Белорусскую модель экономики дотянут до «после выборов»
В Беларуси подготовлен предварительный план структурных реформ. Эксперты не верят, что правительство пойдет на экономические преобразования в год президентских выборов. А вот после него изменения станут острейшей необходимостью.
Все идет по плану
В Беларуси планируется разработать программу по проведению структурных реформ, сообщил недавно заместитель министра финансов Максим Ермолович.
«Мы активно обсуждаем эти вопросы с Международным валютным фондом и Всемирным банком, чтобы выработать общую концепцию, а возможно, и организовать совместную программу по структурным реформам в Беларуси. Правительством уже подготовлен предварительный план структурных реформ, который может лечь в основу такой программы», — сказал Ермолович.
По его словам, ключевые позиции этого плана — дальнейшая либерализация экономики, рынков капитала, труда, ценообразования, чтобы создавать конкурентную среду и стимулировать развитие частного бизнеса.
Не раздражать электорат
Эксперт по экономике «Либерального клуба» Антон Болточко сомневается, что в следующем году власти пойдут на реформы, ведь намечены президентские выборы, а реформы влекут за собой дискомфорт в обществе, в том числе сокращение доходов населения.
«В случае проведения реформ наша экономика должна сократиться. Экономика, которая падает либо стагнирует, — это не самый лучший фон перед выборами для нынешних властей», — полагает Болточко.
Независимый экономист Александр Обухович разделяет мнение коллеги. «В 2015 году выборы, структурные реформы без отказа от «белорусской модели» невозможны», — говорит эксперт.
То, что реформ в следующем году не предвидится, в интервьюБелаПАН, по сути, подтвердил министр экономики Николай Снопков.
Отвечая на вопрос, каким образом и в какие сроки планируется реформировать систему господдержки, он сказал, что «новую систему господдержки (…) планируем внедрять с 2016 года». Говоря о реформе рынка труда, министр экономики пояснил, что «правительству необходимо будет провести ее в следующей пятилетке».
Запрос на перемены в обществе есть, но…
Заявления правительства о грядущих реформах Антон Болточко увязывает с желанием властей оправдать ожидания населения.
Согласно исследованию Белорусского института стратегических исследований (BISS, Литва), больше 75% респондентов считают проведение реформ в той или иной степени необходимым. Терпеть негативные последствия реформ готовы больше 50% белорусских граждан.
Правда, представление о реформах среди белорусов достаточно размытое. По мнению большинства, их результатом должна стать система политического и социально-экономического устройства, подобная шведской.
Россия может поневоле подтолкнуть к преобразованиям
Реформы могут стартовать в декабре 2015-го либо начале 2016 ода, если не прижмет «ситуация с внешними факторами», полагает Болточко.
По его мнению, ослабевающая Россия, на которую завязана половина белорусского ВВП, может негативно повлиять на состояние нашей экономики, что потребует преобразований.
Как объясняет экономист, из-за сокращения спроса на белорусскую продукцию на российском рынке и девальвации российского рубля уже и так страдают наши экспортеры.
Дальнейшее падение цены на нефть приведет к тому, что белорусский бюджет недосчитается средств от вывозных таможенных пошлин. Кроме того, не факт, что в сложившихся экономических условиях Россия найдет лишние один-два миллиарда долларов кредитов для поддержки Беларуси.
«Если всё это прижмет и денег не будет хватать, тогда надо будет идти на экстренные меры: либо продавать собственность, что власти сделают в крайнем случае, либо проводить реформы, либо искать деньги под реформы», — говорит Антон Болточко.
Кризис вынудит шевелиться
В отличие от эксперта из «Либерального клуба», Александр Обухович прогнозирует проведение реформ в более поздний срок.
«На сегодняшний день чиновники и директорский корпус категорически против реформ. Все будет зависеть от глубины кризиса после 2015 года», — говорит Обухович.
Он видит большую вероятность повторения финансового кризиса 2011 года после предстоящих президентских выборов, что подтолкнет власти к реформам.
«Реальный старт реформ можно отнести к 2017-2018 годам. После повторения кризиса даже до самых больших тугодумов дойдет, что надо что-то делать. Тогда, после ожесточенных споров, возможны какие-то движения», — считает Обухович.
Александр ЯРОШЕВИЧ