Павел Данейко: «Время, когда бизнес компенсировал свои ошибки высокой маржинальностью, прошло»

Источник материала:  
03.11.2014 17:12 — Новости Экономики

До начала Всемирной недели предпринимательства и Международного форума предпринимательства осталось чуть больше двух недель. Bel.biz пообщался с одним из главных спикеров Форума, директором Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Павлом Данейко том, какие вопросы и проблемы волнуют белорусский бизнес сегодня.


Павел, расскажите о теме вашего доклада на Всемирной неделе предпринимательства?

Это тема, с которой частный бизнес сегодня сталкивается наиболее часто - ограничения роста. Если раньше в ходе наших опросов предприниматели отмечали несовершенство бизнес-климата как главный фактор ограничения роста, то сейчас на первый план выходят факторы, связанные с внутренними параметрами компании.


На ваш взгляд это связано с улучшением местного бизнес-климата или резким обострением проблем внутри самих компаний?

Безусловно, это связано с кардинальным улучшением бизнес-климата в стране. Это подтверждается и объективными оценками. Например, в рейтинге Doing business наша страна с каждым годом занимает все более высокие места. В этом году это 57 место. А если учесть, что при расчете рейтинга учитываются макроэкономические факторы, которые были далеко не самыми благоприятными в 2014, то данная позиция выглядит довольно хорошей для Беларуси.

Таким образом, в первую тройку причин, ограничивающих рост бизнеса, вошли: рост конкуренции, нехватка кадров, отсутствие доступа к длинным деньгам. Это, в общем-то, те темы, что волнуют бизнес в любой нормальной стране. Предварительными результатами нашего исследования я поделюсь с белорусским бизнесом на Всемирной неделе предпринимательства.

Какие вопросы сегодня волнуют белорусский бизнес? Чему бизнесмены хотят научиться?

Есть очень точная фраза, характеризующая главные проблемы отечественного бизнеса. «В высокой маржинальности можно утопить все ошибки». Сейчас, с ростом конкуренции, проходит время, когда бизнес мог рассчитывать на высокую маржинальность и сглаживать ею свои ошибки в управлении. Поэтому на первый план выходят вопросы эффективности бизнеса.

Также в своем докладе я затрону тему уникальности белорусского бизнеса, аналогов которому нет на всем постсоветском пространстве. Главную роль в формировании этой уникальности сыграли два фактора. Во-первых, отсутствие масштабной приватизации, что привело самых активных предпринимателей к открытию большого количества бизнесов с нуля. Во-вторых, в условиях довольно жесткой макроэкономической ситуации в конце 90-х это привело к созданию своей успешной бизнес-модели: производственных компаний, ориентированных на экспорт. И на сегодняшний день белорусский бизнес наиболее близок к среднему бизнесу Швеции, Германии, Норвегии, ориентированному на экспорт.

Сейчас становится трендом упоминать о процессе смены поколений, как в управленческом звене, так и в моделях бизнеса в целом. Есть ли существенные отличия между теми, кто начинал свой бизнес в 90-е и теми, кто это делал и делает в последние 10 лет?

На самом деле кардинальных отличий нет. Дело в том, что те, кто начинал свое дело в ранние 90-е делали это от безысходности и просто желания выжить: младшие научные сотрудники, бывшие военные, люди потерявшие работу. Они вынуждены были заняться бизнесом, чтобы как-то обеспечить существование себя и своих близких.

С точки зрения западных стандартов ведения бизнеса у них не было никакой концепции развития или бизнес-модели. Главное было начать. Концепция бизнеса подразумевает наличие конечной цели его развития, к чему он должен прийти. Тогда об этом никто не думал.

Новое поколение уже на старте прорабатывает эти вопросы: как они будут продавать и что, какую бизнес-империю построят. Они более рационально и осознанно подходят к открытию бизнеса.

Какую реакцию белорусского бизнеса вы ожидаете на свой доклад?

Сложно прогнозировать какую бы то ни было реакцию. Просто хочется донести до бизнес-сообщества информацию о том, как выглядит отечественный бизнес. Мне кажется – это наиболее неисследованный социологический вопрос в нашей стране сегодня.

У нас сложился в стране стереотип, что белорусский бизнес какой-то «забитый», некоторые еще добавляют коррумпированный. Но пообщавшись с представителями высокотехнологичного белорусского бизнеса, который экспортирует свои продукты в США, Германию, создается ощущение, что мы живем в разных странах, где у каждого свое представление об отечественном бизнесе.

Почему же стране неизвестны эти прогрессивные бизнесмены?

Тут несколько факторов. Первое – это предыдущий опыт жизни в жестком бизнес-климате, который приучил не высовываться. Плюс это хорошо легло на национальную особенность белорусов – скромность.

Второй момент – здесь сыграли свою роль нишевые стратегии бизнеса. Во всем мире бизнесмены, занимающие узкие или специализированные ниши, предпочитают оставаться в тени. Так как их работа связана с b2b сектором, то те, кому нужно, о них и так знают.

Третий момент, о котором нельзя забывать – у нас мало масс-медиа, которые занимаются бизнес-тематикой. Сейчас их число растет, но все же недостаточно быстро. Сегодня медийное пространство постепенно меняется в более рационально-аналитическую сторону. И это может стать хорошим стимулом для увеличения публичности белорусского бизнеса.

←Выросли поставки российской нефти в Беларусь

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика