Какой будет Беларусь в 2030 году? Официальная версия
В настоящее время в Беларуси полным ходом идет работа по подготовке двух стратегий развития страны до 2030 года. Проекты прогнозных документов на долгосрочную перспективу должны быть готовы осенью. Между тем, формальная возможность «взглянуть» в далекое будущее появилась уже сейчас.
Интернет-газете Naviny.by удалось ознакомиться с концепцией Национальной стратегии устойчивого развития до 2030 года, которую подготовил институт Минэкономики.
Главная проблема белорусской экономики
Прогнозные документы, разработкой которых заняты сегодня госорганы и подведомственные им институты, готовятся неслучайно. На будущий год запланированы президентские выборы, а накануне традиционно проходит Всебелорусское народное собрание, где, собственно, и озвучивается экономическая программа властей.
Поэтому подготовка прогнозных документов на долгосрочную перспективу очень даже вписывается в предстоящую избирательную кампанию.
Национальную стратегию устойчивого развития Беларуси до 2030 года правительство поручало разработать еще в декабре 2013 года. К настоящему времени Научно-исследовательский институт Министерства экономики подготовил концепцию Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси до 2030 года. Документ уже рассылался на экспертизу во многие организации, и у Naviny.by также появилась возможность с ним ознакомиться.
Авторы концепции в первой части документа указывают на ряд достижений, которые Беларуси удалось добиться за последнее десятилетие. В частности, экономисты государственного института обращают внимание, что белорусский ВВП в 2013-м по сравнению с 2005-м вырос в полтора раза, объем промышленного производства в анализируемом периоде увеличился в 1,6 раза.
Однако из дальнейшего контекста вытекает, что, несмотря на рост количественных показателей, качество экономического развития Беларуси оставляет желать лучшего.
«Главная проблема — низкая эффективность экономики. Устойчиво снижается отдача от инвестиций. Беларусь по производительности труда отстает от уровня ЕС-28 в 4 раза. Высокая импортоемкость экономики порождает дефицит внешней торговли товаров и услуг», — говорится в концепции Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси до 2030 года.
Основной риск такого положения дел специалисты института Минэкономики видят в сохранении «недостаточно эффективной и высокозатратной структуры экономики».
Чтобы изменить нынешнюю ситуацию, предлагается до 2030 года сформировать «структуру экономики инновационного типа» за счет создания высокотехнологических производств.
«В качестве основного целевого индикатора достижения поставленных задач выступает доля высокотехнологичных наукоемких производств в ВВП страны — не менее 20%», — говорится в концепции.
К слову, в настоящее время, по оценкам специалистов НИЭИ Минэкономики, который готовил концепцию развития страны до 2030 года, доля инновационной продукции в Беларуси крайне мала.
«Показатель объема инновационной продукции, новой для мирового рынка, как и раньше, остается на низком уровне (0,7% общего объема отгруженной инновационной продукции в 2012 г., 1,1% — в 2011 г.). Республика Беларусь, по сути, сегодня не создает ничего нового», — говорится в статье сотрудников Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики, опубликованной в майском номере ведомственного «Экономического бюллетеня».
Ключевая тема до 2030 года
Закономерный вопрос в связи с вышесказанным: каким образом структуру экономики, которая «не создает ничего нового», менять?
Ответ, который дают разработчики концепции — за счет создания высокотехнологичных производств. В результате создания оных производительность труда в стране вырастет в 2020 году в 2 раза, к 2030 году (в 4 раза) достигнет уровня стран Евросоюза, прогнозируют разработчики концепции Национальной стратегии устойчивого развития.
Между тем, в экспертных кругах такие целевые ориентиры разделяют далеко не все. По мнению наблюдателей, попытки догнать мир по всем направлениям промышленной политики бессмысленны и успехом не увенчаются.
«В 2012 году во всем мире лишь на фундаментальные научно-исследовательские работы было потрачено 1,3 трлн. долларов, из них около 60% в США. В то же время у нас ВВП в районе 70 млрд. долларов, и при этом мы несем значительные социальные затраты, имеем устаревшие основные фонды, и поэтому не можем быть конкурентоспособными в целом по промышленной политике с остальным миром», — убежден заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.
В этой связи, считает эксперт, нужно ставить задачу не догонять по всем направлениям, а определить основные векторы развития белорусской экономики, на которые и необходимо делать ставку.
По информации Naviny.by, международные организации, которые ознакомились с концепцией Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси до 2030 года, разделяют мнение, что белорусским производителям следует ориентироваться на более узкие сегменты рынка. Однако первоначально, считают международные организации, белорусским властям следует провести реструктуризацию сектора государственных предприятий.
Такого мнения, в частности, придерживается Всемирный банк, представители которого неоднократно ранее заявляли о том, что доминирование госсектора в белорусской экономике сдерживает ее развитие.
По мнению экономистов банка, снижение объемов господдержки позволило бы выявить неэффективные предприятия и способствовало бы переориентации финансовых и трудовых ресурсов в более эффективные сектора экономики.
Наряду с ликвидацией сектора неэффективных предприятий белорусскому правительству давно рекомендуют пойти по пути постепенной приватизации.
«Ключевая тема до 2030 года — реструктуризация большого сектора государственных предприятий. Эта задача непростая, болезненная, но поскольку в госсекторе коренится основной источник неэффективности, то необходимо разобраться с этой проблемой», — убежден директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
Чтобы смягчить последствия реформ в реальном секторе, необходимо предусмотреть меры социальной защиты населения, считают эксперты.
«Необходимо разработать программу занятости населения, она должна быть адресной и направлена на трудоустройство работников, которые могут потерять рабочие места в связи с банкротством низкоэффективных предприятий», — говорит Георгий Гриц.
Поэтому, считают эксперты, решение проблемы «низкой эффективности экономики», обозначенной в концепции Национальной стратегии устойчивого развития, потребует серьезных структурных реформ.
Повышение эффективности белорусской экономики немыслимо и без значительного притока инвестиций в страну.
«Значительный рост производительности труда предполагает большое увеличение инвестиций. Вместе с тем, пока непонятно, за счет каких источников такой рост будет обеспечен», — говорит Александр Чубрик.
В рейтинге Doing Business Беларусь занимает только 98-е место по защите инвесторов и 133-е по налогообложению. Снижение фискального бремени, укрепление прав собственности и защита инвесторов — шаги, которые помогут повысить инвестиционную привлекательность Беларуси, однако для этого также необходимо проводить структурные реформы.
Вместе с тем, пока белорусские экономисты невысоко оценивают готовность властей к структурным изменениям в экономике.
«Даже если Россия не поддержит Беларусь финансово, не факт, что после президентских выборов в стране начнутся структурные реформы», — говорит Александр Чубрик, выражая сомнения в готовности официального Минска приступать к структурным изменениям в экономике.
Таким образом, перспективы Беларуси в ближайшие полтора десятка лет напрямую будут зависеть от конкретных шагов по реформированию экономики. Без них любая стратегия развитию страны на долгосрочную перспективу будет похожа на декларацию, место для которой найдется только в архивах.
Дмитрий ЗАЯЦ