Европейский капитал не спешит в белорусскую банковскую систему
До нового года остается пара недель, а ряд белорусских банков пока так и не выполнил требование Нацбанка об увеличении капитала. Срок исполнения этого требования истекает 1 января 2015 года.
Эксперты финансового рынка предполагают, что в связи с повышением требований к банкам их количество сократится.
Какие банки исчезнут в Беларуси, и что произойдет с теми, которые потеряют этот статус?
Поблажек не будет?
Согласно требованию Нацбанка, нормативный капитал каждого из коммерческих банков Беларуси с будущего года должен составлять не менее 25 млн. евро. Между тем последняя финансовая отчетность, обнародованная белорусскими банками, свидетельствует о том, что ряд финансовых организаций это требование все еще не выполняет.
Коммерческие банки, капитал которых ниже 25 млн. евро, в течение года уверяли Нацбанк, что требование регулятора выполнят. Однако так дело дошло до осени, а капитал ряда денежно-кредитных учреждений оставался ниже необходимой величины.
«Заверения многих банков так и остались на бумаге, реальных мер (по увеличению капитала) не предпринято», — констатировал на расширенном заседании правления Нацбанка начальник главного управления банковского надзора Дмитрий Лапко.
К банкам, не выполняющим требования относительно минимального капитала, Нацбанк уже предпринимал меры надзорного реагирования, которые носили предупредительный и ограничительный характер.
В арсенале имеются меры и покруче — Нацбанк, в частности, может отозвать лицензию на осуществление банковских операций или приостановить ее действие. Если банк останется без лицензии, у его акционеров будет два пути продолжения бизнеса — либо все-таки выполнить установленное требование к капиталу, либо перейти в разряд небанковских кредитно-финансовых организаций (НКФО).
Перечень финансовых операций, которые смогут выполнять небанковские организации, будет меньше, чем у банков.
Последние на сегодняшний день могут в совокупности осуществлять операции по привлечению и размещению денежных средств, открытию и ведению банковских счетов физических и юридических лиц. Полномочия небанковских организаций значительно скромнее, соответственно, и возможностей заработать доход у них будет меньше. Поэтому неудивительно, что белорусские банки желают оставаться банками.
По имеющейся информации, пока банки, не выполняющие требование по величине нормативного капитала, так и не выразили желания преобразовываться в НКФО — соответствующие документы на регистрацию банки пока не подавали.
В банковских кругах существует мнение, что денежно-кредитные учреждения сознательно оттягивали сроки увеличения капитала, понимая, что сам Нацбанк не заинтересован в карательных мероприятиях.
Банки за время своей деятельности накопили клиентскую базу, от них зависит деятельность коммерческих структур, и на этом фоне регулятору хотелось бы избежать резких движений в банковском секторе, связанных с отзывом лицензий.
Однако рассчитывать на то, что Нацбанк посмотрит сквозь пальцы на невыполнение банками требований к величине капитала, не стоит, считают эксперты.
«Шантаж в отношении Нацбанка бессмыслен. Банки, капитал которых составляет менее 25 млн. евро, не играют системообразующей роли в банковской системе. На существенные поблажки регулятора таким денежно-кредитным учреждениям рассчитывать не стоит, им нужно как можно скорее определяться со стратегией своего будущего развития», — полагает директор инвестиционной компании «Юнитер» Роман Осипов.
Пытаются выжить по-разному
Эксперты финансового рынка считают, что требование Нацбанка по увеличению капитала банков до 25 млн. евро оправданно.
«Банки должны быть надежным финансовым институтом, своевременно выполняющим обязательства перед физическими и юридическими лицами. Для подтверждения надежности банка у него должен быть соответствующий капитал. Требование Нацбанка по увеличению капитала банков до 25 млн. евро направлено на повышение устойчивости банковского сектора», — говорит финансовый аналитик BusinessForecast.by Александр Муха.
Некоторые коммерческие банки уже делают конкретные шаги, чтобы выполнить требование регулятора. Так, «Евроторгинвестбанк», которым владеет «Евроторг» (собственник одной из крупнейших розничных сетей в Беларуси), в ноябре увеличил нормативный капитал с 10,8 млн. до 25,7 млн. евро.
