Топ-10 самых громких белорусских банкротств
20.10.2014 11:10
—
Новости Экономики
Корреспондент "Завтра твоей страны" изучил данные Министерства экономики о несостоятельных белорусских предприятиях и составил рейтинг самых громких банкротств текущего года.
"Брестское пиво", заводы стекольного короля Александра Муравьева, активы нескольких известных иностранных инвесторов – это предприятия, в отношении которых в течение 2014 года хозяйственными судами Беларуси возбуждены дела о банкротстве.
"Брестское пиво"
Дело о несостоятельности предприятия, чья кредиторская задолженность, включая заработную плату, приблизилась к 100 млрд рублей, было возбуждено Хозяйственным судом Брестской области в середине 2014 года.
"Хозяин-барин"
В июне стало известно о возбуждении экономическим судом Могилевской области дела о несостоятельности одного из крупнейших в Беларуси – Быховского консервно-овощесушильного завода. Предприятие было основано в 1929 году, во времена независимости акционировалось. При поддержке государства на нем была проведена модернизация, присоединено овощное сельскохозяйственное предприятие "Мокрянский", выведен на рынок бренд "Хозяин – Барин". В России быховский завод стал учредителем двух совместных предприятий – Торговый дом "Хозяин-Барин" в Москве и "Белорусские консервы" в Калининграде.
"Ле Гранд"
В число банкротов в этом году попало одно из первых обувных предприятий Беларуси с участием иностранного капитала — "Ле Гранд". Дело о несостоятельности ИПУП "Ле Гранд" возбуждено экономическим судом Минска после того, как в течении трех лет хозяева фабрики не смогли провести кардинальное оздоровление финансов.
"Ле Гранд" — одно из совместных предприятий, созданных в результате разгосударствления и реструктуризации бывшего советского обувного объединения "Луч". Кстати, еще одно предприятие, созданное в те времена на базе "Луча", "Сивельга" отошло за долги Банку "БелВЭБ".
"Гомельский стеклотарный завод", "Елипак"
В центре внимания кредиторов в этом году оказались два предприятия, входящих в группу АТЕС, подконтрольную известному бизнесмену Александру Муравьеву. В отношении Гомельского стеклотарного завода и производителя полиэтиленовой пленки, елизовской компании "Елипак", в 2014 году были возбуждены дела об экономической несостоятельности.
"Стадиум"
Логическим завершением одного из крупнейших перспективных инвестиционных проектов в минской недвижимости, который в итоге оказался прожектом, стала ликвидация через банкротство СЗАО "Стадиум" — дочерней структуры в Беларуси литовского бизнесмена Владимира Романова. "Стадиум" долгое время являлся заказчиком и инвестором застройки стадиона "Трактор" и нескольких площадок в "спальниках" Минска. Но денег на эти проекты Романов, у которого возникли серьезные проблемы в Литве, не дал, и белорусское правительство расторгло инвестиционный договор с компанией.
"Центр бизнес-авиация", "Центр технического обслуживания и ремонта авиационной техники"
Эти два предприятия создавались "Итерой" как часть грандиозного проекта "Минск-Сити" по застройке территории аэропорта "Минск-1" и Минского авиаремонтного завода. Завод предполагалось вынести в район Национального аэропорта, а эти предприятия, на первом этапе учредителями которых становились кроме "Итеры" компании Су-155 и "Внуково-инвест", должны были инвестировать в его развитие.
"Минск-Сити" провалился. Не нужны оказались и юридические лица, созданные под связанные с ним проекты.
"Паркинг"
В длинном перечне банкротов, представленном Минэкономики, с лета 2014 года фигурирует ОДО "Паркинг" —бывший известный застройщик минской "Комаровки". "Паркинг" инвестировал в торговый центр "Зеркало", ему принадлежало сельскохозяйственное предприятие под Воложином. С 2012 года имущество компании активно распродается на аукционах, организованных хозяйственным судом Минска.
Гомельский авторемонтный завод
Одно из недавно лучших предприятий системы Минтранса сегодня также находится в стадии банкротства. Завод известен тем, что с 2005 года в партнерстве с "Черкасским автобусом", тогда принадлежавшим нынешнему президенту УкраиныПетру Порошенко, собирал и продвигал на белорусском рынке автобусы "Богдан". В 2009 году ГАРЗ запустил собственный бренд "Радзимич". Также выпускает мини-тракторы.
"Трест БелПСП-строй"
Компания, по которой в текущем году начата процедура банкротства, основана одним из пионеров белорусского частного строительного бизнеса Виктором Филипповым. Проблемы у холдинга начались в 2011 году и были связаны в том числе и с нарушением законодательства.
Это не первый случай громких банкротств в отрасли. В 2011 году не без скандалов исчезла с белорусского строительного рынка еще одна известная в 1990-2000-е годы компания "Эльвира".
"Витавиа ойл", "Витавиа", "Транспортно-логистическая компания "Витавиа Карго"
Один из самых громких проектов в транспорте и логистике закрылся, так, по сути, и не заработав. Несколько лет назад чешский инвестор российского происхождения Павел Городнов предложил белорусским властям сделать из Витебска еще одни воздушные ворота в Европу. Были зарегистрированы несколько фирм, объединенные в холдинг "Витавиа", но к деятельности они так и не приступили. С конца 2013 года предприятия группы находится в процедуре банкротства. В этом году процессы начались по еще трем фирмам Городнова.