Пинская трикотажная фабрика погрязла в миллиардных убытках

Источник материала:  
05.08.2014 10:08 — Новости Экономики
Есть на некоторых предприятиях руководители, считающие, что в кризис лучше ничего не делать: авось все само рассосется. Проблемы, разумеется, только нарастают как снежный ком. Наглядный пример такого отношения к делу - пинское ОАО "Полесье", пишет Советская Белоруссия.

С каждым годом бывший гигант наращивал миллиардные убытки, склады переполнялись, часть оборудования простаивала, а руководство при этом ездило по загранкомандировкам, в том числе и в очень дальнее зарубежье. Материалы проверки, которую проводил на "Полесье" Комитет госконтроля, можно смело переплетать в отдельную брошюру. Получится хорошее учебное пособие на тему, как завалить работу предприятия. Начиная от неэффективного использования государственных средств, заканчивая провалом прогнозных показателей.

Заместитель председателя Пинского межрайонного КГК Виктор Гордич приводит цифры:

- За прошлый год чистый убыток возрос к уровню 2012 года в 19 раз и превысил 55 миллиардов рублей. В этом году суммы растут. Убытки за январь - апрель 2014 года - свыше 21 миллиарда, и это в два раза больше, чем за аналогичный период 2013 года. Значительно ухудшились показатели ликвидности и платежеспособности. В прошлом году "Беллегпром" довел предприятию 11 прогнозных показателей: 9 не выполнено.

Чтобы пополнить оборотку, здесь, как и во многих других подобных случаях, руководство брало кредиты, которые, увы, панацеей не стали. В прошлом году фирма произвела продукции на 355 с лишним миллиардов рублей, а затратила на производство 360 миллиардов, причем более 15 миллиардов ушло на погашение кредита. Предприятие быстро сдавало позиции.

Государство при этом неоднократно протягивало "Полесью" руку помощи, что выражалось в конкретных суммах. В 2012 году - более пяти миллиардов, в 2013-м - полтора.

Предполагалось, что фирма пустит деньги в оборот и существенно повысит рентабельность и проведет модернизацию. Увы, чуда не произошло. Предприятие снова ушло в минус. Да и многие мероприятия по перевооружению фабрики так и остались на бумаге бизнес-плана.

Виктор Гордич продолжает:

- Они должны были построить собственную котельную, ввести новое оборудование, нарастить объемы производства и увеличить выпуск конкурентоспособной продукции. Все это было сделано не полностью и с затягиванием сроков. Котельная заработала лишь в ноябре 2013 года и то в режиме пусконаладки, а введена в эксплуатацию лишь весной текущего года, хотя ее должны были запустить еще в 2012 году. Кроме того, по бизнес-плану, утвержденному в 2011 году, планировалось уменьшить нормы расхода сырья, увеличить производительность труда. В этом году во время проверки оказалось, что из семи мероприятий бизнес-плана не выполнено ни одно.

Часть закупленного фабрикой дорогого оборудования и материалов и вовсе оказалась ненужной. Еще в мае 2011 года предприятие купило у нидерландской фирмы Damko B.V. оборудование за 40,4 тысячи евро по льготному кредиту, выделенному под гарантию Правительства. Однако нидерландская аппаратура простаивает. В это же время, с 2011 по 2012 год, "Полесье" закупило более 4 тонн химикатов и красителей на 520 миллионов рублей. Они также легли на полку. По некоторым уже истек гарантийный срок.

И это далеко не полный список проблем. Все это, конечно, отражается на кошельке работников, средняя зарплата у которых сегодня меньше, чем в целом по региону. Что не стало для руководства поводом ограничить себя в загранкомандировках. В прошлом году на 126 выездов было потрачено почти 840 миллионов рублей. Ездили в Нидерланды, Бангладеш, Турцию, Францию... Вот только результаты, как говорит Виктор Гордич, существенного влияния на развитие фирмы не оказали.

К примеру, бывший гендиректор, заместитель главного инженера и переводчик были в Кельне на выставке подержанной техники и оборудования. В отчете описали виды оборудования и сделали вывод, что цены и условия поставки на оборудование договорные. Заместитель генерального директора ездил в Нью-Йорк и Вашингтон. Участвовал в международной текстильной выставке и семинаре. По возвращении отчитался: для продвижения продукции предприятия на американский рынок в первую очередь нужно искать партнера, который будет представлять интересы предприятия на рынке. Открыл Америку!

Большинство вопросов можно адресовать прежнему руководству. Новый гендиректор, Александр Хвесюкович, назначенный в этом году, пытается вывести предприятие из пике. Начать решил с непопулярной меры - сокращения сотрудников. Здесь стоит сказать, что штат на "Полесье" действительно большой: почти три тысячи человек. При этом аппарат управления, ИТР и служащие непроизводственной сферы - почти 600. В плане на 2015 год численность предприятия должна составить 2.122 человека. Кроме того, новый директор планирует перевести аппарат управления на производственную площадку, избавившись от здания, на обслуживание которого уходит более миллиарда в месяц. Но главным остается вопрос продукции.

Гендиректор комментирует:

- Мы ориентировались на дешевые трикотажные изделия. На этом и провалились. Нас победила продукция из Азии, которая сегодня ввозится массово, часто нелегальными партиями через открытую границу. Не берут нашу продукцию и на российском рынке, потому что дорого. А если продавать дешевле - уходим в минус. Очевидно: выпускать заведомо простые и дешевые вещи невыгодно. Сейчас работаем над модернизацией, перестраиваем подход к организации художественной мастерской, планируем ввод новых изделий. Нужно работать коллекциями: определить базовую концепцию на сезон и под нее потом подстраиваться, изучая покупательский спрос.

В структуру объема производства на вторую половину этого и следующий год уже занесено увеличение изделий из пряжи. Руководство планирует выйти на рентабельность. Но вопросы остаются. Очень непросто сократить за короткий срок тысячу человек. Для райцентра это существенная цифра. И сможет ли производство легко и быстро перейти на дорогие изделия, ведь нужно еще найти покупателя, завоевать свой сегмент рынка... И еще. В Беларуси успешно работает множество частных трикотажных фирм. Им не мешают ни азиатские конкуренты, ни внутренние проблемы. Почему "Полесью" за ними трудно угнаться?

Александр Хвесюкович отвечает откровенно:

- Если мы не можем с ними конкурировать, значит, это наша проблема. Не умеем правильно организовать процесс, уловить тенденции рынка и вовремя выпустить те изделия, которые сегодня востребованы. Над этим будем работать.
←Спрос на валютные облигации Минфина в июле был почти нулевым

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика