От экономического союза Украины и ЕС Беларусь в накладе не останется
27 июня Украина подписала экономическую часть соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Политическая часть была подписана еще 21 марта. Как вышедшие на новый уровень отношения Киева и Брюсселя отразятся на торгово-экономических отношениях Беларуси и Украины?
Второй по значимости партнер
Украина является одним из основных торговых партнеров Беларуси. В минувшем году совместный товарооборот сложился на уровне 6,25 млрд. долларов. По его величине Украина заняла второе место в списке почти из 180 стран, с которыми торговала в минувшем году Беларусь, уступив только России. Почти 70% белорусского экспорта в Украину в 2013 году пришлось на нефтепродукты.
Правда, в первом квартале нынешнего года из-за пертурбаций в политической жизни Украины совместный товарооборот снизился на 13,7% (на 200 млн. долларов). При этом экспорт белорусских товаров в Украину упал на 49,3 млн. долларов, а импорт украинских товаров в Беларусь сократился на 149,9 млн. долларов, или почти на 30%.
Ничего не поменяется
С подписанием экономической части соглашения с ЕС украинская экономика обрела новые возможности на рынке стран Евросоюза, а вот белорусско-украинские экономические отношения в этом плане кардинально не изменятся.
«70% нашего экспорта в Украину приходится на светлые нефтепродукты. Мы их как поставляли, так и будем поставлять. В прошлом году рассматривался проект российского инвестора по покупке Лисичанского нефтеперерабатывающего завода, но сейчас это, мягко говоря, не актуально, а европейские нефтепродукты дороже, чем белорусские», — говорит заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Георгий Гриц.
С его мнением согласен директор киевского Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский. По его словам, Украина и Беларусь являются сторонами соглашения о зоне свободной торговли СНГ, поэтому каких-либо принципиальных изменений не произойдет.
«Дальше все будет определяться обычной экономической конъюнктурой. Если какие-то товары украинцам будет выгодно продавать в Беларуси, чем в Европейском союзе, значит, таким образом они и будут поступать. Если какие-то товары мы захотим в больше мере продавать не в Беларусь, а в ЕС, это будет уже решение коммерческих субъектов», — считает эксперт.
По его словам, если на украинском рынке появятся европейские производители, тогда Беларуси придется с ними конкурировать.
«Но какого-то прямого запрета, пошлин на импорт товаров не будет. Тот режим торговли, который у нас есть, остается. Просто Украина, Беларусь и ЕС будут конкурировать на рынке, используя в качестве инструментов цену и качество товара», — отмечает Игорь Бураковский.
Риски и выгоды
В свою очередь, Георгий Гриц полагает, что после подписания экономической части соглашения с ЕС может сократиться экспорт белорусских продуктов питания и машиностроительной техники в Украину.
По словам эксперта, одним из форматов этого договора является переход Украины на европейские стандарты, которым не соответствуют наши товары. Наши южные соседи взяли на себя обязательство имплементировать порядка 350 актов ЕС.
«Мы поставляем в Европу с гулькин нос молочных и кондитерских изделий не потому, что они плохие по качеству или дорогие, а потому, что идет нетарифное ограничение через сертификацию. Фактически интеграция Украины в Европу приведет к тому, что мы купим туже проблему для экспорта нашей продукции в Украину, поскольку через три-четыре года они должны перейти на стандарты ЕС, а мы собираем технику и производим продукты питания по белорусской документации», — говорит экономист.
Игорь Бураковский видит также плюсы для белорусского бизнеса от перехода Украины на европейские нормы.
«Если мы полностью выполним свои обязательства, то это, несомненно, реформирует инвестиционный режим. Эти изменения будут выгодны белорусским предпринимателям, которые захотят создать бизнес на территории Украины», — считает директор киевского Института экономических исследований и политических консультаций.
Беларусь идет в фарватере России, но порой мы сами по себе
По мнению украинского эксперта, на торговые отношения между Минском и Киевом разве что может повлиять позиция России и, в частности, ее президента.
«Все будет зависеть от того, что придет в голову Владимиру Путину, как он будет пропихивать свои политические планы на двусторонней основе, через Таможенный и Евразийский экономический союз», — отмечает Игорь Бураковский.
Правда, опыт показывает, что Беларусь в этом плане может занять позицию, отличную от российской.
К примеру, 23 июня в Сочи состоялось заседание совета Евразийской экономической комиссии, на котором Россия предложила Беларуси и Казахстану ввести импортные пошлины в отношении украинских товаров. Беларусь не поддержала это решение, а Казахстан встал на нашу сторону.
«Практика показывает, что мы не всегда действуем в русле России и межгосударственных протоколов, которые сами же и подписываем. Наша политика — самодостаточная, поэтому в принципе можно ожидать личностных решений правительства или руководителя страны. Это будет элемент торга: ты — мне, я — тебе», — говорит Георгий Гриц.
Правда, по большому счету, говорит экономист, Беларусь должна идти в фарватере России как партнер по Евразийскому экономическому союзу.
«Если говорить, что мы строим полноценный политико-экономический союз с Россией и Казахстаном, то мы должны консолидированно и согласованно проводить все меры по отношению к третьим партнерам, а для России — это вопрос принципа», — отмечает заместитель председателя БНПА.
«Мы прекрасно понимаем, что в торговле всегда будут существовать конфликты. Главное, чтобы экономические конфликты решались экономическими инструментами, а не исходя из политических пожеланий», — добавляет Игорь Бураковский.
Александр ЯРОШЕВИЧ