Еще один банк, который близок к выполнению требования Нацбанка, — «РРБ-Банк». В течение года он постепенно увеличивал свой капитал, и в декабре оставалось добавить всего 300 тыс. евро, чтобы выполнить требование Нацбанка. Сомнений в том, что этот банк останется в банковской системе, нет никаких.
В банковских кругах присутствует уверенность, что и «Абсолютбанк», который осенью купили известные белорусские бизнесмены Александр Шакутин и Николай Воробей, сможет увеличить свой капитал до 25 млн. евро.
К слову, сейчас нового собственника ищет и «Белорусский банк малого бизнеса» (ББМБ). Нынешний акционер банка (польский Getin Holding) консолидировал свой бизнес вокруг «Идея Банка» и теперь продает лицензию ББМБ на осуществление банковской деятельности. Возможно, новый собственник, если он появится, увеличит капитал банка до требуемого уровня.
Что касается перспектив других банков, капитал которых ниже 25 млн. долларов, то пока об их будущем ходят только слухи.
Говорят, некоторые денежно-кредитные учреждения могут слиться для выполнения установленного Нацбанком показателя по величине нормативного капитала. Возможно, некоторые банки эту задачу выполнить так и не смогут, и им придется перейти в разряд НКФО. Третий вариант — произойдет смена акционеров, как в случае с «Абсолютбанком», в результате чего у банков появится шанс увеличить капитал.
Таковы перспективы небольших белорусских банков, а чем живут крупные денежно-кредитные учреждения Беларуси?
Не время для инвестиций
И на уровне крупных банков, которые входят в число ведущих финансовых институтов Беларуси, тема смены акционеров обсуждается.
Во время состоявшегося в ноябре Белорусско-британского инвестиционного форума в Лондоне один из европейских банков проявил интерес к приобретению пакета акций государственного «Белинвестбанка».
Комментируя возможный приход европейских инвесторов в банковский сектор Беларуси, эксперты отмечают, что такое развитие событий в принципе возможно.
«У белорусских банков, которые принадлежат западным (австрийским, польским) инвесторам, с рентабельностью бизнеса в Беларуси все в порядке. Поэтому можно говорить о положительном опыте присутствия европейских инвесторов в банковском секторе Беларуси. С учетом этого есть основания полагать, что другие европейские инвесторы на банковский рынок Беларуси могут прийти», — говорит Роман Осипов.
Вместе с тем, констатирует он, пока западные инвесторы, учитывая геополитическую напряженность в регионе, занимают выжидательную позицию.
«Сегодня проекты, которые реализуются на постсоветском пространстве (в России, Украине, Беларуси), западным инвесторам представляются рискованными. Поэтому европейцы пока занимают скорее выжидательную позицию, хотят более предсказуемой ситуации для инвестирования», — отмечает Роман Осипов.
По мнению банковских экспертов, к которым обращался БелаПАН, существуют и другие нюансы, которые снижают ныне вероятность приобретения европейскими инвесторами белорусских банков, в частности государственных.
Сделки последних лет в банковском секторе (продажа госдоли «Белпромстройбанка» российскому «Сбербанку»; продажа госдоли «Банка ВТБ (Беларусь)» российской «Группе ВТБ») показывают, что на эти шаги белорусское руководство готово идти при одном условии — если зарубежные инвесторы, покупающие долю в белорусских госбанках, предоставят стране значительные объемы финансирования. К слову, и «Сбербанк», и «Банк ВТБ» уже участвовали в выделении Беларуси межгосударственных кредитов.
В то же время европейские банки в такого рода сделках пока замечены не были. Так что вероятность участия европейских финансовых структур в приватизации белорусских госбанков пока невысока.
А с учетом того, что в отношении России — главного торгового партнера Беларуси — сегодня действуют западные санкции, европейцы и сами вряд ли захотят торопиться инвестировать в нашу страну.
Дмитрий ЗАЯЦ