Евразийский союз похоронит пятую часть малого бизнеса Беларуси
Половина компаний малого и среднего бизнеса сосредоточена на сохранении статус-кво. Только треть занимается развитием бизнеса. При этом пятая часть уже сейчас ощущает конкуренцию на белорусском рынке со стороны российских компаний.
Таковы результаты опроса «Развитие малых и средних предприятий Беларуси, 2014 г.». Он проводился Лабораторией аксиометрических исследований «Новак» для Исследовательского центра ИПМ в мае 2014 года. Опрошен 431 руководитель и топ-менеджер малых и средний предприятий, которые представляют различные сферы деятельности во всех регионах Беларуси.
Экономическое положение предприятий
44,3% респондентов посчитали, что экономическое положение их предприятий за последний год осталось без изменений. 22,7% отметили, что оно несколько ухудшилось, а 21,6% — что несколько улучшилось.
Треть предприятий отмечают сокращение прибыли за 2013 год. 29,3% заявили, что за минувший год объем прибыли не изменился, а 37,7% — что прибыль была стабильной. 23,2% указывают на сокращение инвестиций. 64,3% считают, что в 2013-м они были стабильными, а 12,6% — не изменились.
Среди пяти самых негативных изменений во внешней среде, которые оказали влияние на деятельность предприятий, руководители и топ-менеджеры назвали падение покупательской способности внутри страны (57,5%), нестабильность валютного курса (32%), задержки в оплате поставленной продукции (32%), дефицит квалифицированной рабочей силы (25,2%), а также снижение спроса со стороны государственных предприятий (18%).
Половина предприятий малого и среднего бизнеса на данный момент сконцентрирована на сохранении достигнутого уровня, а 16,9% — на выживании. Только треть сейчас занимается развитием бизнеса.
Условия ведения бизнеса в Беларуси
57,8% респондентов отмечают усиление конкуренции за последний год, лишь 3,7% — ее ослабление.
Половина считает, что за последний год условия для ведения бизнеса в Беларуси не изменились. 20,6% полагают, что они незначительно ухудшились, а 19,5% — незначительно улучшились.
В таких сферах как налогообложение, контрольные мероприятия и арендные ставки около трети предпринимателей ощущают неравные условия для ведения бизнеса по сравнению с государственным сектором.
Интеграция и конкурентоспособность
44,8% компаний называют вступление Беларуси в Таможенный союз и участие в создании Евразийского экономического союза положительными шагами, 13,5% — отрицательными. Продолжение евразийской интеграции, по мнению 44,6% респондентов, положительно повлияет на белорусский бизнес. 14,8% считают, что интеграция скажется на бизнесе отрицательно, а 40,6% предполагают, что это никак не повлияет на их бизнес.
23,2% предприятий малого и среднего бизнеса уже сейчас ощущают конкуренцию на белорусском рынке со стороны российских компаний.
При этом большая часть (58,5%) компаний считают, что не смогут конкурировать на рынке Таможенного союза и ЕЭП. Среди основных причин они называют отсутствие собственных средств на продвижение продукта (56,7%), а также высокую себестоимость производимой продукции (25,8%) и административные препятствия выхода на рынки со стороны стран ТС (23%).
Самыми главными возможностями для развития своих предприятий в этом году респонденты назвали поиск новых бизнес-моделей/решений (66,8%), упрощение доступа к сырью, финансовым ресурсам и комплектующим (31,3%) и проведение модернизации производственных мощностей (27,8%).
Кому взлет, кому падение
Данные опроса свидетельствуют о расслоении внутри малого и среднего бизнеса, считает руководитель Научного исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.
«Определенная группа малого и среднего бизнеса отрывается от серой массы и выходит вперед. Это те фирмы, которые достаточно хорошо себя чувствуют в нынешних условиях. Они приспособились, адаптировались к плохим кредитным условиям, неравенству со стороны госпредприятий и т.д. и заняли свои ниши. Среди белорусских компаний они оказались более ловкими и дальновидными», — говорит экономист.
В дальнейшем, прогнозирует эксперт, расслоение в малом и среднем бизнесе углубится, поскольку усилится экспансии российских компаний на белорусском рынке в рамках Евразийского экономического союза.
«Внешняя среда будет толкать малый и средний бизнес к дефрагментации, в которой будет выкристаллизовываться крепкая, здоровая, нацеленная на экспансию, на развитие группа, а около 20% существующего сегодня бизнеса, может, расстанется с рынком навсегда. Это те, кто вовремя не перестроился, кто думал, что можно жить на достигнутом, кто пилил старый сук. Их ждет неприглядное будущее», — считает Ярослав Романчук.
Александр ЯРОШЕВИЧ