Поддержка Беларуси может стать слишком дорогим удовольствием для России
Несколько дополнительных миллиардов долларов для поддержки ближайшего союзника раньше не вызывали у России особых затруднений. Однако сегодня, когда доступ на международные рынки капитала для российского бизнеса ограничен, а цены на нефть падают, в Москве будут задумываться о цене этой поддержки. Такие выводы содержатся в обзоре экономики Беларуси, подготовленном российским институтом «Центр развития» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Сотрудники института разделяют обеспокоенность Международного валютного фонда по поводу того, что экономические санкции против России обернутся потерями и для Беларуси ввиду сокращения торговли, а также ограниченного финансирования российскими банками белорусских дочек.
Банковский сектор
Банковская система Беларуси на две трети контролируется государством, одна треть принадлежит иностранным банкам. Действительно, считают российские экономисты, существуют риски устойчивости банковской системы Беларуси в случае ограничения иностранного финансирования.
Кроме того, отмечают они, роль российский банков в Беларуси в еще большей степени проявляется в виде кредитов: и «Сбербанк», и ВТБ на протяжении последних лет предоставляли стране миллиарды долларов в виде правительственных займов.
«Санкции Запада против России в значительной мере ограничат привлечение финансирования «Сбербанком», а выпуск облигаций в юанях не сможет стать полноценной заменой в сжатые сроки», — полагают эксперты.
Внешняя торговля
Замедление экономического роста в России может сильно ударить по белорусским производителям. Структура белорусского экспорта предполагает высокую зависимость от потребительского спроса в России. Такие факторы, как низкие цены на нефть, ограничение роста бюджетных расходов, девальвация российского рубля при высокой инфляции вряд ли предвещают ускорение российского потребления, полагают сотрудники института «Центр развития».
«На каждый 1 процентный пункт роста потребления в России приходится около 0,4 млрд. долларов счета текущих операций Беларуси. Таким образом, замедление потребления в России до нуля с текущих 0,5% приведет к потере 0,8 млрд. по счету текущих операций», — заключают экономисты.
Продовольственное эмбарго
Санкции России, направленные на импорт продовольствия, напротив, отмечают российские специалисты, окажут поддержку белорусским производителям. Уже в августе таможенная статистика России показала рост импорта рыбы и мяса из СНГ.
В 2013 году Беларусь обеспечила 10% продовольственного импорта России, и потенциальное 5-процентное увеличение экспорта продовольствия может принести Беларуси дополнительные 200 млн. долларов, прогнозируют эксперты.
Ресурсы
По мнению экспертов института «Центр развития», мировое замедление цен на ресурсы неоднозначно скажется на Беларуси.
Например, отмечают российские экономисты, 20-процентное снижение цен на нефть привело бы к снижению чистых затрат на импорт нефти с учетом экспорта нефтепродуктов примерно на 300 млн. долларов. В частности, стоимость беспошлинного импорта 23 млн. тонн нефти упала бы на 1,5 млрд. долларов, стоимость экспорта 13 млн. тонн нефтепродуктов — на 2 млрд. долларов, а отчисляемые в бюджет России пошлины на нефть снизились бы на 800 млн. долларов.
В тоже время, полагают специалисты, 20-процентное снижение цены на нефть компенсировало бы сопоставимое снижение цены на удобрения.
Однако, помимо цен на ресурсы, отмечают сотрудники российского института, Беларусь сталкивается с предстоящим замедлением потребительского экспорта, ограниченной поддержкой со стороны российских банков и необходимостью выплаты внешнего долга (порядка 4 млрд. в 2015 году), поэтому Россия согласилась на зачисление в 2015 году всех пошлин по экспорту нефтепродуктов в бюджет Беларуси. Это, по оценкам российских экспертов, равносильно примерно 4 млрд. долларов. Белорусские власти оценивают поступления от вывозных пошлин в 1,5-2 млрд. долларов.
Кредит от МВФ
Однако, полагают эксперты института «Центр развития», даже щедрого предложения России по зачислению пошлин может быть недостаточно для пополнения резервов Беларуси при мягкой политике. Но это не значит, что Беларусь сразу обратится к Международному валютному фонду. Данная международная структура требует от Беларуси проведения глубоких реформ в обмен на новый кредит.
«На 2015 год намечены президентские выборы, и в отличие от прошлых выборов в 2010 году, ВВП уже не растет темпом 7,7% в год, а риск от проведения структурных реформ во время выборов слишком высок, поэтому, вероятно, Беларусь будет до последнего сдерживать давление на курс, вызванное мягкой политикой. Проведение же реформ, будет как минимум второй опцией после получения финансирования от России», — прогнозируют экономисты.
Дорогая поддержка
И хотя несколько дополнительных миллиардов долларов никогда раньше не вызывали у России особых затруднений при спасении соседа, но на этот раз, когда Россия слабеет экономически, дополнительная поддержка Беларуси может стать слишком дорогой, считают сотрудники российского института.
Александр ЯРОШЕВИЧ