Индустриальный парк: амбициозный проект или пропагандистская авантюра?
Более 20 компаний из разных стран проявляют интерес к Китайско-белорусскому индустриальному парку. В качестве резидента парка уже зарегистрировано одно из крупнейших китайских предприятий в сфере телекоммуникаций Huawei.
Иностранцы наготове
Резидентом парка стал второй по величине производитель телекоммуникационного оборудования и мобильных телефонов в Китае ZTE. Рассматривает возможность вложить деньги один из крупнейших мировых производителей персональных компьютеров китайская компания Lenovo.
Кроме того, интерес к вхождению в парк проявляют компании из Беларуси, России, Румынии, Германии, ОАЭ, США, которые работают в фармацевтической и машиностроительной отрасли.
«Заинтересованные компании ожидают, когда закончатся работы внутри парка, чтобы, входя в него, они были уверены, что будут подключены к инженерным сетям. Кроме того, они изучают условия ведения бизнеса», — говорит представитель администрации Китайско-белорусского индустриального парка Юрий Шилин.
К границам парка уже подведены основные инженерные сети (электричество, газ и связь). Сейчас идет проектирование внутренней инженерно-транспортной инфраструктуры первого этапа освоения. Окончательно создать необходимую инфраструктуру для открытия производств на первом этапе планируется в 2016 году.
Наполеоновские планы
Китайско-белорусский индустриальный парк, который получил название «Великий камень», располагается в 25 км от Минска. Под него отводится более 8 тысяч гектаров земли в Смолевичском районе. Парк расположен в непосредственной близости от Национального аэропорта, железнодорожных путей, автомобильной магистрали Берлин — Москва.
Срок строительства парка — 30 лет, численность работающих — 120 тысяч. Приоритетные направления, намечаемые к развитию в парке — электроника, биомедицина, тонкая химия, машиностроение и новые материалы.
Для резидентов Китайско-белорусского индустриального парка созданы особые льготные условия. В течение первых 10 лет — никаких налогов, в последующие 10 лет — 50%. Резиденты также освобождаются от уплаты таможенных платежей при ввозе оборудования.
Общая сумма инвестиций может достичь 5,6 млрд. долларов. Для сравнения: в прошлом году Беларусь заработала на экспорте продовольствия порядка 5,8 млрд. долларов.
Как считает Александр Лукашенко, проект снимет проблему финансовой стабильности Беларуси и поможет стране совершить технологический скачок.
Букет рисков
Однако независимые аналитики смотрят на этот амбициозный проект скептически. Основатель и совладелец интернет-ресурса TUT.by Юрий Зиссер в большой статье на эту тему, опубликованной в марте, выделил несколько рисков, которые могут возникнуть при реализации проекта.
Во-первых, отмечает Зиссер, инвесторов изначально ориентируют на построение валообразующих производственных предприятий, не предполагающих участия ученых и изобретателей.
«Если посмотреть с концептуальной точки зрения, в постиндустриальном XXI веке Парк продолжает традиции индустриализации XIX-XX веков и с точки зрения стратегии конкурентоспособности Беларуси является шагом в сторону. Беларусь уже прошла индустриальный этап и сейчас с помощью индустрии информационных технологий прорывается в постиндустриальную эпоху. Поэтому грядущее возвращение на индустриальные рельсы для нашей страны выглядит регрессом», — полагает Зиссер.
Во-вторых, считает он, знакомый многим смог над большими китайскими городами может появиться над белорусской столицей.
В-третьих, с появлением парка этническая однородность белорусского общества будет нарушена.
«Представляется, что верхушка типичного завода, включая руководство и инженерно-технический персонал, будет состоять из нескольких десятков, максимум сотен иностранцев, в то время как на рабочих должностях будут преимущественно белорусы, в противном случае себестоимость производства будет слишком высока», — считает основатель TUT.by. По его мнению, это может привести к межнациональным конфликтам.
В-четвертых, изготовленная в парке продукция доставит массу хлопот странам Таможенного союза. Со своей стороны Евросоюз может запросто перекрыть каналы импорта для всей белорусской продукции, охраняя свой рынок от подешевевших китайских товаров, продаваемых под маркой как китайских, так и белорусских.
«Таким образом, в результате реализации проекта Китайско-белорусского индустриального парка, по причине беспрецедентных льгот в ближайшее десятилетие не получая доходов в бюджет, мы рискуем взамен получить проблемы экологии, демографии, экономики и нажить сильных врагов», — заключает Зиссер.
Пропагандистская авантюра?
Независимый экономист Александр Обухович называет Китайско-белорусский индустриальный парк «пропагандисткой авантюрой».
«Китай проводит сугубо националистическую политику. Я не вижу, где у нас с Китаем здесь может быть совпадение экономических интересов», — говорит экономист.
Помимо этого, он не видит в реализации проекта большого экономического смысла как для Беларуси, так и для Китая.
Александр Обухович также считает, что Евросоюз и Россия могут не пустить на свой рынок товары, произведенные в парке.
«Кроме того, наша сборка очень дорогая», — говорит независимый экономист. Он предрекает парку судьбу белорусских свободных экономических зон, которые, «по сути, умерли».
«Отдельные компании сделают свой небольшой профит. В масштабах страны — это ноль», — прогнозирует Обухович.
Как привлечь серьезных инвесторов?
Руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса (Минск) Ярослав Романчук увязывает успех проекта с улучшением инвестиционного климата в стране.
«Когда каждый маленький начальник мнит себя генералиссимусом в отношении частных предприятий, то это убивает желание инвесторов что-либо здесь делать. Когда к инвесторам есть 25 требований, которые ни в одном документы не прописаны и являются субъективными, то не приходится говорить о том, что кто-то серьезный к нам придет», — считает экономист.
По его мнению, нужно придумать 10-15 пунктов, чтобы Беларусь стала восприниматься как цивилизованная современная страна, а не Советский союз 2.0, тогда инвестиции пойдут в нашу страну.
Александр ЯРОШЕВИЧ