако события последнего месяца в экономике Беларуси вполне могут стать фатальными для мелкого бизнеса в сфере торговли. Сегодня уже слишком многие торговцы на вещевых рынках и в торговых центрах задумались о выходе из бизнеса.
Ситуация получается довольно-таки парадоксальная. С одной стороны, валютный кризис, разразившийся накануне нового года, нанес серьезный удар по предпринимателям торговой сферы и привел к катастрофическому падению выручек у ИП (по их собственным оценкам – до 50-80%). С другой – ситуация бы уже стабилизировалась, если бы не… стабилизационные меры властей. Вполне понятно желание руководства страны сдержать рост цен и валютную панику, перейдя на «ручное управление» торговлей. Президент говорил об этом открыто. Однако принимаемые меры – ограничения на покупку валюты, бессрочный запрет на рост цен выше уровня 18 декабря, предписание работать с не более чем 3%-й рентабельностью – все это, по сути, «выдавливает» из торговли мелкий бизнес.
Кстати, потребители еще почти ничего не почувствовали – пока предприниматели на рынках и в торговых центрах распродают тот товар, который был завезен до новогодних праздников, в октябре-ноябре. Но он закончится – а с новыми поступлениями уже будут проблемы. Представляя парламенту нового премьер-министра, Александр Лукашенко заявил, что в ближайшее время изменений в ценовой политике не будет. «Необходимые решения на уровне главы государства приняты. Требую их неукоснительного выполнения. Широкие полномочия для этого предоставлены членам правительства и губернаторам, – сказал президент. – Если мы где-то вручную начали что-то регулировать, так найдите время поговорить с бизнесменами, особенно это касается торговли, чтобы они вам рассказали, где какие проблемы, и у вас есть все полномочия для того, чтобы там подвинуться. … Ничего страшного нет, если мы продержимся на этом уровне цен. Мы их не понижаем, но, может, где-то и вручную придется их отрегулировать на отдельные группы товаров. В этом нет никакого страха».
Конечно, все сказанное относится прежде всего к магазинной торговле, включая самые маленькие магазины, по сути, не отличающиеся от торговой палатки на рынке. Но и индивидуальным предпринимателям приходится бороться с новыми государственными мерами. Хотя президент и заявил, представляя нового премьера: «Я хочу вас предупредить: мы не должны поступить так, особенно в сфере ценообразования, это главное, чтобы угробить бизнес. Ни в коем случае». Однако на деле, как водится, все выглядит иначе. И главная проблема (кроме государственного «ручного регулирования») – резкое снижение покупательской способности населения.
«В столице доходы предпринимателей очень упали, многие ведь считают еще доллар по 10-11 тысяч. Цены старые, но и по ним очень тяжело продать. Обороты очень сильно упали, выручка от продаж снизились на 70-80%, – рассказывает один из лидеров предпринимателей, глава РОО «Перспектива» Анатолий Шумченко. – А что касается регионов, то там уже доходит до того, что предприниматели товары не продают, а меняются друг с другом. Денег белорусских в достаточном количестве нет, так что когда надо что-то приобрести для торговли, то они идут и меняются друг с другом».
По словам главы «Перспективы», сейчас основной фактор, сдерживающий развитие мелкого торгового бизнеса, – это снизившиеся доходы населения. Во многом именно поэтому торговцы идут на снижение маржи, но стараются не поднимать цены на вещевых рынках.
Говоря о доходах населения стоит также вспомнить, что в 2014 году совсем не росли зарплаты на большинстве промышленных предприятий. А во многих местах при формальном сохранении зарплат реальные доходы работников снижались – например, из-за вынужденного перехода на 3-4-дневную рабочую неделю. Это снижение было наиболее заметно в регионах, и теперь именно оно в полной мере ударило по мелкому торговому бизнесу. Да и в целом по стране становится все больше убыточных предприятий – тут не до роста зарплат.
«Что касается перспектив на первый квартал, то тут мы, предприниматели, полностью зависим от динамики доходов населения, зарплат. Поэтому если девальвация составила порядка 40%, то можете представить: у людей остались деньги только чтобы заправлять машины и кушать, – говорит Анатолий Шумченко. – А одежда и обувь – это уже подождет. И если, допустим, государство в ближайшее время не увеличит доходы населения на уровень девальвации, то, конечно же, бизнес ожидают очень трудные времена – вплоть до разорения».
Как считает лидер предпринимателей, рост доходов населения – прямая обязанность лично главы государства. «Это должен Лукашенко делать. У нас сегодня Лукашенко за все отвечает, он на себя взял ответственность за страну. У кого, скажите, сегодня еще есть влияние? Мы еще два года назад говорили, что нельзя делать, – утверждает глава «Перспективы». – Но нас не слушали, они же самые умные… Вот пусть теперь объясняют народу, объясняют предпринимателю, почему тот стоит в магазине и у него нет возможности развивать свой бизнес. Хватает денег только на еду, на аренду и на закупки. А скоро и на это не будет хватать. Так что это вопрос власти, а она нас не слышит. Может, что-то поменялось с приходом Кобякова? Пока что мы никаких изменений не видим».
Хотя предприниматели и сетуют на снижение покупательской способности населения, все же эти сетования не на 100% корректны. Просто в момент всплеска кризиса часть денег, которые люди тратили на вещевых рынках, «перетекла» в какие-то другие сферы. Прежде всего – на валютный рынок: спрос на иностранную валюту в декабре резко увеличился. Во-вторых, белорусы стали активнее покупать вещи не у себя, а в ближнем зарубежье – России и Украине. Из-за сильной девальвации национальных валют этих стран (особенно российского рубля) в какой-то момент цены там стали заметно ниже белорусских – и белорусы массово отправились на закупки в Смоленск и Брянск. Наконец, в самой Беларуси многие предпочли вложить свободные рубли в товары длительного пользования – вспомните, как перед Новым годом буквально разметали телевизоры и холодильники.