Беларусь названа единственной потенциальной жертвой соглашений Евразийского союза с развитыми странами
26.06.2014 17:24
—
Новости Экономики
Возможные соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с развитыми странами имеют для Беларуси негативное влияние. Такое мнение высказал заведующий лабораторией международной торговли Института экономической политики им. Гайдара Александр Кнобель, анализируя для газеты "Ведомости" перспективы интеграции ЕАЭС с другими блоками.
"Если соглашения о свободной торговле с развивающими странами дают Беларуси положительный результат, то от ЗСТ с развитыми экономиками наблюдается в основном негативное влияние, возникающее из-за структуры экспорта Беларуси в Россию, на которую сильно повлияет либерализация торгового режима вследствие смещения спроса со стороны России с белорусских товаров на товары стран-партнеров", утверждает эксперт. По его мнению, наибольшие потери Беларусь может понести от ЗСТ Таможенного союза с Евросоюзом и со странами Транстихоокеанского партнерства, куда входят США, Япония, Сингапур и многие другие - до 400 млн долларов; наименьшие - от ЗСТ с Новой Зеландией, до 4 млн.
Александр Кнобель говорит, что "потери Беларуси значительно ниже выигрыша одной только России, не говоря уже о совокупном выигрыше экономик России и Казахстана, поэтому решение вопроса перераспределения выигрыша внутри ЕАЭС - необходимое условие развития интеграционных процессов с развитыми странами".
Эксперт предполагает, что "и теоретическая, и практическая возможность компенсации потерь Беларуси как единственной потенциальной жертвы соглашений ЕАЭС с развитыми странами, безусловно, существует". Например, можно временно изменить в ее пользу нормативы распределения доходов от ввозных пошлин. Напомним, что Беларусь компенсирует России пошлины на ту часть нефти, из которой производятся нефтепродукты, идущие затем на экспорт в третьи страны. Ежегодно Беларусь пополняет российский бюджет в размере 3,3-4 млрд долларов.
Александр Лукашенко давно настаивал на отмене данных пошлин. В договоре о создании ЕАЭС этот вопрос не фигурирует, однако в мае была достигнута двусторонняя договоренность о предоставлении в 2015 году Россией почти 50%-ной скидки на эту компенсацию (1,5 млрд долларов останутся в Беларуси), которая во многом обусловила согласие белорусской стороны на подписание соглашения о Евразийском союзе. В Беларуси полагают, что с 2016 года требование этой компенсации будет полностью отменено - тогда трансферт из российского бюджета в белорусскую экономику вырастет до 10 млрд долларов (примерно 15% ВВП Беларуси). "Если это обстоятельство принимать во внимание, то вопросы компенсации белорусской стороне отпадут сами собой. В противном случае реализовать потенциальный положительный экономический эффект от интеграции ЕАЭС с другими странами не получится", - заключает Кнобель.
"Если соглашения о свободной торговле с развивающими странами дают Беларуси положительный результат, то от ЗСТ с развитыми экономиками наблюдается в основном негативное влияние, возникающее из-за структуры экспорта Беларуси в Россию, на которую сильно повлияет либерализация торгового режима вследствие смещения спроса со стороны России с белорусских товаров на товары стран-партнеров", утверждает эксперт. По его мнению, наибольшие потери Беларусь может понести от ЗСТ Таможенного союза с Евросоюзом и со странами Транстихоокеанского партнерства, куда входят США, Япония, Сингапур и многие другие - до 400 млн долларов; наименьшие - от ЗСТ с Новой Зеландией, до 4 млн.
Александр Кнобель говорит, что "потери Беларуси значительно ниже выигрыша одной только России, не говоря уже о совокупном выигрыше экономик России и Казахстана, поэтому решение вопроса перераспределения выигрыша внутри ЕАЭС - необходимое условие развития интеграционных процессов с развитыми странами".
Эксперт предполагает, что "и теоретическая, и практическая возможность компенсации потерь Беларуси как единственной потенциальной жертвы соглашений ЕАЭС с развитыми странами, безусловно, существует". Например, можно временно изменить в ее пользу нормативы распределения доходов от ввозных пошлин. Напомним, что Беларусь компенсирует России пошлины на ту часть нефти, из которой производятся нефтепродукты, идущие затем на экспорт в третьи страны. Ежегодно Беларусь пополняет российский бюджет в размере 3,3-4 млрд долларов.
Александр Лукашенко давно настаивал на отмене данных пошлин. В договоре о создании ЕАЭС этот вопрос не фигурирует, однако в мае была достигнута двусторонняя договоренность о предоставлении в 2015 году Россией почти 50%-ной скидки на эту компенсацию (1,5 млрд долларов останутся в Беларуси), которая во многом обусловила согласие белорусской стороны на подписание соглашения о Евразийском союзе. В Беларуси полагают, что с 2016 года требование этой компенсации будет полностью отменено - тогда трансферт из российского бюджета в белорусскую экономику вырастет до 10 млрд долларов (примерно 15% ВВП Беларуси). "Если это обстоятельство принимать во внимание, то вопросы компенсации белорусской стороне отпадут сами собой. В противном случае реализовать потенциальный положительный экономический эффект от интеграции ЕАЭС с другими странами не получится", - заключает Кнобель.