Как слезть с нефтяной иглы, или Зачем Беларуси ноу-хау
На республиканский конкурс инновационных проектов подано 140 заявок. Состязание проводится пятый год подряд. Его цель — поиск перспективных разработок и их внедрение на конкретном производстве. Беларуси, которая завязана на российское сырье, новые технологии дают шанс повысить конкурентоспособность продукции и сохранить экономическую стабильность. Однако не все так радужно с ноу-хау в Беларуси.
Статистика не радует
Четыре года назад правительством была принята государственная программа инновационного развития на 2011-2015 годы. Ранее подобная программа утверждалась на 2006-2010 годы.
Согласно ныне действующему документу, рост внутренних затрат на научные исследования и разработки к 2015 году планируется увеличить до 2,5-2,9% к ВВП. Кроме того, планируется увеличить долю инновационно активных организаций в промышленной отрасли до 40% и более, удельный вес отгруженной промышленными предприятиями инновационной продукции — до 20-21%. Общая сумма расходов на реализацию инновационных проектов составляет 57,4 трлн. рублей.
По данным Национального статистического комитета, в 2013 году в Беларуси насчитывалось 443 промышленные организации, выполняющие научные исследования и разработки. Это на 32 организации меньше, чем в 2011 году. Удельный вес промышленных организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций за три года сократился с 22,7% до 21,7%.
Внутренние затраты на научные исследования и разработки в 2011 году составили 0,7% к ВВП, в 2013 году — 0,69% к ВВП. Для сравнения: внутренние затраты на научные исследования и разработки в 2011 году в России составили 1,12%, в Словении — 2,51%, в Финляндии — 3,75% к ВВП.
Затраты промышленных организаций на технологические инновации в 2011 году составили 8,8 трлн. рублей, в 2013 году они увеличились до 10 трлн. рублей.
При этом на приобретение машин и оборудования в минувшем году было потрачено 6,3 трлн. рублей (63% от общего объема затрат), а, например, на исследование и разработку новых продуктов и услуг — 939 млрд. рублей (9,4%), на маркетинговые исследования — 10 млрд. рублей (0,1%).
Больше всего средств идет на реализацию инновационных проектов для обрабатывающей промышленности. К примеру, в 2013 году на технологические инновации в сфере производства нефтепродуктов было потрачено 2,1 трлн. рублей.
Для сравнения: затраты на маркетинговые исследования в пищевой промышленности составили 11,5 млн. рублей.
При этом удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции предприятий промышленности в 2013 году составил 18%.
Удельный вес отгруженной инновационной продукции, которая является новой для мирового рынка, в общем объеме отгруженной продукции организаций промышленности в минувшем году составил 0,6%.
«Продукция должна соответствовать мировому уровню»
«Это на словах мы занимаемся инновацией, а по сути мы все время занимались и занимаемся модернизацией», — отмечает заместитель директора Центра системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук Георгий Гриц.
Например, говорит эксперт, в результате денежных вливаний в сферу производства нефтепродуктов в Беларуси появился бензин АИ-95 (или АИ-92 с более глубоким уровнем переработки), но никак не бензин класса премиум.
Разумно используя человеческие, технологические и финансовые ресурсы, Беларуси необходимо занять свою нишу на рынке инновационной продукции, считает Георгий Гриц.
«Продукция должна соответствовать мировому уровню, но у нас не должно быть двенадцать приоритетов, как сейчас. У нас должно быть два приоритета, но это не значит, что остальные десять надо закрыть. Если говорить, к примеру, о фармацевтике, то здесь приоритетом должно стать создание лекарства против вируса Эбола, а не сама фармацевтика», — полагает эксперт.
Заменить нефтепереработку и машиностроение
По словам Георгия Грица, конечная цель при определении приоритетов должна заключаться в создании конкурентоспособной продукции, продажа которой позволит сформировать бюджет.
«Приоритет должен через инновационный цикл, который составляет 5-15 лет, заместить ту продукцию, которая с высокими рисками формирует наш экспортный потенциал. То есть нефтепереработку, машиностроение», — говорит ученый-экономист.
В Беларуси, по его мнению, можно заниматься производством экологически чистой продукции, но маркетинг при этом должен быть более глубинным, чем ныне. Кроме того, можно развивать логистические центры с привлечением операторов, которые формируют торговые потоки, и так далее.
При этом, полагает Гриц, с течением времени приоритеты должны меняться.
«Например, в Южной Корее еще 30 лет назад приоритетом было создание танкеров. Потом они стали никому не нужны, и корейцы ушли в электронику и автомобилестроение», — отмечает эксперт.
Создавать условия для инициативы
Академик НАН Александр Войтович в вопросах определения приоритетов также ссылается на южнокорейский опыт. Правда, он убежден, что при существующей системе управления Беларуси не добиться инновационного прорыва.
«Надо уходить от административно-директивной системы управления. Необходимо широкое участие общественности в определении приоритетов развития. Принятие и исполнение решений должно быть также широко распределено. Нужно создавать условия, когда люди могут проявлять инициативу и так далее», — полагает ученый.
Александр ЯРОШЕВИЧ