ЖКХ в Беларуси: чемпион по запутанным схемам
Жилищно-коммунальные тарифы растут ежеквартально, но отрасль ЖКХ по-прежнему демонстрирует впечатляющую экономическую неэффективность и непрозрачность. В следующем году тарифы, как предполагается, вырастут еще более значительно. В преддверии этих перемен правительство затевает очередную реформу жилищно-коммунального сектора.
Пресловутое «решение проблем ЖКХ» – это такая же вечная для правительства тема, как импортозамещение или строительство доступного жилья. К вопросу «реформы ЖКХ» правительство стабильно возвращается каждый год, потом откладывает на осень, но и осенью ничего не происходит.
Нынешний год пока не разрушает этот традиционный цикл. Еще 21 января на встрече с руководителями ряда белорусских СМИ Александр Лукашенко признался: «ЖКХ для меня в плане тарифов – это загадочная страна». В самом деле, ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Беларуси очень противоречивая. С одной стороны, белорусы действительно мало платят за коммунальные услуги. «А факты таковы, что сегодня семья из трех человек, где двое работают, за 2-комнатную квартиру платит 3% доходов семьи, в России – 12%. Семья из трех человек, где работают два бюджетника, платит за такую квартиру 4% доходов семьи, два пенсионера – чуть более 5%», – сказал Лукашенко. По его словам, после повышения стоимости услуг ЖКХ тарифами покрывается 23% себестоимости оказания этих услуг, остальные затраты финансируются за счет бюджета.
С другой стороны, сегодня в стране никто не знает реальные расценки в ЖКХ. Причина – громоздкие схемы перекрестного субсидирования, бюджетные дотации, различные тарифы в разных регионах, а также наличие у организаций ЖКХ непрофильных активов, которые они содержат за свой счет. К тому же в системе ЖКХ доминируют государственные монополисты, над которыми нет полноценного контроля.
А цены тем временем растут. Уже 1 сентября на 9,8% будут проиндексированы субсидируемые государством тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Напомним, что по решению правительства, субсидируемые государством тарифы на жилищно-коммунальные услуги в Беларуси индексируются ежеквартально: 1 марта, 1 июня, 1 сентября и 1 декабря.
Дальше – больше. Уже известно, что в 2015 году расходы по «жировкам» возрастут в несколько раз. Причина в том, что правительство планирует увеличить долю возмещения населением тарифов на услуги ЖКХ – об этом не раз говорил министр экономики Беларуси Николай Снопков. Более того, к концу 2015 года предполагается и вовсе выйти на стопроцентную окупаемость населением, в частности, затрат на услуги по электро-, газо- и водоснабжению.
Видимо, чтобы в очередной раз попробовать разобраться во всех этих хитросплетениях, президент тогда же – 21 января – поручил создать специальную комиссию во главе с председателем Комитета госконтроля Александром Якобсоном. Ее задача – проанализировать работу организаций жилищно-коммунального хозяйства. Особое внимание при этом планировалось уделить формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
«Для того чтобы раз и навсегда, как в строительстве, кому-то дать по рукам, по голове, а кому-то и голову отвернуть в обратную сторону, была поставлена задача: председатель КГК возглавит комиссию, как по строительству, и встряхнет все ЖКХ», – сказал Александр Лукашенко.
И вот теперь эта комиссия отчитывается о проделанной работе. Сперва – на встрече премьер-министра Михаила Мясниковича с руководителем группы Александром Якобсоном и ее членами, а потом – и на специальной пресс-конференции. Как выяснилось, за время работы комиссия раскрыла в системе ЖКХ около сотни преступных схем, половина из которых оказалась связана с коррупцией. Но не это было главным. В целом проверяющие выявили ряд системных недостатков и отрицательных тенденций, которые тормозят развитие отрасли.
