Троянская защита

Источник материала:  
БЕЛАРУСЬ в рамках Единого экономического пространства и Таможенного открывает свой рынок сельхозтехники для импорта. При этом из-за определенного технологического отставания мы рискуем потерять долю в странах-стратегических партнерах — России и Казахстане. Евразийская экономическая комиссия с января нынешнего года до 21 августа 2016-го вместо импортных пошлин на экспорт комбайнов ввела квоты. Ее размер в 2014-м, 2015-м и 2016 годах для Беларуси составит — 50, 52 и 34 штуки, для России — 424, 437 и 288 соответственно, для Казахстана — 300, 309 и 204 единицы. Специальная защитная мера будет действовать до 21 августа 2016 года включительно. Как скажется это решение на единственном белорусском производителе зерноуборочной техники?

Евразийская экономическая комиссия утверждает, что квоты вводятся из-за резкого роста импорта и причиняемого ущерба странам «тройки». Доля производителей комбайнов на рынке ТС сократилась почти на 20 процентов, а прибыль — в 3,6 раза. Квотирование импорта — это компромиссный вариант, на котором настаивал Казахстан. Это не совсем выгодно для Беларуси, так как мы вынуждены открыть свой рынок для импорта комбайнов, имея собственное производство, и возлагать особые надежды на экспорт этого вида продукции. Объем квоты на 2014 год — 50 единиц. Это в 2,5 раза больше, чем было поставлено импортной техники в Беларусь за последние два года. В 2012 году — 19 комбайнов, в прошлом из западноевропейских стран ввезено 27 единиц: 21 — из Германии, 5 — из Австрии, 1 — из Бельгии. Российские производители на белорусский рынок поставили два комбайна, совершив «исторический прорыв».

Согласившись с квотами для Казахстана и России, «Гомсельмаш» частично теряет эти рынки. В первую очередь, казахстанский. Из-за того, что казахстанские потребители делают ставку на американскую технику, в первом полугодии 2013 года был полностью заблокирован белорусский экспорт комбайнов в эту страну. По данным Национального статистического комитета, в первом квартале текущего года поставок белорусской зерноуборочной техники в Казахстан тоже не было. «Гомсельмаш» продавал свою продукцию в России, Украине, Монголии, Польше и Ираке. Поставки в Россию упали с 74 штук в первом квартале 2013 года до 35 в первом квартале нынешнего.

Можно предположить, что в 2014—2016 годах большая часть экспорта белорусских комбайнов на казахский рынок будет замещена поставками из Западной Европы и США. В Союзе фермеров Казахстана считают, что комбайны, производимые в странах Таможенного союза, менее производительны и часто ломаются, что приводит к простоям и дополнительным затратам на ремонт.

Между тем, по информации Евразийской экономической комиссии, «предприятия стран ЕЭП, в число которых входят ООО «Клаас», ПО «Гомсельмаш», ОАО «Лидапроммаш», «Комбайновый завод «Ростсельмаш», ОАО «Красноярский завод комбайнов», выпускают сельхозтехнику, не уступающую по своим характеристикам аналогичным образцам производства предприятий КНР и других стран».

Правда, в России производство зерноуборочных комбайнов падает: с 5,5 тысячи в 2012 году до 5 тысяч в минувшем. Почти на 15 процентов снизилась и отгрузка этих сельхозмашин. По мнению гендиректора «Росагролизинга» Валерия Назарова, парк сельхозтехники в России требует обновления: около 70 процентов  ее изношено, более 30 — устарело. Из-за дефицита качественной техники, по данным Минсельхоза, теряется от четверти до половины урожая, не выдерживаются сроки уборочных работ. Но у сельхозпредприятий, фермерских и личных подсобных хозяйств нет денег, чтобы  закупать новую сельхозтехнику.

Основная проблема — качество и надежность. По словам профессора МГАУ Сергея Ломакина, российская зерноуборочная техника уступает западной по следующим критериям: классу производительности (пять против восьми), максимальной мощности двигателя (500 против 820 лошадиных сил), емкости бункера (10,5 против 12 кубометров), ширине жатки (9 против 18 метров).

Чтобы помочь российскому производителю, в прошлом году запустили федеральную программу субсидирования предприятий сельхозмашиностроения, рассчитанную до 2020 года. Правительство взяло на себя обязательство компенсировать производителям сельхозтехники 15 процентов ее стоимости при продажах на внутреннем рынке. В список попали 18 сельхозпредприятий и 260 различных моделей оборудования.

В Казахстане тоже объявлено о поддержке отечественных производителей зерноуборочной техники. В марте заместитель председателя правления ОАО «КазАгроФинанс» Артем Вьюгов заявил: «Мы взяли курс на приобретение исключительно техники отечественной. Это согласуется с программой президента об увеличении доли закупок казахстанского содержания. Ставка лизинговых кредитов минимальная: от 4 до 12 процентов годовых. Срок финансирования 5 — 7 лет». У двух местных заводов фермеры могут купить тракторы, комбайны и сельхозмашины за льготные кредиты. Объем вложений составит почти 18 миллиардов долларов.

При этом в Союзе фермеров Казахстана отмечают, что уровень господдержки в странах ТС неодинаков: в Беларуси объемы субсидирования аграрного сектора на уровне 18, в России — около 10, в Казахстане колеблются в пределах 2—4 процентов от стоимости валовой продукции сельского хозяйства. «Почему мы, простые крестьяне, работающие на казахстанской земле, должны помогать российской и белорусской машиностроительным отраслям?» — недоумевают тамошние фермеры.

Однако ситуация не так просто решается. В Казахстане работают по сути два собственных предприятия по сборке комбайнов из поставляемых машинокомплектов. В частности, на Костанайском дизельном заводе (КДЗ) освоены совместные сборочные производства с Красноярским заводом зерноуборочных комбайнов «Енисей» и «Гомсельмашем». Но сейчас завод, обеспечивающий 45 процентов внутреннего рынка, под угрозой закрытия. Его продукция при реализации внутри страны не может быть признана казахстанской и должна продаваться только с НДС. По новым правилам, введенным министерством индустрии и торговли, стоимость используемых материалов не должна превышать 50 процентов цены конечной продукции. А по информации президента АО «Агромашхолдинг» Дина Кима, более 70 процентов комплектующих КДЗ приобретает у Красноярского завода комбайнов и «Гомсельмаша». И поскольку производство комбайнов составляет около 94 процентов конечной продукции КДЗ, новые правила, по существу, исключают возможность дальнейшего выпуска этой техники.

 «Ростсельмаш» — самый крупный партнер Казахстана. За последние 10 лет компания поставила в республику более 6 тысяч зерноуборочных, кормоуборочных комбайнов и самоходных косилок. В стране открыто представительство компании, хорошо развиты дилерская и сервисная сети. В июне прошлого года «Ростсельмаш» и государственный лизинговый оператор ОАО «КазАгроФинанс» заключили стратегическое соглашение о совместном сборочном производстве комбайнов VECTOR 410KZ .

В этих условиях белорусскому «Гомсельмашу» придется нелегко. Информация к размышлению: в прошлом  году объем взаимной торговли государств-членов Таможенного союза снизился на 5,5 процента по сравнению с предыдущим годом, а объем всей внешней торговли упал на 0,4 процента, сообщают в пресс-службе Евразийской экономической комиссии.

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «СГ»

←"Вы хотите постфактум узаконить тот беспредел, который допустили". Жители дома №77А по ул. Захарова возмущены перспективой строительства магазина

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика