РЕПОРТАЖ: Белорусские оптовые базы готовы гибко сотрудничать с ИП

Источник материала: БелТА  
18.06.2014 17:38 — Новости Экономики
Совсем скоро белорусские ИП, торгующие товарами легпрома, начнут работать по новым правилам, установленным государством. Часть предпринимателей недовольна новыми требованиями по сертификации ввозимой в страну продукции: стало ясно, что "черкизовский" текстиль неизвестного происхождения на отечественный рынок уже не привезешь. В то же время государство предложило частникам альтернативный вариант - производить закупки через оптовые базы. Какой ассортимент и условия сотрудничества они предлагают, а также насколько востребованы их предложения, узнала корреспондент БЕЛТА, посетив несколько столичных оптовых баз.

В настоящее время на территории Беларуси функционируют 34 базовые оптовые организации. С недавних пор они ведут целенаправленную работу по обеспечению индивидуальных предпринимателей товарами не только отечественного, но и иностранного производства. Например, в Брестской области работают 4 оптовые базы, в Витебской - 3, в Гомельской - 6, в Гродненской - 7, в Могилевской - их 4.

Больше всего оптовых организаций (10) находится в Минске. Именно столичные объекты выбрала корреспондент БЕЛТА для посещения.

РЕПОРТАЖ: Белорусские оптовые базы готовы гибко сотрудничать с ИП



ТОВАР ЕСТЬ, ПОКУПАТЕЛЯ НЕТ

В магазине оптовой организации ОАО "Трикотажторг" среди секций, отведенных под товары предприятий концерна "Беллегпром" и частных белорусских компаний, совсем недавно появилась табличка "товары иностранного производства". Одежду от 19 польских фирм, а также платья, блузы и туники из Турции привезли на оптовую базу в апреле этого года. "Накануне мы серьезно изучили рынок, проанализировали спрос и постарались отобрать изделия и модели, которые пока недостаточно представлены белорусскими предприятиями", - рассказал директор Иван Кобза.

РЕПОРТАЖ: Белорусские оптовые базы готовы гибко сотрудничать с ИП



По словам директора, первоначально планировалось выбирать товар с учетом потребностей предпринимателей, однако из-за пассивности последних работникам организации пришлось полагаться исключительно на свой вкус. "С апреля текущего года мы активно привлекаем ИП к сотрудничеству. Им, например, раздаются анкеты, с помощью которых можно узнать, какую именно продукцию хотели бы видеть предприниматели с точки зрения страны-производителя, качества, дизайна и цены. Разослано уже более трех тысяч бланков, но, к сожалению, ни одна заполненная заявка к нам так и не вернулась", - сетует Иван Кобза.

Неудачным опытом изучения предпринимательского спроса поделился директор еще одной оптовой базы - ОАО "Обувьторг" - Сергей Матиевский. "Из распространенных среди ИП двух тысяч анкет назад мы получили не более двух десятков. Впрочем, большая часть оказалась для нас бесполезной, так как в заявках не были указаны конкретные пожелания, а именно - какие производители интересуют предпринимателей, какое качество для них более предпочтительно... - рассказал он. - Если ИП хотят работать с нами, им следовало бы предоставить эти данные, а мы, в свою очередь, сделаем все возможное, чтобы удовлетворить имеющийся спрос".

По словам руководителя предприятия, в обозримом будущем продавать в Беларуси товар на нынешних условиях предприниматели уже не смогут, потому что у них не будет соответствующих документов. И сейчас их позиция до конца не ясна.

РЕПОРТАЖ: Белорусские оптовые базы готовы гибко сотрудничать с ИП



ОАО "Обувьторг", в свою очередь, делает все возможное, чтобы предложить импортную продукцию в достойном ассортименте. С апреля на базу завезено около 300 моделей обуви из Польши и Украины. Взрослые модели, в основном, из кожи, есть детская обувь, в том числе ортопедическая. Прорабатывается вопрос организации поставок из Турции.

РЕПОРТАЖ: Белорусские оптовые базы готовы гибко сотрудничать с ИП



РЕПОРТАЖ: Белорусские оптовые базы готовы гибко сотрудничать с ИП



РЕПОРТАЖ: Белорусские оптовые базы готовы гибко сотрудничать с ИП



С МОРЯ ПОГОДЫ...

