Пойдут ли власти на реформы до выборов?
Весной этого года белорусское руководство продекларировало готовность проводить в стране новую экономическую политику. Реформаторские устремления властей предстояло подкрепить конкретными мерами, которые к настоящему времени сформулированы. По информации Naviny.by, профильные ведомства подготовили предложения, реализация которых может коренным образом изменить облик действующей экономической модели.
Реформирование госсектора: предложения властей
Весной этого года Александр Лукашенко заявил о необходимости нового экономического курса, предусматривающего переход к иной системе управления госпредприятиями.
«Будем переходить от патернализма, от полной опеки государственных предприятий к предоставлению господдержки на равных для всех условиях», — отмечал в апреле этого года белорусский лидер, поручив правительству «незамедлительно заняться» названной проблемой.
На этой неделе тема господдержки поднималась премьер-министром Михаилом Мясниковичем, который заострял внимание на том, что просто так деньги из казны реальному сектору выделяться не будут.
«Проекты, особенно с господдержкой, будут финансироваться только после тщательной экспертизы», — подчеркивал Мясникович, принимая 30 июля с отчетами губернаторов, руководителей министерств и концернов.
Изменение системы господдержки является одной из чувствительных мер, шаги в этом направлении могут привести к серьезным реформам в экономике, и вот почему.
По оценкам Международного валютного фонда, на долю директивных кредитов (которые зачастую являются формой оказания господдержки) приходится порядка 45% кредитного портфеля белорусских банков.
Благодаря льготным финансовым ресурсам, выделяемым реальному сектору, поддерживаются на плаву неэффективные и низкоэффективные предприятия.
К слову, по данным на 1 июня 2014 года, более половины белорусских предприятий, учитываемых официальной статистикой, относились к числу убыточным или низкорентабельных.
Учитывая ограниченность финансовых ресурсов, белорусские власти склоняются сегодня к мысли, что механизмы господдержки необходимо пересматривать.
По информации Naviny.by, к настоящему времени экономические ведомства подготовили ряд предложений по реформированию существующей системы как управления госсектором, так и оказания последнему господдержки.
В чем смысл предлагаемых изменений?
Первое заключается в разделении функций государства как регулятора и как собственника. Экономические ведомства пришли к выводу, что смешение этих функций создает стимулы отраслевым министерствам для поддержки госпредприятий, даже если последние не дают результата. Как следствие, финансовые ресурсы распределяются директивным образом, что снижает эффективность их использования.
Чтобы у министерств и ведомств не было соблазна лоббировать интересы подведомственных предприятий, предлагается создать единую организацию по управлению госпредприятиями и передать ей коммерческие госактивы.
Вторая мера, пойти на которую сегодня предлагают экономические власти, предполагает изменение механизмов оказания государственной поддержки предприятиям.
Речь идет о том, чтобы уйти от индивидуальных форм господдержки и перейти к господдержке (на конкурсной основе) приоритетных видов экономической деятельности. Предполагается, что отказ от индивидуальных форм господдержки позволит уйти от финансирования низкоэффективных предприятий и направить государственные средства в наиболее эффективные сектора экономики.
Непопулярные меры в год выборов: быть или забыть
Эксперты в целом положительно воспринимают предложения экономических ведомств по реформированию системы господдержки предприятий.
«Существующая промышленная политика допускает индивидуальную поддержку практически любого предприятий. По факту мы видим, что объемы господдержки огромные, а механизм ее оказания непрозрачен и непонятен», — констатирует директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
Наблюдатели отмечают, что существующая система господдержки ведет к неэффективному распределению ресурсов в экономике.
«Низкоэффективные предприятия имеют привилегированный доступ к средствам, выделяемым государством. Как следствие, и финансовые, и трудовые ресурсы в экономике направляются не в самые эффективные сектора экономики», — говорит экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
Отказ от поддержки низкоэффективных предприятий, по сути, означает реструктуризацию госсектора. Оставшись без господдержки (директивных кредитов по низким ставкам, налоговых льгот и прочих преференций), часть госпредприятий окажется на грани существования. Выживут в новых условиях лишь наиболее эффективные.
Готовы ли пойти на такие меры в предвыборный период белорусские власти?
По мнению экспертов, учитывая события в соседней Украине, оправдать непопулярные шаги по реформированию экономики можно.
«Сейчас любые непопулярные меры можно списать на негативную ситуацию в мире, и это будет нормально воспринято большей частью белорусского электората», — полагает Александр Чубрик.
К тому же, считают экономисты, негативные социальные последствия, связанные с банкротством сектора неэффективных государственных предприятий, преувеличены.
«Говорить о массовой безработице в результате реформ нет оснований. Частные предприятия во всех опросах говорят, что они испытывают недостаток трудовых ресурсов. Поэтому в случае реструктуризации госсектора люди, которые останутся без работы, смогут трудоустроиться на частных предприятиях», — считает Дмитрий Крук.
Вместе с тем, наблюдатели отмечают, что фобии, связанные с негативными последствиями проведения реформ, у политического руководства сохраняются. Подтверждает это тот факт, что правительство собрало уже достаточно богатую коллекцию рекомендаций по реформированию экономики, однако до их воплощения в жизнь дело пока так и не дошло.
«Наша экономика построена по принципу прямого контроля — ведомства имеют возможность напрямую влиять на деятельность подведомственных предприятий. Если в результате реформ произойдет переток трудовых и финансовых ресурсов в частный сектор, возможности прямого контроля за экономикой снизятся», — предполагает Дмитрий Крук.
Учитывая вышесказанное, можно допустить, что судьба реформ в Беларуси будет зависеть от двух обстоятельств.
Во-первых, от способности правительства убедить политическое руководство в экономической необходимости непопулярных реформ. Во-вторых, от возможности государства привлекать финансовую поддержку у России. Пока такая поддержка присутствует, реформы можно будет откладывать сколь угодно долго.
Дмитрий ЗАЯЦ