Фаст фэшн поможет возродить былую славу белорусского льна
Александр Лукашенко посетил Ореховский льнозавод и Оршанский льнокомбинат и остался недоволен результатами модернизацией льняной отрасли. Он потребовал возродить былую славу белорусского льна. Одни эксперты винят во всем бесхозяйственных руководителей, а другие предлагают смотреть в будущее и делать изо льна модную одежду.
Фото пресс-службы президента Беларуси
Бизнес-план для льняной отрасли
Лён — трудозатратная культура. Здесь все завязано на качественное земледелие, уборку и хранение. «Четыре года назад до половины полученного льноволокна не доживало до переработки, поэтому тут вопрос комплексный», — говорит заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.
В свое время в Беларуси звучали предложения вообще не заниматься льнопроизводством. «Но мы приняли решение: льну быть. А коль быть, надо выходить на самый высокий уровень», — сказал во время визита в Витебскую область глава Беларуси.
Он напомнил, что в марте 2013 года правительство утвердило бизнес-план развития льняной отрасли Беларуси на 2013-2015 годы.
«Стратегическая цель развития льняной отрасли на 2013-2015 годы — достижение высокого качества льнопродукции и ее рентабельная реализация всеми уровнями льняной отрасли в рыночных условиях на внутреннем и внешнем рынках», — говорится в документе.
Чтобы добиться этого, власти работают по двум направлениям — техническому переоснащению отрасли и совершенствованию организации производства.
На техническое переоснащение льносеющих организаций и льнозаводов в 2013-2015 годах предполагается направить 2,85 трлн. рублей, на модернизацию Оршанского льнокомбината — 839,7 млрд. рублей. К 2015 году из 36 действующих льнозаводов планируется оставить 25, планируется, что 10-12 будут оснащены самым современным оборудованием
Даешь 50 центнеров с гектара!
В качестве одного из основных условий достижения рентабельной работы отрасли бизнес-планом предусматривалось повысить урожайность льнотресты с 28,5 ц/га в 2012 году до 39,5 ц/га к 2015 году, номер льнотресты — с 1,03 в 2012 году до 1,75 в 2015 году.
На сегодняшний день урожайность льнотресты составляет 35 ц/га со средним номером 1,19, говорит начальник отдела льна и технических культур Министерства сельского хозяйства и продовольствия Татьяна Вечерская.
Удельный вес длинного волокна в общем объеме льноволокна составляет 23,3%. Во Франции, Бельгии и Голландии этот показатель достигает 65-67%.
В тоже время, отмечает Татьяна Вечерская, на Пружанском льнозаводе удельный вес длинного волокна в общем объеме достигает 50%. Урожайность на предприятии составляет более 50 ц/га, номер льнотресты — 1,52.
«Это говорит о том, что люди достигли европейского уровня. В целом по стране с 2010 года урожайность увеличилась на 20-30%», — отмечает начальник отдела льна и технических культур Минсельхозпрода.
Кто в доме хозяин?
Тем не менее, говорит она, в отрасли есть проблемные вопросы. Они, прежде всего, связаны с организацией производства.
«Как в любой деревне есть хороший и плохой хозяин», — говорит Татьяна Вечерская.
Тут можно привести несколько примеров нерадивых хозяев.
В сентябре 2013 года тогда еще глава Комитета государственного контроля Александр Якобсон побывал на «Белагросервисе» и Ляховичском льнозаводе. Он подверг жесткой критике руководство предприятий за неэффективную работу по модернизации. Выяснилось, что закупленное «Белагросервисом» для Ляховичского льнозавода оборудование не вмещается в имеющиеся цеха — не хватает ни длины, ни высоты строения.
В апреле 2014 года «отличилось» руководство Слуцкого льнозавода, куда приехал с визитом Александр Лукашенко.
Глава Беларуси был возмущен полной бесхозяйственностью: территория предприятия выглядела грязной и неубранной, повсюду в огромные кучи было сложено сырье, в одном из помещений свалена техника.
«Мы обижаемся на крестьян, что они не могут дать тресты. А как вы ее здесь храните?! Куда вы складываете это сырье? Вы же даже не сложили эти рулоны как надо, — сказал глава государства. — Как можно так хранить лён?! Почему вы все это не перерабатываете? Куда вы будете убытки девать?».
«Полный бардак, хозяина нет, никому это, чувствую, не надо», — отметил Лукашенко.
В итоге в отношении директора было возбуждено уголовное дело.
Судя по всему, ситуация в этом направлении не изменилась. Посещая Оршанский льнокомбинат 19 сентября, Александр Лукашенко перечислил еще ряд фактов недобросовестной работы.
«Мне докладывают, что, как и ранее, фактически во всех областях имели место факты сева льна с нарушением оптимальных сроков. Меня это даже не то, что поражает, а убивает: неужели на 50 га, максимум 100, у нас редко 150 га льна возделывают в хозяйстве, нельзя в оптимальные сроки посеять?!» — злился белорусский лидер.
Он обратил внимание также на то, что не соблюдается технологический регламент выращивания льна, что влечет недобор товарной продукции и ухудшение ее качества. «Более того, для посевов отводились земли, которые непригодны по агрохимическим показателям», — возмутился глава Беларуси.
Шеф, все пропало!
Еще одной болячкой льняной отрасли ученый секретарь Института льна Виктор Богдан называет проблемы во взаиморасчетах между льнокомбинатами и льнозаводами, льнозаводами и хозяйствами, которые возделывают лен.
Это приводит к тому, что предприятия не выдерживают посевные площади. С 2011 по 2013 год посевные площади льна уменьшились с 68,4 тыс. га до 56,8 тыс. га.
«Если соблюсти технологию возделывания и получить своевременно деньги за свою продукцию, то это выгодно. И никакой лен не убыточный! А убыточным он складывается из-за того, чтобы абы где сеют, абы как убирают и еще не получают деньги за свою продукцию. Кто будет возделывать такой лён?!» — говорит кандидат сельскохозяйственных наук.
Правда, по его словам, правительство приняло кардинальные меры по датированию отрасли для государственных нужд. Они, в том числе, закреплены в бизнес-плане.
Благодаря плану, считает Виктор Богдан, льняную отрасль в Беларуси удалось сохранить.
«Отрасль укрепляется, модернизируется и улучшается ее эффективность, а потенциал модернизированного льнозавода в пять раз больше чем старого», — подчеркивает ученый секретарь Института льна.
А вот Александр Лукашенко остался недоволен модернизацией отрасли по итогам своего визита в Витебскую область.
«Сроки комплексной модернизации Оршанского льнокомбината сорваны. Объекты, переоснащение которых планировалось на первом этапе, перенесли на второй. Но и второй этап модернизации уже значительно отстает от графика», — отметил он.
В итоге он констатировал убыточность льняной отрасли. Она, по его мнению, проигрывает в конкурентоспособности на каждом этапе переработки льна.
«Объемные и качественные показатели реализуемой льнопродукции не соответствуют возможностям наших предприятий и требованиям времени», — сказал глава Беларуси.
Чем мы хуже H&M и Zara
Лукашенко потребовал возродить былую славу белорусского льна и призвал популяризировать товары из этой культуры.
«Эта культура для Беларуси политическая. Она на гербе нашей страны. Но дело тут даже не в политике: это прекрасный товар, прекрасный продукт!» — отметил глава государства.
Георгий Гриц согласен, что лен является белорусским брендом. Тем не менее, экономист предлагает смотреть в будущее и делать изо льна одежду в сегменте фаст фэшн, как это делают компании H&M и Zara, а не подражать китайцам, которые производят ширпотреб.
«И тут уже на первый план выходят дизайнеры моды и модельные агентства, а их уже нужно обеспечить элитным, эксклюзивным сырьем. Сегодня на рынке доминируют потребители, а не производители, поэтому надо учитывать мировые тренды», — полагает Георгий Гриц.
Александр ЯРОШЕВИЧ