Отсутствие у предпринимателей желания сотрудничать с оптовыми базами, по мнению директора ОАО "Трикотажторг" Ивана Кобзы, отчасти связано с введением для "ипэшников" определенных законодательных послаблений. В частности, плательщикам единого налога разрешили до 1 марта 2015 года реализовывать остатки товаров легкой промышленности, ввезенных в Беларусь до 1 июля 2014 года и не имеющих документов об их соответствии техническому регламенту Таможенного союза. При этом не позднее 30 июля текущего года предприниматели должны представить в налоговый орган по месту постановки на учет опись остатков товаров в двух экземплярах для их заверения. "Стоит ли удивляться, что вся энергия предпринимателей сейчас направлена на ускоренную закупку товаров, разрешенных к реализации до указанной даты, а также на их регистрацию в налоговой, - высказал мнение собеседник. - Для предпринимателей пока важнее завезти партии побольше, чтобы обеспечить себя товарами на максимально продолжительный срок". При этом Иван Кобза высказал мнение, что данная предпринимателям отсрочка в конечном счете принесет позитивный результат, так как даст им возможность постепенно перестроиться на работу по новым правилам.

Еще одна причина невысокой активности ИП, по мнению Ивана Кобзы, заключается в том, что новые правила не позволят предпринимателям "наваривать" на товаре большие суммы, как это происходит сейчас, - по 150 и более процентов на каждой единице товара. Например, в той же Польше одежда в оптовых организациях стоит недорого - можно найти кофточку или платье за $8-10, а в магазинах цены значительно вырастают. Директор также добавил, что белорусские предприниматели, для которых действуют определенные налоговые льготы, пользовались этим и ввозили дешевый товар непонятного качеств. Другое дело - доставка партии априори хорошего качества на оптовую базу, когда в конечную цену товара закладываются расходы, в том числе транспортные, таможенные и на сертификацию. В результате конечная цена взлетает почти в два раза. "Покупать на таких условиях предпринимателям, разумеется, менее выгодно, чем ввозить товар самостоятельно. Однако и при новых правилах в минусе они не останутся", - подчеркнул Иван Кобза. Зато у покупателей будет уверенность, что все без исключения товары на рынках и в магазинах качественные и безопасные.

РЕПОРТАЖ: Белорусские оптовые базы готовы гибко сотрудничать с ИП



АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВАРИАНТ

Что касается удорожания товаров в связи с процедурой сертификации, торговые базы готовы предложить варианты взаимодействия, позволяющие сдержать рост цен.

Сертификат выдается на основании исходных данных о производителе, составе сырья и партии. При осуществлении проверки качества сырья проводится экспертиза, которая, во-первых, стоит денег, а во-вторых, делает после нее исследуемый образец непригодным для эксплуатации. "Если в отношении товаров конкретного производителя с определенным составом полотна единоразово провести экспертизу, то при повторном ввозе аналогичной продукции повторять процедуру не придется. Небольшие расходы в размере около Br500 тыс. придется понести только при получении нового сертификата о качестве. Это необходимо, чтобы подтвердить информацию о вновь ввезенной партии. Иными словами, выдается подтверждение, что партия "В" точно такая же, как партия "А", - пояснил Иван Кобза.

По словам директора, с представителями РОО "Перспектива" обсуждался вопрос о совместной поездке на зарубежные рынки и некоторые предприниматели к такому путешествию готовы. "Если на месте они выберут производителя и состав материала, которые их устроят, и будут работать с ними постоянно, процедура сертификации для таких предпринимателей в последующем значительно удешевится", - сказал собеседник.

Снизить стоимость сертификации примерно на 10% также можно, ориентируясь на работу с зарубежными компаниями, товар которых ранее уже прошел сертификацию стран ТС. "Некоторые иностранные фирмы вызывают к себе представителей госстандарта страны, куда планируется вывозить свою продукцию, и получают с их помощью такой сертификат, - рассказал директор ОАО "Обувьторг" Сергей Матиевский. - Мы как раз работаем с такими производителями обуви".

РЕПОРТАЖ: Белорусские оптовые базы готовы гибко сотрудничать с ИП



Представители оптовых баз уверяют, что при прохождении процедуры сертификации у них не возникает проблем. Более того, с хорошей стороны удивило, что из трех взятых для испытаний единиц продукции две возвращаются в целости и сохранности.

Единственный недостаток инструмента сертификации - долгосрочность. Производители одежды выпускают коллекции к конкретному сезону, а проверка товаров на соответствие техрегламенту длится не менее трех недель. "Получается, что часть "горячих деньков", когда спрос высокий, продукция может бессмысленно пролежать в лаборатории, - добавил Сергей Матиевский. - Мы договариваемся с работниками института по сертификации о сокращении сроков. Но хотелось бы дождаться урегулирования вопроса на законодательном уровне", - поделился ожиданиями руководитель организации, добавив, что оптимальное время для экспертизы - не более одной недели.

РЕПОРТАЖ: Белорусские оптовые базы готовы гибко сотрудничать с ИП



ДАЛЕКО ХОДИТЬ НЕ НАДО

Директор ОАО "Торгодежда" Людмила Пяткова рассказала, что, несмотря на сложившуюся ситуацию, интерес со стороны предпринимателей к сертифицированной продукции все же понемногу растет. "Поступают звонки, ко мне лично приходят интересующиеся. По желанию предпринимателей с помощью sms-рассылки мы информируем об обновлении ассортимента, в том числе импортного товара. И недавно мы даже получили ответ от одного из предпринимателей о готовности посетить наш склад", - добавила она.

РЕПОРТАЖ: Белорусские оптовые базы готовы гибко сотрудничать с ИП



Оптовые базы проводят работу с ИП на рынках и в торговых центрах, в том числе организуют выставки товаров, выпускаемых промышленностью республики, для согласования поставок с предпринимателями. По словам директора ОАО "Трикотажторг" Ивана Кобзы, в будущем оптовая организация планирует расширить ассортимент импортной продукции и диапазон стран, из которых она поступает. Однако темпы развития будут зависеть от того, насколько предприниматели будут заинтересованы в этой продукции.

РЕПОРТАЖ: Белорусские оптовые базы готовы гибко сотрудничать с ИП



При этом основной упор оптовые организации делают на реализацию белорусской продукции, что неслучайно. "Буквально две недели назад я посетил совместное совещание Министерства торговли и концерна "Беллегпром". Его участники пришли к выводу, что белорусские предприятия могут выпускать продукцию, которая не уступает по качеству импортной", - пояснил Иван Кобза и задал риторический вопрос: "Зачем в таком случае тратить валюту на закупку зарубежной продукции?".

Для наглядности руководитель предприятия продемонстрировал оранжевую кофточку производства белорусского предприятия "Любава". "И чем эта блузка хуже польской… на мой взгляд, никакой разницы", - добавил он.

РЕПОРТАЖ: Белорусские оптовые базы готовы гибко сотрудничать с ИП



"Есть предприниматели, которые давно и с удовольствием работают с отечественными производителями. Есть те, которые работают только с иностранными компаниями и не обращают внимания на белорусский товар. Они живут убеждением, что импорт всегда лучше, - рассказала заместитель директора ОАО "Трикотажторг" Тамара Нараб. - Мы проводим выставки, где показываем посетителям отечественный и импортный товар с предложением определить белорусского производителя. Предпринимателям порой трудно сдержать удивление, когда они узнают, какие интересные модели выпускают наши предприятия".

РЕПОРТАЖ: Белорусские оптовые базы готовы гибко сотрудничать с ИП



РЕПОРТАЖ: Белорусские оптовые базы готовы гибко сотрудничать с ИП



По словам директора ОАО "Торгодежда" Людмилы Пятковой, многие индивидуальные предприниматели предпочитают отечественный товар импортному. "Немало таких, которые регулярно покупают у нас отечественную продукцию на протяжении уже более чем десяти лет и всем довольны. В настоящее времени более чем с сотней предпринимателей мы работаем на договорной основе", - добавила она.

По мнению руководителя предприятия, товару белорусских производителей не хватает разве что рекламы и нестандартных идей по продвижению. Поработать в таком направлении оптовая организация планирует во время предстоящей модернизации. "В следующем году хотим воплотить в жизнь проект по созданию на базе "Торгодежды" уникального торгового центра по реализации товаров белорусского производства. Его изюминкой станет оформление фрагментов залов в фирменном стиле предприятий, выставляющих там свою продукцию. Уже сейчас заинтересованность идеей выказывают предприятия концерна "Беллегпром", - рассказала директор.

РЕПОРТАЖ: Белорусские оптовые базы готовы гибко сотрудничать с ИП



Мария ДМИТРИЕВА,
БЕЛТА.-0-



БЕЛТА о новостях в стране и мире

←Минфин все еще ждет поступления бридж-кредита

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика