МАЗ катится по наклонной вместе с российским рынком грузовиков
Минский автомобильный завод значительно уменьшил объемы производства, а продажи грузовых автомобилей на основном рынке сбыта падают из месяца в месяц. Флагману белорусского автомобилестроения предрекают дальнейшую стагнацию и отток квалифицированных кадров.
По данным Национального статистического комитета, за восемь месяцев текущего года в Беларуси было произведено 5616 грузовых автомобилей, что на 33,2% меньше чем за январь-август 2013 года.
На 1 сентября 2014 года на складах скопилось 2150 грузовых автомобилей. Запасы готовой продукции превышают среднемесячные объемы производства в 3,1 раза.
За семь месяцев Беларусь экспортировала 5411 грузовых автомобилей на 525 млн. долларов. По сравнению с январем-июлем 2013 года экспорт грузовых автомобилей в количественном выражении увеличился на 4,4%, а в стоимостном выражении упал на 17,7%.
По данным российского аналитического агентства «АВТОСТАТ», за январь-август текущего года МАЗ реализовал на российском рынке 5100 грузовиков. Это на 20,6% меньше чем в январе-августе 2013 года.
По итогам августа флагман белорусского автомобилестроения реализовал на российском рынке 595 грузовых автомобилей, что 23,3% меньше, чем в августе прошлого года.
На протяжении всего этого года продажи МАЗов на российском рынке постоянно снижаются. Если по итогам января-мая 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года они сократились на 14,2%, то в январе-июне падение составило 16,4%, в январе-июле — 20,1%.
«Весь рынок грузовых автомобилей в России сейчас показывает снижение. МАЗ следует этой же тенденции примерно на уровне показателей по всему рынку», — комментирует ситуацию ведущий аналитик агентства «АВТОСТАТ» Азат Тимерханов.
На продажи МАЗов также повлияли санкционные войны между Россией и Западом. Падение цены на нефть привело к уменьшению российского бюджета, а россияне закупали белорусские грузовые автомобили в основном под государственные гарантии.
«Снижение покупательской способности в России — это результат санкционной войны», — отмечает заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.
Кроме того, говорит он, падает рентабельность самого производства грузовых автомобилей в Беларуси, поскольку уменьшается адресная поддержка государственных предприятий из-за выполнения соответствующих требований в рамках Евразийского экономического пространства.
Экономист прогнозирует дальнейшее уменьшение объемов производства на МАЗе и, как следствие, снижение заработной платы работников завода. Это, в свою очередь, приведет к утечке инженерных и рабочих кадров.
«Тем более, есть куда уходить. К примеру, на «Амкодор», который более-менее на плаву, а также достаточно динамично развивающийся Минский завод колесных тягачей. По этой причине квалифицированные кадры могут даже не смотреть на Россию, а найти работу тут», — говорит зампред БНПА.
Оптимистический сценарий, по его словам, предусматривает дальнейшую стагнацию на предприятии. На резкое уменьшение объемов производства, численности персонала и заработной платы государство не пойдет.
«Власти сделают всё, чтобы не реализовать этот пессимистичный сценарий в предвыборный год», — считает Георгий Гриц.
Александр ЯРОШЕВИЧ