Как рассказал журналистам министр ЖКХ Андрей Шорец, на основе рекомендаций комиссии разработана схема, как он считает, серьезных реформ в ЖКХ. Регулировать эту сферу будут сразу 25 нормативно-правовых актов: часть из них уже приняты, остальные пока находятся в разработке. Суть новых документов: оптимизация численности работников, прозрачность формирования тарифов, повышение платежной дисциплины, контроль целевого использования средств и снижение себестоимости услуг. В результате проведенных реформ к 2020 году государство рассчитывает сэкономить на коммунальной сфере более 2,3 триллиона рублей.
Главный вопрос, как водится, финансовый. К 2017 году в Беларуси предполагается полностью отказаться от перекрестного субсидирования в системе ЖКХ – то есть системы, в рамках которой часть затрат на оказание услуг перекладывается на различные предприятия. Конечно, одномоментно это не произойдет – например, за 2015 год «жилищно-коммунальная» нагрузка на реальный сектор экономики будет снижена на 4% – с 11% до 7%.
Одновременно министерство обещает повысить уровень финансовой и платежной дисциплины. Под усиленный контроль поместят целевые средства, выделяемые на капитальный ремонт, замену тепловых сетей, котельных и лифтов. При этом на особом счету окажутся отчисления на капремонт. На пресс-конференции министр несколько раз повторил, что все сборы, как с частного, так и государственного жилфонда предлагается «сливать в общий котел» (цитата) – на счета местных органов власти.
«Сейчас бывает такое, что ЖСК или товарищества собственников накопленные на своих счетах деньги для капремонта или теряют за счет инфляции, или направляют на другие цели. А потом они идут в исполкомы с просьбой провести плановые работы. Такого быть не должно, – сказал журналистам глава Минжилкомхоза. – Все средства должны накапливаться в едином госфонде. Деньги туда приходят и сразу же тратятся: так они защищены и от инфляции, и от девальвации».
Недостаток нынешней системы в том, что сегодня вопросы капитального ремонта находятся в ведении сразу и районных УКСов, и коммунальных предприятий. Эти две структуры дублируют друг друга. А итог их работы такой, что на сегодня план по капремонту отстает от графика на 11 миллионов квадратных метров жилья. Министерство же предлагает все функции в сфере капремонта передать одной профессиональной организации: это позволит снизить затраты и повысить качество выполняемых работ. Понятно, что в белорусских реалиях такая структура может быть только государственной.
А вот ЖЭСы могут быть и частными. Министерство ЖКХ по-прежнему приглашает представителей частного бизнеса составить конкуренцию государственным ЖЭСам. Глава коммунального ведомства обещает бизнесменам дотации и всемерную поддержку.
«Мой кабинет всегда открыт для желающих. Но, к сожалению, частный бизнес пока не рассматривает сферу ЖКХ, как выгодный способ вложения средств», – сказал на пресс-конференции Андрей Шорец.
Комментарий эксперта
Ярослав Романчук, экономист, руководитель «Центра Мизеса»:
- В Беларуси заявление о реформе отнюдь не значит, что будет сама реформа. Между тем, что написано на бумаге и даже обрело силу закона и реальностью – большая пропасть. Белорусские власти даже на бумаге не осмелились взять курс на демонополизацию сектора ЖКУ, на открытие этого сегмента экономики для рыночных отношений и конкуренции со стороны частного бизнеса. Значит, вся реформа предсказуемо сведется к «усовершенствованию, повышению эффективности, отработке новых схем управления и координации» и прочей словесной патоке. Если сам Лукашенко не может добиться от начальников ЖКХ четкой картины по издержкам производства, то хоть сотню указов принимай, без ликвидации практики перекрестного субсидирования, финансирования производителей из разных источников и в разной форме, без отказа от действующей формулы административного формирования цены прозрачности в ЖКХ больше не станет. Этот сектор остается вне рамок рыночных отношений. Это законсервированный совок, который выгоден только тем, кто знает, как черпать из него лично для себя выгоды. По силе лоббизма ЖКУ-шные бароны могут потягаться с аграрными баронами. Даже если вам повезло с ЖЭСом, который работает честно и прозрачно, то очистить всю вертикаль управления и распределения ресурсов никто не собирается.